Проще, мобильнее и по стандарту
Контрактная система, изначально нацеленная на повышение эффективности государственных заказов, помимо экономии бюджетных средств, сделала эти процедуры открытыми и прозрачными. Растут и объемы торгов. Так, к примеру, в Дагестане в 2022 году всего государственными и муниципальными заказчиками заключено 15 573 контракта на сумму 88,6 млрд рублей.
Как сообщает первый заместитель председателя Комитета по государственным закупкам РД Рустам Муртазалиев, сейчас ряд изменений в законодательстве существенно упростил процедуру участия в торгах и проведение конкурсов.
Цифровизация и стандартизация этих услуг, с его слов, практически лишили заказчика возможностей для манипуляций. Значительная часть лотов идет теперь с упрощенными, типовыми условиями подачи заявлений, которые можно заполнить одной или несколькими галочками. В практике проведения торгов появилось такое понятие, как сравнение опыта. К примеру, в таких капиталоёмких отраслях, как строительство, это определяющее обстоятельство выбора того или иного исполнителя.
Сегодня для победы в конкурсе компании важно сохранить репутацию, так как учитывается опыт предыдущих лет. Вместе с тем такой показатель, как снижение цены контракта, законодатель ограничил барьером не более 60 %. Также позитивное влияние оказывает механизм банковских гарантий, препятствующий безответственному отношению к исполнению контракта. В совокупности эти условия способствуют тому, чтобы компания не набирала сумму заказов, которые не в силах выполнить.
Информацию о последних трендах в процедурах проведения госконтрактов Рустам Муртазалиев дополнил статистикой объемов проведенных торгов.
Так, в Дагестане конкурентными способами в 2022 году заключено 13 402 контракта на сумму 64,6 млрд рублей, из них непосредственно через Комитет по госзакупкам на сумму 33,4 млрд рублей. В то же время было проведено самостоятельно 8709 контрактов на сумму 21,3 млрд рублей и муниципальными заказчиками 1684 контракта на сумму 9,9 млрд рублей. Эти цифры подтверждают рост объемов бюджетных средств посредством так называемой контрактной системы.
Одним из ключевых показателей эффективности закупочной деятельности остается экономия. В республике по итогам прошлого года она достигла 1,7 млрд рублей. Только централизованно, то есть посредством торгов, проведенных через Комитет, бюджет сберег порядка 1 млрд рублей.
Другим важнейшим показателем эффективности закупок, заявил Рустам Муртазалиев, является уровень конкуренции. Наиболее остро он наблюдается в сфере услуг по проектно-изыскательным работам – в среднем 4,3 заявки на 1 закупку. Существенная конкуренция сохраняется и в сфере строительных работ (2,5), медицинского оборудования (2,1). Однако всё еще низок ее уровень при проведении закупок на поставку лекарственных препаратов. Здесь практически каждая третья сделка признается несостоявшейся из-за отсутствия заявок участников.
Важное направление при осуществлении закупочной деятельности – поддержка малого предпринимательства. В этом плане Дагестан из года в год был субъектом, обеспечивающим исполнение требования федерального закона о контрактной системе в части осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО) в объеме не менее чем 15 % совокупного годового объема закупок.
Однако в 2022 году требования законодательства изменились, и объем закупок у СМП и СОНКО увеличился до 25 %. Чтобы обеспечить этот возросший уровень, в регионе проводились специальные торги. В результате заключено 7638 контрактов на сумму 12,9 млрд рублей, это 20 % от общей суммы контрактов, заключенных конкурентным способом (64,6 млрд рублей).
Достичь требуемого объема закупок у СМП и СОНКО не удалось, но, как заверил Рустам Муртазалиев, Комитет намерен усилить работу в этом плане. По его мнению, высокую активность субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных в других регионах России, в участии в закупках свидетельствует как о повышении открытости и прозрачности республиканских закупок, так и о низких конкурентных возможностях местных поставщиков.
Комитет работает над решением проблемы. Так, для обеспечения закупок малого объема у местных производителей с 2018 года запущен электронный ресурс «Биржевая площадка», который не допускает к поставке продуктов питания несертифицированных участников. Это особенно актуально для школ и дошкольных образовательных учреждений. А чтобы биржа заработала на полную мощность, Комитет намерен воздействовать на активность муниципалитетов.