Рациональное использование земельных ресурсов – условие единства народов Дагестана
Проблемы земли и земельных отношений в Дагестане во все времена были и остаются ключевыми. Они всегда решались болезненно, и не всегда их решение доводилось до конца, хотя вопросы обсуждались на самом высоком уровне.
Вот и временно исполняющий обязанности Главы республики С. Меликов дал поручение создать комиссию для изучения эффективности использования земель, в особенности земель сельскохозяйственного назначения.
АПК является важнейшей отраслью экономики и занимает особое место в жизнеобеспечении республики. Доля населения, проживающего в сельской местности Дагестана, составляет 60%, в связи с чем сельское хозяйство выступает системообразующим фактором, определяющим состояние всего народного хозяйства и социально-экономического развития территории.
В агропромышленном комплексе занято 27,2% работающего населения республики, 16% выпуска продукции народнохозяйственного комплекса приходится на сельское хозяйство.
На территории республики функционируют и используют землю 623 крупных землепользователей, землевладельцев и собственников земли. Тревожно то, что из-за неналаженности учёта и отчётности отсутствует достоверная информация о землепользователях, условия землепользования не находят отражения в статотчётности, не уплачивается земельный налог и не пополняются бюджеты республики и муниципальных образований.
Особо можно отметить использование земель отгонного животноводства. Общая площадь этих земель составляет 1509,8 тыс. га и находится в пользовании 837 землепользователей.
Необходимо акцентировать внимание на невообразимую пестроту землепользования в республике, что не встречается ни в одном другом регионе РФ.
На территории Каякентского района общая площадь земель отгонного животноводства составляет 15507 га, Карабудахкентского – 6317 га, Кизлярского – 7833, Бабаюртовского – 31700, Кумторкалинского – 125608, в Кочубейской зоне – 1016037 га.
На административных границах земель одного лишь Кумторкалинского района расположены 44565 гектаров Гунибского района, 3197 га Гергебильского, 7831 га Шамильского, 14627 га Хунзахского, 406 га Гумбетовского и 1674 га Буйнакского районов. В Кизлярской зоне 5163 га земель используются частниками, не имеющими ни одной головы скота общественного сектора и не вносящими ни одного рубля в бюджет хозяйств.
В Кочубейской зоне в хозяйствах «К. Маркса», «Родина», «Коммунист» «Шимихюрский», «М. Горького» по существу ликвидировано общественное поголовье, а земли сдают в аренду другим лицам и хозяйствам.
Немаловажное значение имеет анализ использования скотопрогонных трасс. Перегон скота подобным способом неэффективен во всех отношениях: каждое животное в весе теряет 3 кг. Можно посчитать общие потери, зная количество поголовья.
В этом плане заслуживают внимания расчеты и выводы известного учёного, доктора экономических наук Петра Тананакина. Они обсуждались в заинтересованных хозяйственных структурах и научных советах, его рекомендации были одобрены и в своё время нашли применение.
Вызывают сомнение статистические данные о количестве поголовья мелкого рогатого скота, особенно овцематок, за которых предусмотрены надбавки. Бывший премьер-министр Артём Здунов в своём выступлении как-то отметил: «Поступает информация, что численность поголовья овец в республике значительно меньше, чем показывает официальная статистика, причём цифры серьёзно разнятся. Необходимо провести инвентаризацию, чтобы понять, сколько овец и коз в республике реально есть» («Дагправда», 22 февраля 2018 г.).
Можно перечислить множество постановлений, решений, законодательных указов исполнительных органов. Общественными организациями проводились круглые столы, форумы, съезды, где обсуждались вопросы земельных отношений. Предложения и рекомендации доводились до руководителей республики.
Административная монополия ставит заслон свободному экономическому развитию отраслей сельского хозяйства и является тормозящим фактором снижения цен на продовольственные товары
Дагестан при всём этом остаётся субъектом России, где земельная реформа не приняла своего разумного решения. Возникает закономерный вопрос: в чём причина?
В Ставропольском крае земли отгонного животноводства переданы бывшим владельцам этих земель – сельским муниципалитетам, а в Дагестане этот вопрос застопорился.
Почему в Дагестане объявлена административная монополия на эти земли?! Есть подозрения, что эти земли давно проданы частным лицам, вероятно, есть хозяева, напрямую связанные с исполнителями этих решений, не исключено, что эти отношения коррупционного характера. В этом случае аграрные отношения переходят из сферы эффективного землепользования в плоскость уголовно-политическую.
Главная цель определённых лиц – под видом развития овцеводства земли, арендованные на определённый срок на плоскости, навечно закрепить за хозяйствами горных районов, при этом создать на этих территориях и поселения, и органы управления. Не рейдерский ли это захват?
В вопросах земельных отношений нет противоречий между рядовыми тружениками гор и равнины, да и между здравомыслящими руководителями нет. Это злобные интриги незаконно разбогатевшей клановой касты.
Руководитель хозяйства «Дарада-Мурада» Рамазан Мирзаев пишет: «В этом году в республике состоялось два мероприятия, на которых обсуждалась судьба низменных территорий, – сход кумыков и съезд ногайцев. При этом практически все СМИ постарались преподнести эти мероприятия как начало широкомасштабной войны жителей равнины против «завоевателей-горцев», тогда как в самих материалах съездов подобных призывов не было и в помине. Больше того, я, горец и сын горца, за многие положения этих резолюций готов хоть сегодня проголосовать двумя руками. К примеру, не вижу ничего плохого в том, чтобы равнинными землями распоряжались администрации районов, на территории которых они находятся. По большому счёту для меня как для хозяйственника неважно, кому я буду платить за аренду. Главное, чтобы правила игры не менялись и были прозрачными». («Новое дело», 30.06.2018 г.).
В то же время в республике в решении земельных отношений объявлена административная монополия на земли отгонного животноводства. Можно спросить, насколько приемлема монополия на земли сельхозназначения в рыночных условиях и каковы последствия их монополизации?
В области сельскохозяйственных отношений административная монополия приводит к усилению господства одних над другими. Она ставит заслон свободному экономическому развитию отраслей сельского хозяйства и является тормозящим фактором снижения цен на продовольственные товары в силу отсутствия конкуренции, а также тормозом для обеспечения продовольственной безопасности.
В мае 2011г. Правительство РД принимало постановление №140 «О состоянии и мерах по совершенствованию управления земельными ресурсами в Республике Дагестан», где прописано: «Совместно с министром сельского хозяйства Республики Дагестан и органами, осуществляющими государственный земельный контроль, в установленном порядке принять меры для принудительного прекращения прав пользования земельными участками из земель отгонного животноводства, используемых с нарушением земельного законодательства».
Как видно, Правительство республики и профильные министерства озабочены состоянием землепользования, принимаются постановления, даются поручения устранить нарушения земельного законодательства с указанием сроков исполнения, а на деле конкретное решение вопроса заморожено.
Возникает вопрос: почему? По какой причине принятые решения на самом верху не реализуются?
Возможны варианты ответов:
– может быть, решения этих вопросов в финансовом и правовом отношении неподъёмные или есть объективные причины, непонятные нам;
– может быть, инвентаризация земель отгонного животноводства, разграничение земельных участков, соблюдение норм содержания скотопоголовья, размеры арендуемой платы и другие судьбоносные вопросы в аграрной сфере вступают в противоречие с интересами крупных барановодов – олигархов, имеющих влияние на некоторых исполнителей принятых решений и постановлений.
Очевидно, главная цель барановодов под видом развития овцеводства в республике земли, арендованные на определённый срок на плоскости, навечно закрепить за хозяйствами горных районов, при этом создать на этих территориях органы управления. Подтверждение тому – строительство 5 школ на землях отгонщиков без законодательных документов за счёт бюджетных средств республики.
Поселения эти не имеют соответствующего статуса, и, естественно, строить здесь школы, больницы, детские сады да еще и на государственные деньги нельзя.
Учитывая экономические, политические и межнациональные отношения в Дагестане, для регулирования земельных отношений (земель отгонного животноводства) вношу предложения:
– земли отгонного животноводства вернуть районным муниципальным образованиям, на территории которых они находятся, с последующей передачей их сельским муниципалитетам;
– для сезонного выпаса овцепоголовья горных и предгорных районов на плоскости заключить взаимовыгодные договоры аренды этих земель между арендаторами (хозяйствами горных и предгорных районов) и арендодателями (хозяйствами, на территории которых находятся эти земли);
– чётко обозначить границы незаконно построенных сельских поселений, которые находятся на землях отгонного животноводства;
– для медицинского обслуживания населения поселений, обучения детей этих поселений и решения других социально-экономических проблем прикрепить их к близрасположенным стационарно действующим медицинским учреждениям, школам и другим местным структурам, обеспечив местные муниципальные образования транспортными средствами и дополнительными финансовыми средствами за счёт республиканского бюджета.
Для этого в Закон РД «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан» нужно внести соответствующие изменения.