Сбалансированное развитие
На современном этапе переориентации отраслей нашего региона на рыночные отношения на первый план выдвигаются вопросы улучшения функционирования инфраструктуры АПК с учетом агроэкологии в стратегии развития сельскохозяйственного производства. Укрепление рыночных отношений происходит по пути формирования и развития смешанной экономики, где взаимодействуют рынок и государственное регулирование. Роль и масштабы последнего определяются как общим состоянием экономики, так и особенностями развития аграрного сектора экономики республики.
Потребность в эффективном развитии инфраструктуры делает особенно важным проведение научно обоснованного анализа состояния и развития АПК с учетом агроэкологии, оценки реального положения и выбора направлений развития на перспективу. Только на этой основе становится возможным создание реально функционирующего и эффективно действующего инфраструктурного обеспечения устойчивого развития агропромышленного комплекса.
Следует отметить, что приоритетное значение придается структурным экономическим преобразованиям инфраструктурной системы, повышению результативности этих преобразований. В связи с этим в сложившихся условиях необходимо ускорить разработку законодательно-правовой базы и усовершенствовать в соответствии с новыми хозяйственными условиями механизм и структуру управления производственной инфраструктурой в условиях стабилизации и подъема экономики АПК региона.
Обеспечить реализацию направлений развития инфраструктурного комплекса позволит разумная инвестиционная политика, предусматривающая участие государства в финансировании тех инфраструктурных объектов, которые имеют особую государственную значимость. При этом важно наращивать инвестиционный потенциал как за счет самих предприятий и объектов аграрного комплекса, так и частных инвесторов.
Одно из приоритетных направлений совершенствования инфраструктурного обеспечения АПК – усиление комплексности, переход к взаимосвязанной системе прогнозных расчетов. Формирующиеся рыночные механизмы должны сыграть существенную роль в структурной перестройке экономики АПК республики.
Ввиду невозможности решения целого ряда насущных проблем инфраструктурного обеспечения АПК в рамках традиционных методов управления целесообразна разработка и реализация республиканских программ развития отдельных её составляющих. Наряду с этим необходима разработка и реализация программы развития всего комплекса производственной инфраструктуры. Реализация таких программ будет способствовать созданию благоприятных условий для развития бизнеса, производства и экспорта инфраструктурных услуг, развитию сельского хозяйства.
Для Дагестана актуально решение задачи создания опорной дорожной сети и обеспечения круглогодичного выхода на нее большинства населенных пунктов путем строительства подъездных дорог
В первую очередь должна быть обеспечена дорожно-инфраструктурная связанность территории как в национальных границах, так и в региональном разрезе, исходя из возможности доступа к сети по подъездам с твердым покрытием практически для всех населенных пунктов горных районов, в которых проживает значительная часть населения. Необходим учёт стратегических интересов Дагестана, а именно: бесперебойное движение вне зависимости от сезонности и погодных условий; доведение транспортно-эксплуатационных качеств сельских дорог до уровня международных стандартов; повышение безопасности дорожного движения и сокращение числа происшествий по причине дорожных условий с учетом агроэкологии.
Следовательно, основными приоритетными направлениями подотрасли производственной инфраструктуры являются задачи по доведению до районных центров автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием, а также развитие дорожной сети в направлении курортных кластеров и выходов в соседние регионы. Сегодня дорожная составляющая производственной инфраструктуры – это одна из самых эффективно и качественно работающих подотраслей экономики. Поставленная задача в части вовлечения инвестиций в развитие производственных мощностей реализуется системно, с охватом горных территорий, требующих в первую очередь доведения дорог с асфальтобетонным покрытием до районных субъектов.
Особо следует отметить научную новизну анализа, которая состоит в том, что в результате разработки теории и практики по формированию стратегии долгосрочного развития и эффективного функционирования предприятий подотраслей АПК региона с учетом агроэкологии дана комплексная оценка современного состояния и проблем развития предприятий, предложена модель инвестиционной стратегии и разработаны методические подходы и практические рекомендации к формированию стратегии развития предприятий.
Особенно остро стоит проблема обеспечения связью горных и труднодоступных районов, так как их эффективное освоение, рост сельскохозяйственного производства возможны лишь в результате интенсивного развития и строительства автомобильных дорог. Это тем более важно, потому что здесь слабо развиты или совсем отсутствуют другие виды транспорта.
Для Дагестана актуально решение задачи создания опорной дорожной сети и обеспечения круглогодичного выхода на нее большинства населенных пунктов путем строительства подъездных дорог. В таких районах с перспективным развитием аграрного сектора экономики предъявляются повышенные требования к формированию местной автодорожной сети в целях решения задачи по созданию автодорожных подъездов с твердым покрытием ко всем сельским населенным пунктам Дагестана.
Необходимо предусмотреть ускоренное строительство и опорной сети магистральных автомобильных дорог, расширение строительства путей сообщения в сельской местности, улучшение качества строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог и осуществление необходимых мер по повышению безопасности движения. Поэтому направление дальнейшего строительства сети благоустроенных автомобильных дорог должно соединить все перспективные сельские населенные пункты региона, что необходимо и для полного удовлетворения потребностей хозяйства и населения в перевозках продукции.
Весьма наглядна связь дорожной инфраструктуры с отраслями аграрного сектора. Неудовлетворительное развитие дорожной инфраструктуры ведет к существенным потерям выращенной продукции, что значительно сужает возможности удовлетворения потребностей населения, тогда как развитие инфраструктуры создает благоприятные условия для эффективного развития аграрного сектора экономики.
Необходимость проведения эффективной и целенаправленной государственной политики в сфере производственно-дорожной инфраструктуры АПК с учетом агроэкологии продиктована временем. Стратегической целью её проведения должно стать формирование такой системы дорожной инфраструктуры, которая бы гарантированно удовлетворяла социальные, экономические и другие специальные требования.
Однако вся структурная перестройка возможна при условии усиления государственного регулирования деятельности дорожной инфраструктуры. Это должно быть органично увязано с общими направлениями и прогнозами социально-экономического развития, отвечать требованиям экономической эффективности капитальных вложений и предусматривать существенное повышение технического уровня инфраструктуры аграрного сектора.
Таким образом, к числу важнейших приоритетов развития производственно-отраслевой инфраструктуры региона с учетом агроэкологии в современных условиях следует отнести ее дальнейшее совершенствование и управляющих структур, чтобы обеспечить повышение.
Практическое использование концепции автора будет способствовать совершенствованию комплексного формирования отраслей инфраструктуры в развитии АПК региона с учетом агроэкологии в современных рыночных условиях, а также повышению эффективности деятельности организаций и предприятий аграрного сектора с учетом экосистемы и активизации инновационного развития и цифровизации экономики АПК СКФО и радикального функционирования отраслей социально-экономической инфраструктуры в условиях современных геоэкономических вызовов.