Технопарки: ключ к развитию
Технопарк – это не просто новый термин, а отрасль экономики, ассоциирующаяся с мощным производственным потоком. Знающие люди связывают эту индустрию с различными инновациями во всех сферах промышленности и производства. О том, как они работают в нашей республике, мы говорим с гостем «Дагестанской правды» Музакиром Шихсаидовым, доктором физико-математических наук, академиком Международной академии технологических наук, руководителем индустриального парка «Фотон».
– Как повлияет на экономику Дагестана развитие вашего индустриального парка?
– Статус индустриального парка мы получили три года назад. За это время число резидентов выросло до 8 предприятий, ежегодно они увеличивают объемы производства. Например, за прошлый 2018 год объем продукции, выпущенной этими предприятиями, достиг суммы в 700 миллионов рублей.
– Скажите, какова роль науки в выпуске современной инновационной продукции?
– В советское время такое бурное развитие научного потенциала, как в Дагестане, мало где наблюдалось. Даже филиал Академии наук СССР – Дагестанский научный центр – был единственным на Северном Кавказе. Наука и производство должны постоянно находиться в единой связке, поэтому нам надо совершенствовать эти взаимоотношения. Я думаю, в ближайшее время это даст свои результаты. Если у нас не будет собственных технологий, то мы многого не добьемся.
Могу привести пример, как успешно развивалось такое сотрудничество науки и технологий в Китае. Они приглашали к себе иностранные компании, создавали им условия, а те внедряли свои методики на базе технопарков, которые для них создавались. В итоге китайцы за короткое время смогли поднять экономику и промышленность своей страны. Ну а мы сегодня поддерживаем связи с единственным в России экспериментальным заводом Академии наук и договорились о получении от них нового заказа, будем работать. Было бы хорошо, если бы и разработки, которые есть у наших ученых, начали внедрять и на других предприятиях.
– Вы сотрудничали и с российскими регионами, и с зарубежными странами. Расскажите о наиболее интересных разработках.
– В Дагестане я встречался с директором экспериментального завода Академии наук, сотрудники которого вместе с японцами производили оборудование, безошибочно определяющее места незаконного подключения к электросетям, газовым, тепловым и водным магистралям. Он выступал на мероприятиях, которые мы организовали совместно с Министерством промышленности республики, и показывал, как эти разработки были внедрены на многих атомных электростанциях России.
А в 2012 году я был в Эмиратах, где активно работает американская компания Part Engineering Company, которая внедряла в нашей республике проект опреснения и очистки морской воды. Сегодня эта компания снабжает водой многие города Арабских Эмиратов, Саудовской Аравии, Кувейта, Омана, Ирана, Ирака и других государств. Мы с ними подписали соглашение, но, к сожалению, тогда эти проекты не получили необходимой поддержки и пока не развиваются. Хотя цель была – внедрить эту прогрессивную систему.
Дело в том, что у нас на севере республики высокая заболеваемость онкологией из-за употребления артезианской воды. Например, в Кизлярской зоне. Этот проект был призван обеспечить население района чистой и безопасной водой. Жаль, он не получил развития. И таких предложений было очень много. Полагаю, не нужно озвучивать все, но обидно, что не всегда нам удается внедрять новые технологии.
– Какие производства развиваются сегодня на территории вашего индустриального парка?
– Главный проект, который успешно реализуется, связан с обработкой стекла: термическая обработка, закаливание, выпуск различных изделий из него. Большие объемы поставляются за пределы Дагестана. Только в прошлом году произвели продукции на 400 миллионов рублей. Очень грамотно организована работа. К примеру, когда в Грозном взорвали Дом печати, то в короткий срок это здание полностью остеклили прочным стеклом нашего производства.
А еще на территории технопарка занимаются производством сепараторов. Сегодня эта продукция поставляется за рубеж – в Азербайджан, Белоруссию и другие страны. Я думаю, перспективы у производителей этой продукции впечатляющие, поскольку они постоянно совершенствуют конструкцию аппаратов и уже налаживают контакты с Ираном по сбыту сепараторов.
Функционирует на территории технопарка и компания по производству автоматизированных систем охраны. Это очень энергичные молодые люди, и их продукцией тоже интересуются за пределами Дагестана. Более 5 лет у нас развивалось производство обуви, ребята работали очень эффективно. Буквально в январе они уже отстроили свои цеха, это крупная фирма, поставляют обувь в Москву. Есть еще несколько предприятий, которые получают свое развитие в структуре нашего парка. Изготавливают и металлоконструкции. Очень много было заказов на железные мосты из Чеченской Республики. Ну и в самое ближайшее время 5-6 компаний получат статус резидентов индустриального парка, а их продукция уже сейчас пользуется спросом в России. На текущий момент годовой объем производства наших резидентов перевалил за 750 миллионов рублей.
У нас также работает Российский государственный университет туризма и сервиса. Каждый год на его базе государственную аттестацию проходят сотни работников гостиничного и ресторанного сервиса. Для этого привлекаются эксперты из Москвы, и мне было приятно видеть, на каком высоком уровне организована эта работа. В результате после обучения большого количества людей сервис обслуживания в республике улучшается. Претендуя на развитие туристического кластера, Дагестану это просто необходимо.
– Почему не получилось с иранским проектом по сбору автомобилей? Ведь делегацию принимали на уровне заместителя Председателя Правительства Дагестана?
– Было принято решение пока его приостановить. Хотя тема была очень интересной. И в этой связи я часто привожу один пример, говорящий о роли тех решений, которые принимает руководство. В африканской республике Руанда была страшная бедность, а в вооруженных конфликтах гибли от 400 до 700 тысяч жителей. С приходом нового президента эта республика с 147-го места по ВВП достигла уровня Италии, Турции, Чехии и Польши. И это было достигнуто путем сотрудничества руководства республики с бизнес-сообществом. Если африканцы смогли, то почему бы и нам не пойти по такому пути?
С приходом нового руководства республики есть очень позитивные сдвиги, и, я думаю, если продолжить в этом направлении, то через года два будет ощутимый рост экономики. Если 5 лет назад зарплаты у работников в нашем парке были 5-7 тысяч рублей, то сейчас порядка 30 тысяч.
Обидно, что Дагестан – дотационный регион с низким уровнем жизни. Но мы можем это изменить, если будем едины с руководством в стремлении к общему благу.