X
08:42 18.10.2024

Тогда были тропы

Кому не знакомо изречение «Дорога – это жизнь»? Дороги можно сравнить с кровеносной системой. Движение крови – жизнь. В 1929 году решением Совета народных комиссаров ДАССР было организовано Управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта ДАССР – «Дагдортранс». Это был первый официальный орган управления дорожным хозяйством в Дагестане.

До ХIХ века дорог в привычном понимании этого слова в Дагестане не было. Были тропы, проторенные вьючными повозками или людьми. Такие дороги возникали стихийно там, где мог проехать гужевой транспорт, и там, где мог пройти пешеход. Вмешательство человека ограничивалось сооружением небольших подпорных стенок в труднопроходимых местах и примитивных мостов.

Руководство Советской России пришло на помощь трудовому Дагестану. Были ассигнованы средства на ремонтные работы по маршруту Махачкала – Буйнакск – Гуниб – Хунзах – Ботлих – граница Горской республики. Местная власть, в свою очередь, также ассигновала средства и, кроме того, организовала общественные работы по ремонту дорог. В августе 1931 года вышло постановление ЦИК и Совета народных комиссаров ДАССР о борьбе с бездорожьем, имевшее большое значение. Лозунг «Все – на дорогу!» звал взяться за дело каждого, кто мог держать в руках кирку или лопату.

Годом начала строительства дорог в республике в современном понимании этого слова, а именно дорог с усовершенствованными типами покрытия, можно считать 1958-й. Тогда были заложены организационные основы строительства участка автомобильной дороги Ростов – Баку (ныне автомагистраль М-29 «Кавказ»). Эта дорога, проходящая по территории республик Северного Кавказа, практически уже имела асфальтобетонное покрытие, но на территории Дагестана участок протяженностью более 270 км имел крайне изношенное гравийное покрытие, дорога проходила не по наикратчайшему направлению, а через населенные пункты. Мостов через малые реки и овраги не было, а в непогоду вообще невозможно было проехать по отдельным участкам. К примеру, расстояние от Махачкалы до Хасавюрта составляло более 100 километров, езда на автомобиле занимала свыше 4-х часов.

В середине 60-х годов прошлого века необходимо было современными трассами соединить зону отгонного животноводства в Бабаюртовском районе со столицей республики, а также обеспечить связь с городом Кизляром и северной частью республики. Начинаются работы по строительству автодорог Хасавюрт – Бабаюрт и Хасавюрт – Гребенская. К началу 1970-х годов строительство этих дорог было завершено. Конечно же, все это было как «свежее дыхание» для социально-экономической жизни Дагестана.

Во второй половине 70-х годов работы по строительству и реконструкции опорной сети автомобильных дорог велись уже практически на всей территории республики. В Южном Дагестане была начата реконструкция автодорог Магарамкент – Рутул и Мамраш – Ташкапур – Араканский мост на участке Мамраш – Касумкент, усиленно велось строительство автодороги Дербент – Хучни – Хив. Одним из значимых событий стало завершение строительства мостового перехода через реку Чираг-чай у селения Касумкент. Асфальтобетонная лента дорог потянулась к районам Южного Дагестана.

К концу 70-х годов завершается реконструкция автодороги Махачкала – Буйнакск – Леваши – В. Гуниб. В северной части республики к концу 80-х годов было завершено строительство автодороги Кизляр – Терекли-Мектеб – граница Ставропольского края. При этом районный центр Терекли-Мектеб был соединен дорогой с асфальтобетонным покрытием. Был обеспечен также устойчивый проезд до границы Ставропольского края.

В 1993 году постановлением Правительства Российской Федерации в сеть федеральных дорог включаются автомобильные дороги Кочубей – Нефтекумск – Минеральные Воды и Астрахань – Кочубей – Кизляр – Махачкала общей протяженностью 372 километра, которые передаются в оперативное управление Дагестанавтодора. Параллельно практически во всех районах велась планомерная работа по ремонту дорог, строительству мостов, производственных баз.

С 2004 года Дагавтодор разворачивает плановые работы по строительству и реконструкции автомобильных дорог, ведущих к пограничным заставам, дислоцированным по периметру Государственной границы РФ с Азербайджаном и Грузией. Всего в период 2004–2009 годов дорожники построили и реконструировали 48 км дорог на самых ранее труднодоступных участках, а также 9 мостов. В 2006 году вступает в эксплуатацию второй пусковой комплекс автомагистрали Махачкала – Аэропорт протяженностью 4,9 км, со сдачей которого обеспечивается прямое автотранспортное сообщение между Махачкалой и ­Каспийском.

Тэги:
дороги,

Похожие

Индикатор качества жизни

17
Недаром дороги называют артериями жизни, кровеносными сосудами экономики. Наличие хороших и...

Прокладываются дороги жизни

20
Дороги – это сама жизнь. Чтобы она была комфортной, нужно не только строить современные...

Прокладываются дороги жизни

24
Дороги – это сама жизнь. Чтобы она была комфортной, нужно не только строить современные...

Новые дороги в новую жизнь

18
Много лет назад мне понадобилось из Кубачи поехать в Акуша. Хотя расстояние между этими...

Дороги жизни

24
Без развития дорог невозможно представить какое-либо развитие в принципе. Не случайно все...

Ширятся артерии жизни

9
Модернизация автодорожной инфраструктуры – первоочередная задача для Дагестана. Она...

Дороги в будущее

179
Для гостей Дагестана, предпочитающих автомобильные путешествия, знакомство с нашей...

Дороги – показатель качества жизни

26
Эх, дороги! – с горечью и безнадёгой восклицали в...

Дорожники снова в дороге

38
Очередное сообщение от МЧС: «Сильные дожди, ливни, гроза, град и усиление ветра до 20 м/с...

Статьи из «Экономика»

От слов к делу

4
В условиях массовой застройки Махачкалы наличие парков и скверов становится критически...

Реальный сектор

6
В нынешних условиях глобальных экономических вызовов и санкционного давления...

Весне – дорогу. В поле

12
Скоро зима уступит свои права весне, и на полях республики развернется активная...

Новая история белого зерна

46
Пару десятилетий назад достижения рисоводства нашей республики в советские времена...

Коммуналке нужна модернизация

17
Обращаясь к вопросу управления жилищным фондом и участия в этом самих жителей, поговорим о...

Зов земли родной

189
Редакция «ДП» открывает новую рубрику, героями которой станут известные политики,...

«Цифра» рубль сбережёт?

19
В конце 2024 года Центральный Банк России вместе с федеральными Министерством финансов и...

Не снижая темпов

7
Школа на 640 ученических мест, отвечающая высоким современным стандартам, практически готова к эксплуатации в предстоящем учебном году. Всего же в 2024 году в...

Здоровый пульс

17
Наша страна активно развивается в сфере сельского хозяйства. Об этом говорит и тот факт, что...

Махачкала в лидерах

51
Туризм в Дагестане получил в последние годы беспрецедентное развитие, и это практически...

От оборонки до продаж

47
Промышленный комплекс Дагестана уже несколько лет подряд демонстрирует устойчивый рост....

Герои среди нас

1 час назад