Тогда были тропы
Кому не знакомо изречение «Дорога – это жизнь»? Дороги можно сравнить с кровеносной системой. Движение крови – жизнь. В 1929 году решением Совета народных комиссаров ДАССР было организовано Управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта ДАССР – «Дагдортранс». Это был первый официальный орган управления дорожным хозяйством в Дагестане.
До ХIХ века дорог в привычном понимании этого слова в Дагестане не было. Были тропы, проторенные вьючными повозками или людьми. Такие дороги возникали стихийно там, где мог проехать гужевой транспорт, и там, где мог пройти пешеход. Вмешательство человека ограничивалось сооружением небольших подпорных стенок в труднопроходимых местах и примитивных мостов.
Руководство Советской России пришло на помощь трудовому Дагестану. Были ассигнованы средства на ремонтные работы по маршруту Махачкала – Буйнакск – Гуниб – Хунзах – Ботлих – граница Горской республики. Местная власть, в свою очередь, также ассигновала средства и, кроме того, организовала общественные работы по ремонту дорог. В августе 1931 года вышло постановление ЦИК и Совета народных комиссаров ДАССР о борьбе с бездорожьем, имевшее большое значение. Лозунг «Все – на дорогу!» звал взяться за дело каждого, кто мог держать в руках кирку или лопату.
Годом начала строительства дорог в республике в современном понимании этого слова, а именно дорог с усовершенствованными типами покрытия, можно считать 1958-й. Тогда были заложены организационные основы строительства участка автомобильной дороги Ростов – Баку (ныне автомагистраль М-29 «Кавказ»). Эта дорога, проходящая по территории республик Северного Кавказа, практически уже имела асфальтобетонное покрытие, но на территории Дагестана участок протяженностью более 270 км имел крайне изношенное гравийное покрытие, дорога проходила не по наикратчайшему направлению, а через населенные пункты. Мостов через малые реки и овраги не было, а в непогоду вообще невозможно было проехать по отдельным участкам. К примеру, расстояние от Махачкалы до Хасавюрта составляло более 100 километров, езда на автомобиле занимала свыше 4-х часов.
В середине 60-х годов прошлого века необходимо было современными трассами соединить зону отгонного животноводства в Бабаюртовском районе со столицей республики, а также обеспечить связь с городом Кизляром и северной частью республики. Начинаются работы по строительству автодорог Хасавюрт – Бабаюрт и Хасавюрт – Гребенская. К началу 1970-х годов строительство этих дорог было завершено. Конечно же, все это было как «свежее дыхание» для социально-экономической жизни Дагестана.
Во второй половине 70-х годов работы по строительству и реконструкции опорной сети автомобильных дорог велись уже практически на всей территории республики. В Южном Дагестане была начата реконструкция автодорог Магарамкент – Рутул и Мамраш – Ташкапур – Араканский мост на участке Мамраш – Касумкент, усиленно велось строительство автодороги Дербент – Хучни – Хив. Одним из значимых событий стало завершение строительства мостового перехода через реку Чираг-чай у селения Касумкент. Асфальтобетонная лента дорог потянулась к районам Южного Дагестана.
К концу 70-х годов завершается реконструкция автодороги Махачкала – Буйнакск – Леваши – В. Гуниб. В северной части республики к концу 80-х годов было завершено строительство автодороги Кизляр – Терекли-Мектеб – граница Ставропольского края. При этом районный центр Терекли-Мектеб был соединен дорогой с асфальтобетонным покрытием. Был обеспечен также устойчивый проезд до границы Ставропольского края.
В 1993 году постановлением Правительства Российской Федерации в сеть федеральных дорог включаются автомобильные дороги Кочубей – Нефтекумск – Минеральные Воды и Астрахань – Кочубей – Кизляр – Махачкала общей протяженностью 372 километра, которые передаются в оперативное управление Дагестанавтодора. Параллельно практически во всех районах велась планомерная работа по ремонту дорог, строительству мостов, производственных баз.
С 2004 года Дагавтодор разворачивает плановые работы по строительству и реконструкции автомобильных дорог, ведущих к пограничным заставам, дислоцированным по периметру Государственной границы РФ с Азербайджаном и Грузией. Всего в период 2004–2009 годов дорожники построили и реконструировали 48 км дорог на самых ранее труднодоступных участках, а также 9 мостов. В 2006 году вступает в эксплуатацию второй пусковой комплекс автомагистрали Махачкала – Аэропорт протяженностью 4,9 км, со сдачей которого обеспечивается прямое автотранспортное сообщение между Махачкалой и Каспийском.