Купить PDF-версию
21:36 | 22 ноября, Пт
Махачкала
X
09:12 30.01.2019

Транспортная инфраструктура: приоритеты развития

Магомед Гасанов, профессор ИСЭИ ДНЦ РАН
Выпуск - 2019 №№ 19-20
76

Выгодное географическое положение Дагестана дает региону шанс занять достойное место на транспортной карте России. Показательно, что в Стратегии социально-экономического развития СКФО до 2025 года разработчиками акцент сделан на то, как должен развиваться транспортный каркас Дагестана, чтобы республика стала центром экономического притяжения. Между тем уже сегодня наша республика занимает одно из ключевых положений в системе федеральных транспортных коридоров. В Стратегии предусмотрена их модернизация, а также развитие направлений с севера на юг.

Предполагается, кроме того, усиление транспортных связей по коридору, поскольку это открывает большие перспективы для развития в качестве перевалочной базы транзитной торговли и народно-хозяйственной продукции. А основные направления развития транспортной инфраструктуры определяются государственной политикой, направленной на устойчивое функционирование народно-хозяйственного комплекса с использованием научных достижений и практического опыта для их формирования.

При этом нужно понимать, что широкомасштабной целью развития инфраструктуры является формирование интегрированной радикальной инфраструктурной системы региона, которая обеспечивала бы потребности общества качественными и конкурентоспособными услугами.

Главная особенность построения радикальной интегрированной системы в том, что она не стремится к монополизации, а дает возможность каждому виду транспортной инфраструктуры развивать свое поле деятельности в Дагестане. Обозначенная цель апробирована автором на Всероссийской научно-практической конференции «Региональные проблемы преобразования экономики» в декабре 2018 г., где впервые были изложены принципиально новые концептуальные пути развития инфраструктурных отраслей в условиях модернизации экономики и рыночных преобразований.

Следует отметить, что в условиях рыночных отношений принципиально новой проблемой развития отрасли является формирование модели рынка сферы услуг на основе инфраструктурного баланса. Принципиально новым для отрасли концептуальным направлением развития выступает рациональное взаимодействие всех видов инфраструктуры с целью использования преимущества того или иного вида, обеспечивая интегральное обслуживание экономики. Подчеркну: стратегически новым направлением для отрасли признается выработка характеристик и технологий, направленных на формирование высокого качества инфраструктурных услуг, определяющего их конкурентоспособность, а также осуществление принципиально нового подхода к безопасности инфраструктурной деятельности как интегральной характеристики, оценивающей все составляющие ее компоненты (технологические, эксплуатационные, технические и др.) с учетом особенностей региона.

Таким образом, отмеченные новые направления для развития региональной транспортной отрасли инфраструктуры требуют максимальной концентрации усилий на решении новых фундаментальных проблем. В первую очередь реализация научно обоснованной стратегии развития инфраструктурных отраслей обуславливает проведение комплекса исследований в виде программы фундаментальных и поисковых работ, которые позволяют им занимать лидирующие позиции в мировом географическом пространстве.

Известно, что основной задачей государственной политики в области инфраструктуры на современном этапе является ускоренное формирование соответствующей адекватной нормативно-правовой базы функционирования инфраструктурной системы, обеспечивающей формирование рынка услуг. При этом следует иметь в виду, что формирование качественного и конкурентоспособного рынка инфраструктурных услуг, полностью удовлетворяющего потребности общества при условии минимизации нагрузки на окружающую среду, также является генеральным стратегическим направлением развития и повышения эффективной деятельности транспортной инфраструктуры в процессе модернизации российского общества.

Приоритетное значение имеют пути формирования модели модернизации рынка инфраструктурного обеспечения, основывающейся на постоянном изучении потребностей общества, выработке четких представлений не только о количественных, но и качественных потребностях заказчика.

В приоритетных направлениях развития экономики и социальной сферы на период до 2030 г. субъекты СКФО особое внимание уделяют устойчивому функционированию и развитию транспортной инфраструктуры, совершенствованию тарифной политики и ценообразования.

Реализация этих вопросов возможна благодаря проведению комплекса научных исследований, объединенных единой целью, затрагивающих различные отрасли инфраструктуры, а также создание и эксплуатацию современных объектов инфраструктуры, электроснабжения, сигнализации и связи, экономики и финансов, управления перевозочным процессом и другие.

Выполненный научно-практический анализ показал, что необходима координация для формирования новой научной технологии, позволяющей на основе передового мирового и отечественного опыта обеспечивать концентрацию ресурсов научных организаций инфраструктурного комплекса на его базовых направлениях.

Для развития единой системы дорожно-транспортного и инфраструктурного образования актуальны повышение эффективности функционирования непрерывной качественной образовательной цепочки «колледж – техникум – вуз – система непрерывной переподготовки кадров». И, конечно, огромное значение имеет создание эффективной, постоянно действующей и развивающейся системы внедрения инноваций.

Статьи из «Экономика»

Чтобы казна была полна

2
День работника налоговых органов в России отмечается 21 ноября. Этот праздник подчёркивает...

Станет ли Дагестан конкурентом Эмиратов?

32
Дагестан имеет серьезные перспективы в плане...

Ударим снобизмом по ценам

5
Наверное, многие помнят передачу «Минута славы», которая вышла на Первом канале в 2007 году и продержалась больше 10 лет. На передачу в качестве членов жюри...

Когда рекорд нежелателен…

29
Решение Центробанка РФ поднять ключевую ставку в октябре...

Аграрии Дагестана закладывают полезащитные полосы

116
В последние годы садоводы республики...

Теория + практика

16
Колледж архитектуры и строительства города Каспийска – одно из подшефных учебных...

Проблемы отрасли на контроле

14
Рутинные проблемы строительной отрасли, а также вопросы, определяющие перспективы ее...

Прокладываются дороги жизни

9
Дороги – это сама жизнь. Чтобы она была комфортной, нужно не только строить современные...

Вышли из «тени»

10
Зональная группа по увеличению доходной части бюджета и легализации теневого сектора экономики с участием представителей УФНС России по Республике Дагестан,...