X
10:53 09.12.2022

Тысяча и одна проблема

Система общественного транспорта в Дагестане, мягко говоря, далека от совершенства. Людям приходится подолгу стоять под открытым небом в ожидании маршруток, которые в час пик редко бывают непереполненными до отказа. Часто водители лихачат, игнорируя просьбы пассажиров ехать аккуратно, бывает, что и неприкрыто хамят. А техническое состояние автомобилей – тема и вовсе отдельная.

Почему так складывается? В беседе с корреспондентом «ДП» заместитель начальника Территориального отдела Государственного автодорожного надзора по РД Раджаб Магомедов (на снимке) рассказал об узловых проблемах в сфере общественного транспорта республики.

Обозначив вкратце задачи, стоящие перед ведомством, Магомедов сообщил, что основные – это контроль за соблюдением транспортного законодательства в республике, правил безопасной перевозки пассажиров и грузов, соблюдением режима труда и отдыха, обеспечением сохранности автомобильных дорог.

По словам Магомедова, сотрудники Ространснадзора выезжают практически на все ДТП. По результатам транспортных происшествий составляются административные протоколы и выписываются штрафы – от 100 тысяч до 1 миллиона рублей – в зависимости от тяжести зафиксированного нарушения.

Следят и за состоянием общественного транспорта. Когда нужно, наказывают. К примеру, если двери автомобиля кустарного производства (бывает и такое), а в салоне нет ремней безопасности или огнетушителя, на водителя налагается штраф в 1,5 тысячи рублей, а на юридическое лицо – 30 тысяч. Если же водитель произвёл посадку или высадку пассажиров вне зоны остановки, штраф составит 3 тысячи рублей и т. д.

– Нередко мы видим скреплённые ремнями безопасности двери в некоторых «Газелях» или кусок палки вместо замков, – рассказывает Раджаб Магомедов. – А тратиться лишний раз на такую «безделушку» водитель не считает нужным. Тем более что пассажиры не высказывают недовольства. Но все эти «мелочи» впоследствии становятся причиной гибели людей. Поэтому подобные нарушения нельзя отставлять безнаказанными, стараемся жёстко их пресекать.

В той же Махачкале работники службы по надзору в сфере общественного транспорта каждый день фиксируют нарушения правил перевозки пассажиров. Наиболее частые – когда водитель берёт слишком много людей в салон автомобиля. Тогда штрафуют согласно административному законодательству.

Но вот с какими парадоксами приходится сталкиваться сотрудникам надзорного ведомства.

– У нас зачастую маршрутки набиваются до отказа, все на это жалуются, – говорит собеседник. – Буквально на днях я остановил такой переполненный автобус. И что вы думаете? Пассажиры стали возмущаться, мол, зачем вы нас останавливаете. Когда я начал объяснять, что всё это делается ради их же безопасности и комфорта, одна женщина чего только не наговорила в мой адрес. Если, не дай бог, произойдёт авария, некую долю вины будет нести и наше ведомство. И те же самые люди, которые возмущаются проводимым рейдом, возьмутся критиковать нас. Мол, мы не досмотрели.


respublic.net

Понятное дело, нужно придерживаться законодательства. Однако в махачкалинских условиях опять же складывается крайне противоречивая ситуация. Предположим, водитель автобуса строго соблюдает установленные правила и не берёт больше положенного количества пассажиров, не будет тормозить, как бы отчаянно не махал рукой на остановке горожанин. Тогда получится так, что людям придётся ждать своего места в салоне добрых полчаса, а то и больше.

Магомедов дал объяснение, почему такая обстановка сложилась в столице республики. По его мнению, одна из главных причин очевидной нехватки общественного транспорта на тех или иных линиях заключается в своего рода экономической выгоде: перевозчики, чтобы увеличить прибыль, сокращают количество машин.

– Число общественного транспорта на каждой линии зависит от администрации города, там профильное управление этот вопрос решает. К сожалению, здесь мы не можем воздействовать, хотя знаем, что проблема большая. Наша задача состоит не в том, чтобы предоставлять дополнительный транспорт там, где его не хватает. Наше дело – наказывать за нарушение. Пока не поступят соответствующие жалобы, мы не вправе требовать, чтобы увеличили количество транспорта. А жалоб, как ни странно, нет.

Администрация города даже докладывала, что создали диспетчерскую службу. Однако эта служба не работает, как следует. Допустим, на остановках образовалось скопление людей, машин не хватает. Диспетчер должен знать об этом и обеспечить дополнительные машины, но ничего подобного не делается. Автомобилей критически не хватает, особенно в час пик. Для чего тогда создано целое управление, если оно никак не реагирует на ситуацию?! – справедливо возмущается Магомедов.

По его словам, действующие в городе перевозчики должны увеличить количество машин. Однако мы наблюдаем противоположное решение.

Говоря о комфорте общественного транспорта, мы упомянули, что в городе появились новые маршрутки, не приспособ­ленные для перевозки взрослых пассажиров.

– Завод выпускает транспортные средства, которые потом предоставляются школам, детским садам. Появилась такая «Газель» нового образца. Она широкоформатная, но имеет детские сиденья. Многие интересуются, почему же её используют в городских перевозках. Всё дело в бездумной экономии. Чем меньше расхода на материал, тем ниже стоимость самой машины. Вот предприниматели и берут в лизинг дешёвые машины, чтобы быстро рассчитаться. Это экономический подход такой, а страдают в итоге пассажиры, – констатирует собеседник.

Решить проблему можно, к примеру, обратиться к изготовителю и объяснить, что выпускаемый транспорт не отвечает требованиям перевозки взрослых пассажиров. Но опять тут выходит замкнутый круг. Машина технически исправная и новая, ГОСТом одобрена. Поэтому не выдавать лицензию мы не можем, – сетует Магомедов.

«Куда делись автобусы»? – спросили мы у заместителя начальника регионального Ространснадзора. «Стоят в гараже», – был ответ.

– «Метаны» – большие и комфортабельные машины с мощным двигателем – Дагестан получил по господдержке из центра, – сообщил Магомедов. – Но сейчас что-то около сотни таких машин стоит на ремонте, а запчастей нет. Курсируют по городу только несколько единиц. Непродуманная получилась система, необходимо было наладить должную инфраструктуру для использования и обслуживания автобусов, соответствующую базу организовать, запчастями запастись. Но, увы.

Возвращаясь к теме взаимоотношений между водителями и пассажирами, собеседник говорит, что если водитель хамит или водит агрессивно, его сразу же должны отстранить от работы – конечно, если пожаловаться в Ространснадзор. Но, по данным Магомедова, жалоб поступает очень мало, что говорит о равнодушии и низком сознательном уровне людей.

– Совсем недавний случай. Наша сотрудница ехала в маршрутке, водитель которой летел на сумасшедшей скорости, резко тормозил, пассажиры чуть ли не падали, а на замечания людей он не реагировал, – привёл пример собеседник. – Мне позвонили с жалобой. Я вызвал руководителя компании-перевозчика, он в тот же день отстранил от работы опасного водителя. В итоге человек потерял заработок. Конечно, мало радости, но ведь нужно было помнить, какую ответственность он на себя берёт. Важно, что такие случаи помогают бороться с лихачами в сфере общественного транспорта. А безопасность в этом деле – приоритет.

По твёрдому убеждению сотрудника Территориального отдела Государственного автодорожного надзора по РД, имеющиеся проблемы в сфере пассажирского транспорта решаемы. Главное, чтобы пользователи услуг знали о своих правах и умели их отстаивать.

Похожие

Изгнанники из транспортного рая

30
Пожилой пассажир устало опускается на услужливо освобожденное парнем сидение и замечает: «Над моим домом самолеты чаще...

История «с бородой»

20
Повышение оплаты за проезд в столичных маршрутках традиционно вызывает бурю возмущений у...

Не праздничные эмоции

34
День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта в этом году выпал на...

Бесконечный час пик

36
Как сытый голодного не понимает, так и имеющий автомобиль никогда не поймет мытарства...

Ответы без ответов, или «Метановые» маршруты

44
После публикации в «ДП» в ноябре прошлого...

Пассажиры третьего сорта?

57
Только одному мне кажется, что поездка в дилижансе по просторам Дикого Запада была...

Накажут по-новому

21
С 1 января 2020 г. ГИБДД официально сможет штрафовать водителей грузовых и пассажирских...

«Требования УФАС не пугают перевозчиков»

106
Вынесенная в заголовок цитата, взята из...

Один лот – один автобус

112
Кризис ценообразования при формировании тарифа на проезд в общественном транспорте...

Статьи из «Экономика»

Главная книга фермера

9
Дагестан является ключевым животноводческим регионом страны, и очень важно принять все...

Пиковые значения

17
Декабрь, традиционно напряженный в плане финансовых трат, только начался, однако...

Показали высокий класс

7
Дагестанская команда приняла участие в крупнейшем событии – во Всероссийском чемпионате...

Преференции сохранятся

12
Рост числа малых и средних предприятий в Дагестане способствует развитию региональной...

Древо возрождения

59
За последние годы я не раз бывал в гумбетовских селах по разным поводам, имеющим отношение к...

Наука импортозамещения

30
В нашей стране со следующего года заработает новый национальный проект, нацеленный на...

Проект незаконный, но продолжаем строить

37
«…Хоть трава не расти» – так называлась...

Инструмент сбережения

27
Не так давно в Махачкале прошла коммуникационная сессия по разъяснению денежно-кредитной...

Демонстрация достижений

45
Становится уже традиционным общереспубликанское подведение итогов сельскохозяйственного...