Важный фактор повышения эффективности производства
Развитие экономики и социальной сферы Дагестана тесно связано с постоянным совершенствованием функционирования отраслей производственной инфраструктуры, призванной обеспечить прямые промышленно-экономические связи между субъектами СКФО.
Будучи важнейшей составной частью производственной инфраструктуры, дорожно-транспортная подсистема служит одной из важнейших основ, обеспечивающих процесс воспроизводства во всех отраслях экономики, и является обязательным условием рационального размещения производства.
Говоря об особенностях и огромном значении отраслей производственной инфраструктуры для Дагестана, давайте вспомним прошлое. Тут можно выделить три основных этапа.
Первый характеризуется началом строительства дорожной сети, появлением первых автомобилей. Архивные документы свидетельствуют, что в 1929 году на территории республики насчитывалось всего 29 автомобилей, в том числе 8 грузовых. Такой малочисленный парк не мог удовлетворить нужды народного хозяйства.
Второй связан с созданием отечественной промышленности и завершением строительства мощных автомобильных заводов в нашей стране. Это обстоятельство определило значительное увеличение транспортных средств и в Дагестане. К концу первой пятилетки число автомобилей, по сравнению с 1929 годом, увеличилось почти в 5 раз. Одновременно выросли и размеры выполненных ими перевозок. С ростом автомобильного парка возникла и острая необходимость в создании четкой организации его управления. В эти годы была учреждена дагестанская контора «Союзтранс», которая послужила базой для создания транспорта общего пользования.
Третий этап охватывает период с 1945 года по настоящее время. После завершения Великой Отечественной войны была проведена значительная работа по восстановлению и дальнейшему развитию отрасли в республике. Уже в 1949 году списочный парк подвижного состава достиг довоенного уровня и в дальнейшем увеличивался все более быстрыми темпами.
В те годы парк подвижного состава Дагестана рос, опережая темпы развития народного хозяйства республики, и пополнялся новыми, более совершенными по своим технико-экономическим показателям машинами. К 1970 году списочная численность грузовых автомобилей возросла, по сравнению с 1936 годом в 30 раз.
В настоящее время издержки инфраструктуры еще велики, а именно их снижение следует рассматривать как важный фактор повышения эффективности производства. Снижение издержек транспорта может быть достигнуто прежде всего благодаря совершенствованию структуры управления подвижного состава, перевозочного процесса и ускорению технического развития на всех видах производственной инфраструктуры.
Современное развитие экономики ставит перед наукой и практикой задачу разработать и осуществить внедрение форм и методов управления, соответствующих новому этапу развития производства. В связи с этой задачей особо актуальным в настоящее время является совершенствование управления экономикой.
Сформулированные выводы и предложения направлены на повышение эффективности и результативного функционирования отраслей производственной инфраструктуры с учетом использования геоотраслевого ресурса. Некоторые предложения сводятся к следующему. Качественно обустроить объект инфраструктуры – транспортные параметры «Север – Юг» для развития международного транзита и экспортных перевозок продукции, где ключевыми субъектами станут Дагестан и Астраханская область.
Важно формировать с учетом современных реалий подсистемы инфраструктуры курортно-рекреационной зоны, в первую очередь речь идет о качестве транспортно-логистических узлов федеральной дорожной сети М29 «Кавказ».
Необходимо создавать дорожные фонды на муниципальном уровне и решать проблемы внутрирегиональных дорог. Это будет определенная новация. Проведенный анализ показал, что есть проблемы с наполнением дорожных фондов, но мы рекомендовали бы в ряде муниципалитетов с этим вопросом поэкспериментировать.
Объем ремонта инфраструктурной сети в стране и ее регионах к 2030 году стоит довести до 9-10 тысяч километров в год и более. Чтобы решить проблему устойчивого развития и функционирования экономики дорожно-транспортной инфраструктуры, необходимо постепенно увеличивать объем капитальных вложений в транспортно-логистические узлы и к 2035 году привести всю инфраструктурную сеть в соответствие с нормативами.
Приоритетными должны стать внутригородские и внутрипоселковые дороги – в северокавказском регионе и в Дагестане сотни малых населенных пунктов имеют сложности с круглогодичным доступом к автотрассам, а перспективный прогноз авторов развития отрасли выходит за географические границы приграничного региона. К примеру, появление новой современной дорожно-транспортной сети позволит сделать реальностью идею доступности главных курортов Юга России – Кавказских Минвод, Домбая, Приэльбрусья, Черноморского побережья и т. д.
Среди перспективных приоритетных задач и создание в составе международных транспортных коридоров современных автомагистралей, которые будут справляться с растущим потоком машин.
Важно также ускорить разработку законодательно-правовой и нормативной базы, усовершенствовать в соответствии с новыми хозяйственными условиями эффективный механизм и структуру управления производственной инфраструктурой с учетом геоэкономического ресурса каждого субъекта региона.
Основной целью формирования эффективного инфраструктурного комплекса региона являются количественное и качественное удовлетворение услуг с обеспечением благоприятных и безопасных условий пользования инфраструктурой, бесперебойная и надежная работа отрасли, минимизация негативных последствий транспортной деятельности.
Таким образом, на основании проведенного экономико-исторического анализа можно сделать вывод, что при современном состоянии производственной инфраструктуры региона модернизационные преобразования в ней могут принести существенный эффект лишь при формировании эффективного механизма управления. А также при значительном повышении технического уровня отрасли, модернизации и обновлении производственной базы всех ее составляющих для ускоренного развития производственной инфраструктуры.
В связи с этим поиски резервов управления и повышения эффективности развития отраслей производственной инфраструктуры региона в условиях структуризации экономики представляют особый интерес для науки, а также имеют практическое значение.