Воздушные ворота нараспашку
Аэропорт Махачкалы, несмотря на неблагоприятные для отрасли факторы на международном рынке, продолжает демонстрировать не только устойчивую положительную динамику объёмов обслуживания, но и наращивает маршрутную сеть новыми направлениями.
Международный аэропорт Махачкалы имени дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана подвёл итоги работы в июле 2022 года. Официальный пресс-релиз гласит, что пассажиропоток за семь месяцев достиг 1 336 039 человек. Количество рейсов составило 2442, а общий показатель вырос на 56,6 %, превысив прошлогодний, что является рекордом пассажиропотока за всю историю аэропорта Махачкалы.
Маршрутную сеть аэропорта в июле составили 27 направлений. Самыми популярными из внутренних стали Москва, Санкт-Петербург, Сургут и Сочи, а из международных – Дубай, Стамбул, Анталья и Ереван. Так, например, в 2021 году количество обслуженных пассажиров превысило более 2 млн человек, что в 1,4 раза больше, чем в 2020 году.
В эксклюзивной беседе генеральный директор АО «Аэропорт Махачкала» Саид Рамазанов сказал, что авиапредприятие обслуживает внутренние и международные авиаперевозки и находится в СКФО на втором месте по пассажиропотоку после аэропорта Минеральных Вод. Устойчивый рост пассажиропотока продолжается. Сейчас проводятся работы по модернизации, реконструкции и техническому перевооружению основных производственных фондов наземной инфраструктуры. Имеется зал для VIP-пассажиров и зал для официальных лиц и делегаций.
Аэропорт интересен большему числу российских и зарубежных авиакомпаний. Сегодня услугами аэропорта на регулярных рейсах пользуются 12 авиакомпаний. Объект является аэродромом совместного с подразделениями Минобороны России, ФСБ, Росгвардии и МЧС базирования, занимает лидирующие позиции при выполнении рейсов на хадж и обслуживает около половины всех пассажиров, совершающих паломничество из Российской Федерации.
С экономической точки зрения предприятие крайне рентабельно. Хотя своего авиапарка, кроме туристических вертолётов марки Airbus Helicopters H130, у предприятия нет, оно, являясь налогооблагаемым объектом Карабудахкентского района Дагестана, даёт до 80 % всего дохода этого муниципалитета. Полёты на комфортабельных шестиместных вертолётах этой марки, конечно, стоят недёшево, но облёт, например, Сулакского каньона и взгляд на рукотворную и природную жемчужину с высоты орлиного полёта стоит того.
Аэропорт является обеспечивающим звеном в цепи Федеральной системы авиаперевозок и обслуживает рейсы крупнейших российских и международных авиакомпаний.
Саид Рамазанов также заметил, что успешность Махачкалинского аэропорта, то есть увеличение пассажиропотока до 1 миллиона 336 тысяч человек, обусловлена, конечно же, исключительно нынешней туристической привлекательностью Дагестана. Жители страны открыли для себя нашу республику также благодаря чартерным программам от Ростуризма, ну а АО «Аэропорт Махачкала» выступило в роли воздушной гавани Страны гор.
В планах руководства аэропорта дальнейшее усовершенствование деятельности по наземному и аэропортовому обслуживанию воздушных судов, улучшение качества VIP-обслуживания и обслуживания официальных лиц и делегаций, развитие аэропортовой инфраструктуры, в том числе паркинга, зон отдыха, развитие деловой авиации и чартерных перевозок, развитие аэродромного комплекса, включая удлинение и расширение взлётно-посадочной полосы, расширение перрона, строительство вертодрома, оснащение комплекса оборудованием, отвечающим стандартам ICAO.
Самое, пожалуй, ёмкое капиталовложение – это удлинение ВПП с нынешних 2600 метров до 3200. Это позволит принимать крупные пассажирские самолёты типа Boeing 777 c 400 пассажирами на борту. Впрочем, и сейчас недостатка в зарубежной технике нет. Так, аэропорт ввёл в эксплуатацию терминал международных воздушных линий пропускной способностью 190 пассажиров в час, в собственность приобретён новейший тягач китайского производства.
С апреля 2022 года авиакомпания Red Wings Airlines базируется в аэропорту Махачкалы, ведётся работа по получению новых международных назначений из Махачкалы и расширению маршрутной сети по региональным направлениям. Базовый авиаперевозчик окажет поддержку в подготовке дагестанских бортпроводников и пилотов.
Что касается географии обслуживаемых рейсов, то генеральный директор махачкалинского аэропорта привёл данные о том, что возможности предприятия позволяют принимать и качественно обслуживать международные рейсы из Армении, стран Средней Азии. Из Махачкалы открыты рейсы в Узбекистан, Киргизию, Казахстан, Саудовскую Аравию и ОАЭ. Ещё одно международное направление – это Турция (Стамбул и Анталья). Прорабатываются полёты в Израиль. В перспективе планируется открыть рейсы в Азербайджан, Иран, Египет.
Реализуемая Федеральная программа реконструкции и строительства в совокупности с новыми инвестициями позволит аэропорту Махачкалы обслуживать пассажиров авиакомпаний на высоком уровне в соответствии с требованиями и стандартами.
Отметим, что в 2018 году аэропорт Махачкалы был признан лучшим в категории «Региональный проект СКФО» по версии экспертов премии «Воздушные ворота России».