X
09:30 02.10.2019

Забытая дорога в горы

В Общественной палате РД вернулись к проблеме, которую озвучили на дагестанском телевидении год назад. Дело в том, что автодорога республиканского значения Махачкала – Буйнакск – Леваши – Верхний Гуниб крайне запущена. И несмотря на то, что проходит она через целый ряд муниципальных районов, долгие годы не подвергалась капитальному ремонту.

Однако видеосюжет на ТВ о плачевном состоянии дороги, крайне важной для обеспечения жизнедеятельности нескольких крупных горных муниципалитетов, так и остался без внимания отраслевого министерства. Потому в Общественной палате РД решили вновь напомнить об этой дороге, созвали круглый стол и пригласили к обсуждению специалистов и чиновников, ответственных за эту сферу деятельности.

Справедливости ради стоит отметить, что целый ряд структур силового и правового блока руководства республики приглашение это проигнорировали. Вполне справедливо прозвучала реплика одного из участников развернувшейся дискуссии: на ямы и непорядок в состоянии дорог и улиц в Махачкале прокуратура реагирует, а почему в случае с дорогой республиканского значения – нет?

Председатель Общественной палаты РД Абдухалим Мачаев по этому поводу дал указание вынести предписания.

Вкратце рассказав собравшимся о национальных проектах России, он подробнее остановился на реализации их в республике. Посыл был в том, чтобы проект отвечал интересам всего населения Дагестана, в частности, жителей сёл, расположенных на протяжении автодороги Махачкала – Буйнакск – Леваши – Верхний Гуниб.

Председатель комиссии Общественной палаты РД по обеспечению общественного контроля и осуществлению экспертной деятельности, член Общественного совета при Минтрансе РД Наби Ахадов в своем докладе подробно изложил суть проблемы. Он в порядке контроля за реализацией национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» проехал по всей автодороге. Ситуация и в настоящем не изменилась к лучшему.

«Автодорога более 40 лет не подвергалась капитальному ремонту, – заявил Ахадов. – На многих ее участках сплошные ямы, смыта граница между проезжей частью и обочиной». Особенно сильно, по его мнению, разбит участок протяженностью 35 км от села Буглен до села Урма: асфальт полностью разрушен, местами его вообще нет, а имеющиеся на дорожном полотне глубокие ямы и разрывы с трудом преодолевают даже грузовики.

Если мы хотим развивать в Дагестане туриндустрию, приостановить отток горцев на плоскость, сохранить исторические аулы и горскую культуру, то необходимо строить новые и восстанавливать существующие дороги

На участке от села Нижний Дженгутай до так называемых «Волчьих ворот», где в осенний и зимний периоды часто наблюдаются густые туманы, уже много лет отсутствует дорожная разметка. Нет осевых разделительных линий и линий, отделяющих проезжую часть от обочин, что представляет серьезную угрозу безопасности дорожного движения и является фактором, способствующим ДТП. Водителям трудно ориентироваться, особенно при движении в ночное время и в тумане.

Между тем по своему статусу республиканская автодорога должна соответствовать 2-й и 3-й категориям и согласно ГОСТу иметь две полосы шириной не менее 3,75 м каждая, обочины шириной по 3 м и краевые полосы у обочин по 0,5 м. Однако по факту она не отвечает даже 4-й категории, т.к. из-за отсутствия ухода стала походить на проселочную третьесортную дорогу.

Естественно, это негативно сказывается не только на экономике Буйнакского, Левашинского и Акушинского районов, которые покрывают львиную долю потребностей республики в мясопродуктах, капусте, картофеле и моркови, но и всего Дагестана. Только одна Кадарская зона производит более половины товарной говядины в республике. По этой разбитой дороге ежесуточно на городские рынки и за границу республики вывозится более 60 тонн свежей говядины, а обратно — сотни тонн комбикормов. А кто оценит неудобства передвижения людей, когда водители утверждают, что даже скотину небезопасно вести по этой дороге?

В Общественной палате РД утверждают, что сильный урон полотну дороги нанесли и проходившие в 1999 году боевые действия. За 20 лет ничего не сделано по ее восстановлению. Потеряв надежду, местные жители сами периодически проводят ямочный ремонт, но его хватает всего на несколько месяцев.

Наби Ахадов в сердцах вспомнил также о неосвоенных средствах республиканского бюджета и добавил, что водителям следует обращаться в суды по случающимся здесь поломкам автомашин, может, тогда обратят на проблему внимание. Ведь после телепередачи ожидаемых действий со стороны органов государственной власти, муниципальных образований и надзорных органов не последовало.

Эта дорога нужна не только жителям горных районов, но и всем дагестанцам и многочисленным туристам. В силу богатой истории она может стать одним из главных туристических маршрутов Дагестана, считает Ахадов, приводя в доводы даже то, что в Гуниб ее проложили к приезду императора Александра II (визит его состоялся в сентябре 1871 года). «Если мы хотим развивать в Дагестане туриндустрию, приостановить отток горцев на плоскость, сохранить исторические аулы и горскую культуру, обеспечить их доступность для туристов, то необходимо строить новые и восстанавливать существующие дороги», – сказал он.

А ведь действительно дорога эта историческая. Строительство дороги Порт-Петровск – Темир-Хан-Шура (ныне Буйнакск) через Атлыбуюнский перевал было начато в 60-е годы ХIХ века. Более 100 лет она была главной артерией, связующей равнинный и предгорный Дагестан с его горной частью, по ней шло снабжение горных районов всем необходимым, и на протяжении этого времени она была для значительной части Дагестана «дорогой жизни».

Выступление заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства РД Магомеда Тагирова отчасти сняло обеспокоенность общественников. Он заверил, что отдельные участки этой дороги будут отремонтированы поэтапно. Таким образом, в течение трех лет министерство планирует дойти лишь до участка «Волчьих ворот». Признание существующих проблем, равно как и обещание исправить ситуацию к лучшему, конечно, радует. Однако заверения не удовлетворили общественников.

Председатель ОП РД Абдухалим Мачаев предложил рассмотреть вариант более масштабной реконструкции трассы, а если нет заложенных для этого средств – решить вопрос еще до утверждения статей республиканского бюджета. Времени осталось совсем немного.

Статьи из «Экономика»

Главная книга фермера

5
Дагестан является ключевым животноводческим регионом страны, и очень важно принять все...

Пиковые значения

17
Декабрь, традиционно напряженный в плане финансовых трат, только начался, однако...

Показали высокий класс

6
Дагестанская команда приняла участие в крупнейшем событии – во Всероссийском чемпионате...

Преференции сохранятся

11
Рост числа малых и средних предприятий в Дагестане способствует развитию региональной...

Древо возрождения

56
За последние годы я не раз бывал в гумбетовских селах по разным поводам, имеющим отношение к...

Наука импортозамещения

30
В нашей стране со следующего года заработает новый национальный проект, нацеленный на...

Проект незаконный, но продолжаем строить

34
«…Хоть трава не расти» – так называлась...

Инструмент сбережения

26
Не так давно в Махачкале прошла коммуникационная сессия по разъяснению денежно-кредитной...

Демонстрация достижений

45
Становится уже традиционным общереспубликанское подведение итогов сельскохозяйственного...