Затянув туже пояса
С конца апреля текущего года по всей стране началось заметное подорожание бензина. Выступая 21 мая на заседании межкомитетской рабочей группы в Государственной Думе, первый заместитель председателя Центробанка России Ксения Юдаева пояснила, что вклад в рост цен на топливо внесли подорожание нефти на мировых рынках, а также рост акцизов в нашей стране.
Если говорить конкретно о ценах на топливо в Махачкале, то его стоимость продолжает держаться на довольной высокой отметке. На сегодняшний день стоимость бензина марки АИ-92 (евро) на автозаправках столицы республики составляет 43-44 рубля за литр. Что касается бензина марки АИ-95, то его цена в Махачкале составляет 45-46 рублей за литр, а ДТ (евро) – 40-42 рубля. Недешевый у нас в республике и автомобильный газ – его цена составляет от 20 до 21,5 рубля.
Для сравнения: в других регионах России цена на бензин ниже на 1-2 рубля, а в Томской области и Чечне стоимость АИ-92 не превышает 39 рублей за литр. А вот газ, к примеру, в Москве стоит около 19 рублей.
Доводы антимонопольщиков
По данным Федеральной антимонопольной службы России, цены на АЗС повысились в связи с ростом цен на топливо на оптовом рынке от 15,4% до 19,2% с 9 января по 26 апреля этого года. Это обстоятельство, по мнению антимонопольщиков, оказывает существенное влияние на розничные цены. Основными причинами роста на оптовом рынке являются увеличение акцизов на топливо с 1 января 2018 года, проведение нефтяными компаниями внеплановых ремонтов нефтеперерабатывающих заводов и рост мировых цен на нефть и газ.
В ведомстве отметили, что УФАС по Дагестану проводит мониторинг состояния цен на АЗС в целях установления возможного сговора продавцов топлива. Так, антимонопольное ведомство направило соответствующие письма в адрес автозаправочных станций Махачкалы для установления обоснованности цен на топливо. В случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства УФАС по РД будут приняты соответствующие меры, подытожили в пресс-службе ведомства.
Удар по карману
Был у столичных автомобилистов шанс заправляться на одной из махачкалинских АЗС по цене 36 рублей за литр АИ-92, но спустя пару дней бензин у них закончился, и вот уже неделю нового завоза топлива нет.
Почему же дагестанские владельцы автозаправок продают топливо по наиболее высоким ценам в стране (больше только в Чукотке и Якутии – около 50 рублей)? Среди версий – стоимость транспортировки топлива в самый южный регион страны. А что, разве соседние Чечня и Ингушетия, где бензин стоит не дороже 39 рублей, находятся от нас на значительном расстоянии? Неужели из-за транспортировки на расстояние в 100-150 км нужно поднимать цену на 4-5 рублей?
А может, дело в том, что владельцев заправок после встречи с врио Главы Дагестана Владимиром Васильевым заставили отчитываться по налогам в полном объеме? Напомню, на той встрече руководитель региона завил, что власти помогут честному бизнесмену в его работе. А на тех, кто не захочет работать честно, Владимир Васильев обещал обрушить «весь пролетарский гнев». На обозначенный выше вопрос можно ответить другим вопросом: а что, разве владельцы АЗС Чечни, Ингушетии, Москвы не платят налоги в полном объеме?
Кассир одной махачкалинской заправки, отвечая на вопрос, почему цена бензина такая высокая, заявил, что АЗС дорого обходится оптовая закупка. Когда я спросил, ожидается ли понижение цены, он ответил, что цена в скором времени, возможно, будет только расти.
В народе при подорожании топлива обычно говорят, что вскоре поднимутся цены на различные продукты питания. Такого же мнения придерживается и руководитель Омской области Александр Бурков, который считает, что повышение цен на топливо не только отразится на подорожании продуктов, но и станет причиной инфляции. Эти доводы понять несложно, ведь практически все продукты питания перевозятся в регионы, на рынки, в магазины на автотранспорте.
Контрмеры Правительства
Для усмирения цен на топливо Правительство России планирует снизить акцизы на топливо. На одном из заседаний кабмина Министерству финансов страны совместно с Минэнерго и ФАС было поручено внести в Правительство проекты соответствующих законов, которые предусматривают снижение ставок акцизов на бензин и дизельное топливо в размерах, ранее согласованных в Правительстве РФ. Так, первый заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Сергей Есяков сообщил, что кабмин готов снизить акцизы на бензин на 3 тысячи рублей за тонну, а на дизельное топливо – на 2 тысячи рублей за тонну.
Подобные шаги российского кабинета министров могут быть сделаны уже 1 июля текущего года. Ожидается, что уменьшение акцизов может снизить цену на автозаправочных станциях примерно на 2 рубля за литр.
Ну а пока народ продолжит заправлять свои автомобили по нынешней цене, затянув и без того тугие пояса. И здесь очень уместна известная в России фраза: «Надежда умирает последней».