Знакомьтесь: синьорина Клери
Камиль везет меня в свое родное село Кироваул Кизилюртовского района. Я радуюсь: ведь впереди ждет клубничный рай. А для него клубника – это нескончаемая работа.
– Знаете, как я отнекивался каждый раз, когда отец меня на поле звал? В Махачкалу сбежал, работал торговым представителем разных фирм. И только в прошлом году понял, что лучше работать на себя. Теперь на мне реализация всего, что производим, – говорит парень.
Территорию крестьянско-фермерского хозяйства, которым руководит Амиргамза Амиргамзаев, впору назвать сельхозугодиями. Повсюду, сколько видит глаз, зеленеют кусты клубники, заботливо укрытые пленочкой. А как иначе? Почти на пяти гектарах господствует синьорина Клери – клубника-итальянка. Ягода с характером. Грунтовая вкуснятина соседствует с тепличной. И трудно определиться, какая слаще.
Шесть лет назад Амиргамза Гаджиевич привез знойную иностранку из Крыма, где ее разведением занимались агрономы из родной для ягоды Италии.
– В наших краях тогда слыхом не слыхивали о клубнике, – рассказывает фермер. – На этой земле росла в лучшем случае люцерна. Когда я сказал, что буду выращивать ягоду, сельчане смеялись.
С переходом на новые формы хозяйствования совхозные земли раздали по паям. Амиргамза Амиргамзаев предложил членам семьи объединить все доли – детей, братьев, огородить их, чтобы защитить от бесконтрольного выпаса скота, и разбить ягодный питомник. Выпускник Киевской сельскохозяйственной академии, агроном, специалист по защите растений, к земле тем не менее он имел самое отдалённое отношение. Только в детстве отец заставлял работать на поле, а взрослая жизнь увела по чиновничьей стезе. Общественник, руководитель разного ранга, к истокам он вернулся через много лет.
– Тяга к земле приходит с мудростью, – признаётся он. – И я теперь понимаю, что трудовое воспитание – самое главное. Потому что это правильное воспитание.
Уже давно забыты те «несчастные» 30 соток, которые он когда-то отдал под теплицу. Теперь на территории села на более 100 гектарах господствует ягода. «Клубничная болезнь» Амиргамзы оказалась заразной.
Для меня фермер проводит ликбез:
– Сорт Клери относится к ремонтантным. Это означает, что он даёт несколько урожаев. При благоприятных обстоятельствах и хорошем уходе снимаем три урожая ягод. Клери рассчитана на пять лет, но после трех вырождается. Она не капризуля, но любит солнце, чтобы набрать сахар. В среднем урожай – до 10 тонн с гектара. Сажаю усиками и кассетным методом.
Подкармливают вкусняшку органикой, а ранней весной «купают» в медном купоросе. Здесь убеждены, что главное условие хороших урожаев – регулярный и умеренный полив. Излишки влаги погубят корни, а вот кратковременную засуху сорт переносит без последствий. Поливают кусты под корень, к дождеванию прибегают весной – чтобы активизировать развитие листьев. Также дождевание можно применять после сбора ягод. Но лучший способ полива для сорта Клери – капельное орошение.
Для того чтобы не было проблем с поливной водой, Амиргамза Гаджиевич вырыл искусственное озеро, устроил насосную систему, подвел электричество, газ. И ягода отвечает на искреннюю заботу богатым урожаем.
В сезон на уборке работают до 50 человек по трудовому соглашению, говорит фермер. Реализация, как мы уже говорили, – забота сына. Камиль каждое утро забирает собранный урожай, но ему даже на рынок ехать не надо: постоянные клиенты обрывают телефон в ожидании. Еще бы. Ягода – сладкая, пахучая, сплошное вкусовое наслаждение.
Но не клубникой единой живет хозяйство. Еще два гектара заняты под малину. А с этой ягодой приходится возиться в разы больше, уж очень она привередлива. Ну что вы хотите, не зря же она «Бабьим летом» зовется. Как говорится, каковы бабы, таково и лето, ну или в данном случае ягода.
– Я её в сезон до 10–12 тонн с гектара собираю. Почему всего два гектара? Выращивать в промышленных масштабах можно, но уборочная техника очень дорогая, а вручную много не наработаешь. Да что я вам рассказываю. Вот созреет урожай, приезжайте, сами посмотрите, – приглашает хозяин.
А что? И приедем, и посмотрим, и попробуем. Песня «Ягода-малина нас к себе манила» вообще моя любимая. А еще очень уж хочется увидеть, как будут претворяться в жизнь новые проекты Амиргамза Гаджиевича. В озере он планирует разводить рыбу частиковых пород, хочет попробовать запустить осетров. Но пока изучает литературу на эту тему. Еще задумывается об экотуризме: «Попробую построить несколько домиков», – говорит.
Есть у этого рачительного хозяина и птицефабрика с германским оборудованием для напольного содержания 60 тысяч голов бройлеров. В планах – переработка, убойный цех, холодильники и реализация пяти видов полуфабрикатов от фермы к столу.
Так что вернуться сюда стоит.