Знакомьтесь, ваш финансовый управляющий
Пандемия коронавируса создала сложные экономические условия. Весьма серьёзно от сложившихся обстоятельств страдают люди, взявшие на себя кредитные обязательства. Не лучшим образом складывается ситуация и в связи с антироссийскими санкциями, направленными в том числе на деятельность кредитных организаций страны.
Процедура банкротства физических лиц стала одним из способов избавления от непосильной кредитной нагрузки. В прошлом году в России зафиксирован существенный рост количества таких дел. По данным портала «Федресурс», всего за январь – сентябрь 2021 года признано банкротами 137 485 физлиц (сюда включены и банкроты-ИП). По сравнению с аналогичным периодом 2020 года количество дел увеличилось в 1,8 раза. В 2020 году количество банкротств выросло в 1,6 раза по сравнению с 2019 годом.
В нашей республике тоже за последнее время значительно возросло число банкротов. Так, если в 2018 году в Арбитражный суд Дагестана поступило 82 заявления о признании гражданина банкротом, в 2019 году – 278, в 2020 году – 542, то только за 10 месяцев прошлого года поступило 761 заявление.
В складывающихся обстоятельствах обо всех возможностях по защите своих прав и законных интересов при возникновении споров с финансовыми организациями должен знать каждый кредитор, оказавшийся в сложной ситуации. Поэтому мы и сочли важным рассказать ещё об одном действенном инструменте.
Должность финансового уполномоченного учреждена Федеральным законом от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Финансовый уполномоченный – это независимое должностное лицо, осуществляющее досудебное урегулирование споров между финансовыми организациями и их клиентами – физическими лицами.
Порядок досудебного урегулирования споров является обязательным и бесплатным (госпошлина отсутствует) для потребителя финансовых услуг в соответствии с законом. Сроки рассмотрения обращения в разы меньше в сравнении со сроками рассмотрения судебного иска. Условия, при которых потребитель должен обратиться к финансовому уполномоченному для досудебного урегулирования спора с финансовой организацией, следующие.
Потребитель – физическое лицо, услуга которому оказана в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности. Требования потребителя носят исключительно имущественный характер. Размер имущественного требования не должен превышать 500 тысяч рублей (по договорам ОСАГО – без ограничения по сумме требования). Обращение потребителя к финансовому уполномоченному может быть направлено в отношении финансовой организации, взаимодействующей с финансовым уполномоченным в соответствии с законом. Сейчас с финансовым уполномоченным обязаны взаимодействовать страховые организации, кредитные организации, негосударственные пенсионные фонды, микрофинансовые организации, ломбарды, кредитные потребительские кооперативы.
Подача обращения финансовому уполномоченному не требует от потребителя специальных знаний, в случае затруднений ему будет оказана помощь в оформлении обращения сотрудниками службы. При необходимости Служба финансового уполномоченного самостоятельно и бесплатно для потребителя организует проведение независимой экспертизы. Обращение может быть направлено потребителем в письменной форме, либо путём заполнения стандартной формы в «личном кабинете» на сайте финансового уполномоченного, либо с помощью портала Госуслуг.
Решение финансового уполномоченного подлежит обязательному исполнению финансовой организацией в указанный срок. Если решение финансового уполномоченного не исполнено финансовой организацией в срок, потребитель в течение трех месяцев с даты, когда решение должно быть исполнено, вправе обратиться к финансовому уполномоченному с заявлением о выдаче удостоверения.
Удостоверение является исполнительным документом, на основании которого решение финансового уполномоченного приводится в исполнение в принудительном порядке. Удостоверение направляется в ФССП России исключительно в форме электронного документа через единую систему межведомственного электронного взаимодействия.
Результатом деятельности института финансового уполномоченного является в том числе существенное снижение количества судебных споров, свидетельствующее о том, что момент восстановления прав потребителей финансовых услуг сейчас активно смещается с судебной на досудебную стадию. Стоит отметить, что количество дел по страховым спорам, рассмотренным судами, снизилось за 2019–2021 годы на 51 %.
В то же время, согласно результатам опросов, проводимых контактным центром Службы, менее 5 % потребителей финансовых услуг узнали о существовании финансового уполномоченного и его деятельности от финансовой организации. Такие результаты позволяют сделать вывод о необходимости усиления информирования россиян по существующим возможностям защиты своих прав и законных интересов. Задача продолжает быть актуальной и требует применения подходов, которые эффективно дополнят существующую активность Службы финансового уполномоченного.
Дополним: в 2021 году жителями Дагестана было подано 3,69 тысячи обращений к финансовому уполномоченному, что составляет 118 обращений на 100 тысяч населения республики. Эта цифра меньше, чем в среднем по Российской Федерации, что позволяет говорить о недостаточной осведомлённости дагестанцев о деятельности института финансового уполномоченного, а также о необходимости информирования населения об обязательном порядке досудебного урегулирования споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями в РД.
Создавая институт финансового уполномоченного, законодатель определил приоритет его деятельности интересами конечного бенефициара – потребителя финансовых услуг, основанный на принципах законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, добросовестности и справедливости. Так что если оказались в сложной ситуации – воспользуйтесь своим законным правом по защите своих прав и интересов.