X
00:27 20.06.2019

Балет «Горянка». Перезагрузка

В 1968 году в истории искусства нашей республики случилось очень значимое событие – в свет вышел первый дагестанский балет «Горянка» по одноименной поэме Расула Гамзатова на музыку Мурада Кажлаева. Премьера постановки прошла в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне это Мариинский театр). Спектакль имел оглушительный успех и многие годы шел на разных сценах в стране и за рубежом.

Это был первый громкий дебют тогда еще молодого, только что окончившего профессиональный вуз балетмейстера Олега Виноградова. С тех пор минуло более 50 лет. Сегодня Олег Михайлович – обладатель множества наград, известный в мире мастер классического танца, балетмейстер, работающий в самых крупных театрах Европы и США. Недавно он вновь приехал в Дагестан. Вместе с маэстро Мурадом Кажлаевым Олег Виноградов (на снимке справа) намерен осуществить новую постановку «Горянки» на сцене Дагестанского театра оперы и балета. В эксклюзивном интервью нашей газете Олег Михайлович рассказал, какой сегодня видится ему постановка, поделился воспоминаниями о дружбе с Расулом Гамзатовым и впечатлениями о путешествии по Дагестану 1960-х годов.

— Первым делом вы пожелали ознакомиться с возможностями труппы Театра оперы и балета Дагестана. И какие выводы сделали по итогам нескольких дней?

— Работая по всему миру в самых крупных театрах разных стран, я всегда следую одной формуле: плохих трупп не бывает, бывают плохие руководители. Я пока не готов сказать, какая труппа у Дагестанского театра оперы и балета, не могу оценить ее профессионализм. Я всегда ставлю перед собой цель – сделать из любой труппы лучшую.

— Балет «Горянка» — классический балет. Удастся ли в новой постановке сохранить это качество, ведь возможности артистов театра в плане классического танца пока весьма ограничены?

— Да, это так. Потому что, во-первых, на становление труппы, способной танцевать в классике, необходимо не одно и не два десятилетия, а во-вторых, требуется немало средств, к сожалению, их театр не получает в должной мере. В чистом виде о классическом балете говорить рано, да и нескоро можно будет говорить. И все же ничего страшного. У вас танцевальные традиции потрясающие, музыкальные традиции нации потрясающие, восприятие красоты, добра – потрясающее. Артисты дисциплинированные и готовы учиться новому. Все эти положительные качества можно использовать по максимуму и создать шедевр. Я приложу все усилия, чтобы так и вышло.

— Сколько времени уйдет на создание новой постановки?

— Сейчас мы запускаем декорации, костюмы для этого сложного спектакля. Определив все параметры, я начну работать над балетом с сентября. К концу декабря мы планируем выпустить спектакль.

— Что будет в новой редакции балета?

— Основа сюжета – образы и драматургия поэмы Расула Гамзатова – останется неизменной. Гениальная музыка Мурада Кажлаева – она замечательная и не требует никакой редакции. Просто из-за современных взглядов на театр, длительность спектакля, новые технологические возможности необходимо внести определенные коррективы. Спектакль будет более динамичным, акценты сделаем на психологический сюжет. Это будет больше драматический балет на основе классической хореографии.

Одна из ключевых тем, лежащая в основе нашего балета, – тема ислама. Она сегодня в мире, на мой взгляд, – одна из животрепещущих. Ислам – это величайшая цивилизационная культура на Земле, величайшая религия, которая оставила после себя очень большой и яркий след во всех сферах деятельности: в искусстве, архитектуре, музыке и так далее. Но в последнее время тема культуры ислама исчезла. И этим вопросом мало кто занимается, а в балете этой темой вообще никто не интересуется. И после нас, когда мы 50 лет назад поставили наш балет и получили Госпремию за постановку, такого плана спектаклей, на таком уровне раскрывающих этот аспект религии, в больших театрах не было. Сегодня эта тема является, на мой взгляд, очень важной и нужной, поэтому самое время поставить балет «Горянка» и рассказать о всем лучшем, что есть в исламской культуре, о добрых традициях, которые диктует религия, и о недостатках старых пережитков.

— В период работы над постановкой первого балета «Горянка» вы провели большую исследовательскую работу и после не раз отмечали, что этот опыт наложил на вас особый отпечаток…

— Действительно, готовясь к постановке балета, я со специальной экспедицией объездил и обошел буквально весь Дагестан. Мы бывали иногда в далеких аулах, фактически оторванных от мира. Дорог как таковых нет, рации нет, продукты доставлялись по воздуху. Впечатления от этого остались на долгие годы. Во-первых, для меня это было открытие нового мира, новой планеты необыкновенной красоты, с богатейшей культурой, обычаями, обрядами, костюмами, народностями, танцами, прикладным искусством… Перечислять можно много. В своих лекциях, которые я читаю в Парижском университете Сорбонна, Йельском университете США, в Японии, Корее, я везде рассказываю про это и говорю про Дагестан, потому что считаю, что люди должны знать об этой прекрасной земле.

— Вы много лет работаете в Вашингтоне. А знакомы ли там с творчеством Расула Гамзатова или Мурада Кажлаева? Как воспринимали ваши рассказы о далеком Дагестане?

— Американцы в большинстве своем про Дагестан не знают ничего. Да что там про Дагестан, они и про Россию-то толком ничего не знают и не интересуются. Когда я им рассказываю про Дагестан, для них это как открытие нового космоса. Да, экономически и социально люди там живут лучше, но в духовном плане у них нет тех богатств, что есть у нас. Когда я в Санкт-Петербурге провожу международный фестиваль для артистов балета со всего мира, американцы приезжают в этот город, как на Марс. Они бывают поражены, что где-то есть такая красота. В Америке красоты нет. Там есть удобства, деньги, социальные блага. Но любоваться там нечем. После наших российских музеев, театров, нашей архитектуры, музыки они уезжают со слезами на глазах. Многие, на моей памяти, возвращались, поступали в вузы и оставались жить в России.

— Вернемся к разговору о балете. «Горянка», можно сказать, – ваш первый громкий дебют, и состоялся он в том числе благодаря поддержке Расула Гамзатова, который высоко оценил ваш труд, отметив, что ваш спектакль – это самая адекватная интерпретация его произведения. Каково было вам, молодому начинающему балетмейстеру, получить такую похвалу?

— Расул Гамзатов своим талантом снискал себе такое уважение, что его можно было, без преувеличения, назвать патриархом культуры. Его все так и воспринимали. И теперь представьте меня, только делавшему первые шаги в своей профессии. Мне выпала задача поставить балет на его поэму. Конечно же, я и волновался, и стеснялся, и боялся. Выпуск этого балета был совсем непростой задачей, так как балет был оригинальный, новый, и были люди, которые, не понимая этого, очень сильно критиковали мою работу. И вот в этой сложной ситуации свое решающее слово сказал Расул Гамзатович. Я никогда не забуду его выступление на художественном совете, когда он отметил, что увидел перевод своих стихов на язык прекрасного искусства, в котором все смыслы так ясно предстают зрителю. Конечно же, это была похвала невероятная.

— После постановки «Горянки» между вами и поэтом завязалась крепкая дружба. Каким вы помните Расула Гамзатовича?

— Это человек с необыкновенной магией, которая сразу вас окутывает. Он весь лучился добротой. А чего стоил его потрясающий тонкий юмор! Встречи с подобными людьми, я считаю, – это подарки судьбы. Мы довольно часто с ним встречались после постановки «Горянки», когда он приезжал в Санкт-Петербург. Незабываемые впечатления остались от этих встреч. Сегодня, когда достаю книгу с его произведениями, не могу оторваться. Его стихи хочется петь. Их пьешь, как чистую воду. Расула Гамзатовича, увы, нет с нами, но мне отрадно, что у меня есть возможность на его родине поставить балет, воспевающий лучшие идеалы красоты и доброты, которые заложил в своем произведении наш Расул Гамзатов. Я приложу все силы, чтобы сделать лучший балет и порадовать дагестанцев, — заверил Олег Михайлович Виноградов.

Статьи из «Культура»

Срез времени

32
На своем телеграм-канале t.me/dagpravdakultura мы ранее сообщали, что в Национальном музее РД им. А....

Сила, покоряющая вершины

190
Традиции народного танца, стихийное проявление чувств, ритмы и самобытные костюмы, которые...

Реалистичность фантазии художника

9
В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С....

Шагане ты моя, Шагане!

63
Долгое время о прототипе знаменитого стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» ничего не было...

Груша у родного дома

7
Московская Ассоциация союзов писателей и издателей выпустила в свет книгу прозы народного писателя Дагестана Шахвеледа Шахмарданова «Под крылом весны». Тираж...

Cыграла саму себя

22
В конце прошлого года талантливую артистку Даргинского театра Зарину Азизову (на снимке)...

Дагестан по буквам

228
Программа Агентства стратегических инициатив «Классная страна» работает уже не первый год....

Горе от любви Александра Грибоедова

21
Одним из самых известных людей своего времени был...

Искусство творить

28
Серебряная вязь, образуя замысловатые узоры, переливаясь, превращая привычный мир в...

История ярких событий

82
В последние дни уходящего года Союз театральных деятелей Дагестана отметил своё 85-летие. За...

С национальным колоритом

18
На один день Дагестанский некоммерческий фонд «Моя страна – моя история» превратился в...