Балуют зрителя премьерами
В преддверии праздников дагестанские театры продолжают радовать своего зрителя новыми постановками. Так, ряд премьер, созданных к 85-летнему юбилею театра, представил в эти дни коллектив Аварского музыкально-драматического театра им. Г. Цадасы. Литературная классика и современная драматургия, воплощенные на сцене, вновь обратили внимание зрителей на важные человеческие ценности, которые сегодня, увы, многими забываются.
Женщина – не робот
При соблюдении всех известных требований (напомним, театры могут позволить себе лишь 25% от заполняемости зала) здесь прошла премьера комедийного спектакля «Железная женщина» по пьесе Шарафа Башбекова.
В спектакле смело, но немного наивно через призму одной семьи говорится о проблемах взаимоотношений мужа и жены. А главный посыл тут – освобождение женщины от бытовой эксплуатации.
Сюжет разворачивается вокруг недалекого, грубого колхозника Хайдара, которому дается фантастический шанс оценить свою жену – замотанную, забитую Кумсият. Вся ее жизнь проходит в суете по дому: воду надо принести, обед приготовить, в комнате порядок навести, да еще днями напролет трудиться в поле. У Кумсият дети, муж с замашками бая, плюс работа в колхозе.
И вот однажды она не выдержала. Хайдар напился, буянил и был привязан соседями к столбу во дворе своего дома. Он просил жену его развязать, но Кумсият забрала детей и ушла к матери. К счастью Хайдара, появился инженер из города, который сконструировал женщину-робота и намеревается выпустить ее в поле работать. Хайдар покорён тем, что железная женщина без отклонений следует заданной программе. Стоит подключить в ней одну микросхему – она исполняет ритуал покорной жены, подключишь другую – она расправится с любым врагом. Только вот руки у нее холодные, глаза из кварца и плакать она не умеет.
Хайдар скоро стал скучать по жене. А робот Аламат начинает часто ломаться. «Она же из железа, – с ней надо осторожно!» — восклицает расстроенный инженер. И тут Хайдар осознаёт, что его Кумсият всю жизнь тянет ношу, которая оказалась не по силам даже железной женщине.
Роль робота Аламат замечательно сыграла актриса Ашура Иманалиева. Она освоила пластику механической куклы, но при этом у ее героини есть характер, зритель ее даже жалеет, когда она признается, что не может испытывать человеческих чувств и эмоций. Но главный на сцене, конечно, колоритный грубиян в ярком исполнении актера Салима Батырова.
По мотивам народной баллады
На днях в Аварском театре показали и новую постановку заслуженного артиста России Гусейна Казиева «Али – пленник скал». Спектакль создан на основе одноименной народной аварской баллады.
Действие происходит в далекие времена в высокогорном ауле Дагестана. Для того чтобы выжить в суровых условиях гор, людям приходилось много трудиться. Но, как известно, не жизненные трудности становятся причиной человеческих бед, а нарушение основ, на которых зиждется горское бытие: почтительное отношение к старшим, уважение родителей, сохранение родственных уз… А вот корысть, жажда наживы и наследства разрушают устои, порочат честь семьи, толкают на братоубийство. Спектакль показывает зрителю, как отсутствие в семье любви и взаимоуважения может привести к трагедии.
Работа была по достоинству оценена зрителем. Зал стоя осыпал овациями актеров, благодарил режиссера.
«Это очень хороший, нужный спектакль. Во все времена человеческие пороки приводили к трагедиям. Но сегодня люди настолько запутали все духовные ценности, создали для себя выгодный им кодекс чести, а об исконных дагестанских понятиях чести, достоинства, уважительном отношении к старшим и всем окружающим как будто забыли. Это неправильный путь, к чему он может привести и рассказывает спектакль», – поделился своим мнением после просмотра один из зрителей пенсионер Магомед Алиев.