X
08:26 13.09.2024

…Без тебя бедна я

Ее Дагестан особенный, не похожий ни на чей другой. Это вселенная, это гора-образ, где многое посвящено женскому началу. То, о чем размышляет дагестанский художник Инесса Цгоева, влечет своеобразной психологией, философским восприятием мира. И каждый при желании может разглядеть в ее сюжетах близкое и понятное.

Горская мадонна

В этом и ее загадочность, некая завуалированность, сохраняемая и в образах, и в авторской цветовой гамме, с помощью которых она создает мир необыкновенных людей-горцев, живущих между небом и землей. По ее разумению, символ гор – мать, олицетворяющая природу людей, парящая в небесах, владеющаяя всем сущим на земле: садами, отарами, благодатной землей, саклями с дымящимися трубами.

В авторских композициях ясно прослеживается образ незабвенной Фазу Алиевой, поэта мира, поэта земли обетованной. Такая вот горская мадонна, оберегающая свой Дагестан от бед и разорений, войн и стихий. Символика сюжетных образов художницы неслучайна. Здесь всё на тончайшем уровне. Сдержанность и чувственность, достоинство и независимость сохраняются в необыкновенно целомудренном общении горцев – на уровне взгляда, о многом говорящем.

«Голос земли». Автор: Инесса Цгоева

В творчестве Инессы доминирует не конкретный, а скорее обобщенный образ женщины гор, неотделимый от символичного кавказского типажа, в котором ясно и выразительно просматривается горская архитектура мышления, аскетичного образа жизни, особого, уединенного восприятия мира. Она пишет картины, где многое связано характерной традиционностью, мировоззрением, бытом, психологией воина, зодчего, рукотворного мастера, горянки-матери, женщины, любимой…

Этническая осетинка, Инесса Цгоева создает то, что характеризуется фразой «все люди братья», подразумевая кавказскую общность. Она признается, что дом ее здесь. Но ей близка и родная Осетия. Когда-то в Дагестан перебрался ее прадед, поселившись в живописном Маджалисе. Художников в ее роду не было. Отец Виктор Зелимханович – энергетик, мать Лейла Касимовна – инженер-строитель. Но в ней самой тяга к творчеству ощущалась с детства. Она увлекалась лепкой, сотворяя необыкновенных людей и животных. А привязанность к рукотворному мастерству так явно ощущалась в мечтательной девчушке, что родители, не задумываясь, отдали ее в художественную школу.

– С художественной школы все и началось, – вспоминает Инесса Викторовна. – Здесь нам прививался академический подход: обучение рисунку, живописи, композиции. А мне хотелось заниматься тем, что интересно. Но со временем я осознала, что педагоги готовили нас к серьезному экзамену, который надо было выдержать. Так и случилось. И ДХУ им. Джемала, отделение «художник-оформитель» послужило творческой основой для будущего живописца.

Категории вечности

Она обращает внимание, что ведущим педагогом по специальным дисциплинам стал для нее художник-график Иса Хумаев, научивший ее художественно мыслить. Это трудная задача, но именно профессионализм должен основываться на мыслящих акцентах творчества. А как иначе добраться до души человеческой? Настоящей творческой удачей считает и то, что после окончания училища она попала в мастерскую живописи профессора, а ныне академика РАХ Абдулзагира Мусаева, ставшего ее наставником.

«Кубачинка». Автор: Инесса Цгоева

После окончания отличницу-выпускницу, краснодипломницу оставили в качестве преподавателя рисунка на кафедре изобразительного искусства худграфа ДГПУ, где она выросла до доцента, заместителя декана по учебной работе. Инесса Викторовна считает, что это налагает на нее еще большую ответственность – растить смену, за которую можно поручиться на самом высоком российском, зарубежном уровне.

Её первой самостоятельной работой стало историческое полотно «Петр Первый в Тарках», поразившее зрителей не только желанием взяться за сложное изобразительное полотно, но и подлинным живописным мастерством – так пишет о Цгоевой профессор, искусствовед Н. Мусаева, сумевшая разглядеть в молодом художнике потенциал мастера, которому подвластны сложные жанры.

Мастерство художника не боится тончайших графических полутонов, что особенно удается ей. «Портрет кубачинки», выдержанный в монохромной гамме, как нельзя лучше выражает психологию женского портрета, суть горянки, трудолюбие дагестанской женщины, ее жизненный опыт, мудрость и величие. Она остается верной спутницей, матерью, бабушкой, вырастившей не одно поколение мастеров-златокузнецов, чьи произведения искусства известны во всем мире.

Любое творчество связано с мучительными исканиями, желанием сотворить то самое современное искусство, движет которым неутомимая человеческая мысль

– Додумывая женский образ, трудно ошибиться в его сути. А это и есть то главное, что должен уметь художник, – считает Инесса Цгоева. – И пастель как нельзя лучше выражает аскетичную графичность дагестанского бытия.Одинаково хорошо ей удаются как образы дагестанских типажей, так и той же девушки из далекой континентальной Африки, словно выхваченной из «контекста». Пластические решения притягивают взор живостью, замысловатым обликом. Художник смело экспериментирует, предлагая, оторвавшись от привычных образов, обратить внимание на континентальную экзотику.

Вот и натюрморты мастера невозможно упрекнуть в похожести. «Концерт для тыквы с оркестром» – художественный апофеоз того, что дарит щедрая, обильно плодоносящая земля, наслаждаясь дарами которой человек по достоинству оценивает выразительное разнообразие божьих даров, выписанных с любовью и столь достоверно, что рука тянется дотронуться до кисти винограда, айвы и сочного граната.

Вечный поиск

Как продолжение темы «Шелковый путь» – словно географический пунктир бескрайних древних торговых обозов, перемещающихся по всему миру с украшениями, тканями необыкновенной красоты, посудой, ярко расписанной… Вдумчивый, образно мыслящий художник старается разобраться в своих художественных пристрастиях, словно отыскивая в своей родословной иранские корни, корни терского казачества, ощущая зов крови, намешанной из разных народов, наследственность, отражающуюся на том, что она видит и творит.

Давая объективную оценку себе, она приходит к мысли, что «подсмотревший» в ней игру крови педагог, от которого она унаследовала необыкновенную работоспособность, вложил в нее выразительность, ощущение древних эпох и современность. «Мыслить вопреки – это по-мусаевски», – так она характеризует своего гуру. Для нее школа Мусаева – требовательная, пристрастная, требующая размаха и динамики, максимальной приближенности к тому или иному образу или сюжету.

Из серии «Любовь Фазу». Автор: Инесса Цгоева

Вечный поиск, вечная неудовлетворенность… Мастер говорит, что любое творчество связано с мучительными исканиями, желанием сотворить то самое современное искусство, движет которым неутомимая человеческая мысль. Но приходит к выводу, что не многие достигают цели, превращая зачастую искусство в модный перформанс, идя на поводу у «западников», вовлекая в западню новых изобразительных течений поколения, только осмысливающие свою роль в искусстве.

Она выступает за смелые эксперименты. Но отдает должное мировой изобразительной сокровищнице, сохранившей до наших времен искусство, которое будет восхищать человечество столько, сколько оно будет существовать. Художник отзывается о дагестанской изобразительной школе как о животворном роднике, из которого можно бесконечно черпать философию существования в условиях мира, в котором остаются неизменными ценности труда, добра и справедливости, все то, на чем основывается сама природа человека – не завоевателя, но творца.

Имя Инессы Цгоевой уже бренд дагестанского искусства. Она участник многочисленных республиканских, всероссийских, международных выставок. Произведения художника хранятся в частных, корпоративных коллекциях. О ней уже можно судить как о мастере, на которого ходят с удовольствием. И не только, чтобы насладиться ее искусством, но чтобы, размышляя, обогащать свой внутренний мир.

Тэги:
художник,

Похожие

Послевкусие эпох

29
Школу дагестанского изобразительного искусства можно считать одной из сильнейших на...

Исследователь души и вдохновитель сердец

379
Героями картин известного дагестанского...

Одушевлённые сердцем

189
В мистической реальности персонажи мастера хоть и существуют в параллельном пространстве,...

Семейные ценности через искусство

105
Справедливо замечено, что именно в детстве...

Возрождённый мир

66
Замысловатые линии, образуя канву сюжетных образов, словно послание из прошлого,...

Законы живописи

36
Художник при должности – это не художник: слишком много административной работы, считает...

Он мечтал увидеть мир…

87
Очарованный землей, ее звуками и красками, еще мальчишкой выцарапывал на камнях-валунах то,...

Энергия родных гор

274
Художественный мир разнообразен. Он отражает природу мироощущения, познания сути...

Крылья его творчества

57
В его судьбе все сложилось по наитию, соединив два противоположных увлечения в одно целое. И...

Статьи из «Культура»

Нравственный ориентир

4
Национальная библиотека РД им. Р. Гамзатова приняла на своей площадке всероссийскую...

Это была поистине народная стройка…

6
Если оглянуться на 100 лет назад, то одним из самых ярких...

Семьи участников СВО – в центре внимания

70
Во время недавней прямой линии Главы Дагестана...

Юбилейный концерт

4
Виртуозный саксофонист, ведущий артист и солист эстрадно-духового оркестра Дагестанской...

Когда поёт «Чарода»…

32
Праздничная программа с их участием обречена на успех, бурными овациями встречают артистов...

Как Джабраилов фотографа играл

4
Ровно 55 лет назад, в 1969 году, на экраны СССР вышел...

Не надо бояться творить

9
Как написать грантовую заявку и получить поддержку от государства на реализацию проекта?...

Философия образов

23
20 декабря в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. Гамзатовой открывается...

Вся гамма человеческих чувств

42
В Лезгинском театре очередная премьера – здесь с аншлагом прошла музыкальная комедия «Муж...

Звучали кумуз, флейта, гармонь…

8
В этом году участниками Регионального фестиваля юных...

Еще раз о любви к Родине

12
Песни времен Великой Отечественной войны, патриотические вокальные произведения,...