X
10:18 16.12.2021

Чья сабля лучше

Однажды мюриды расхвастались друг перед другом своими саблями. Они говорили о том, из какой прекрасной стали их сабли сделаны и какие прекрасные стихи из Корана начертаны на них. Среди мюридов оказался Хаджи-Мурат – наиб великого Шамиля. Он сказал: «О чём вы спорите в прохладной тени чинары? Завтра на рассвете будет битва, и ваши сабли сами решат, которая из них лучше.
Расул Гамзатов

Легенды про булат

Технология кузнечной сварки развивалась в одно время с искусством ковки. И когда именно всё начиналось, наверняка ответить никто не берётся.

Говорят, что кавказские сабли и кинжалы изготавливались из самой лучшей стали. У каждого мужчины их было несколько. Важный атрибут национального костюма горца служил ему и в быту, и в бою. Хорошо заточенный клинок легко перерезал в воздухе даже волосок.

Булатное лезвие прорубало металлические доспехи, при этом даже не тупилось. Говорят, что с ними шли на врагов Тамерлан, Александр I, Наполеон… И о таком экземпляре может мечтать каждый коллекционер. Ахмедпаша Алиболатов – антиквар со стажем. Свою коллекцию старины собирал чуть ли не по всему свету. Особенно гордится оружейной коллекцией конца XIX – начала XX веков. Центральное, почётное место занимает 300-летняя самурайская катана. Это его любимица. Лучшей сталью на всём Кавказе, несомненно, была амузгинская. Отсюда, из села Амузги, расходились клинки на Восток, в Европу. Далеко ушла слава о дагестанских умельцах. Сегодня о знаменитом селе кузнецов Амузги остались разве что разговоры.

Ремесло изучали учёные, некоторые образцы стали произведениями искусства. И даже сейчас, рассматривая узоры на дагестанских коврах, каждый из которых зашифрованный символ, мы видим одно из самых древних изображений – тапанча, то есть оружие. Конечно, здесь нет явных сабель или пистолетов, но если приглядеться, то можно увидеть скрещенные кинжалы. Наши предки верили, что в доме, где живёт мужчина, полагалось иметь три таких ковра. Иначе быть беде.

Дорога, не знавшая покоя

В книге Валерия Хорева «Оружие из дамаска и булата» говорится, что лучшим из уже умерших мастеров, по общему признанию, считался Рабадан Багомедов.

«Особенно славились его шашки, которые он делал ещё по личному заказу наместника Кавказа и других высокопоставленных лиц. По словам мастеров, свои клинки Багомедов ковал из старых пружин вагонных буферов, которые приобретал в Дербенте. Лезвия же наваривал из «альхана» – очень твёрдой шеффилдской стали, для чего в ход шли старые ножички».

Историк Е. М. Шиллинг в книге «Кубачинцы и их культура» приводил подробное описание процесса изготовления кинжального клинка в Амузги, а в Государственном историческом музее хранится коллекция привезённых им образцов, иллюстрирующих каждую из 13 стадий технологической цепочки. Тогда дорога, ведущая из Амузги в Кубачи, не знала покоя. Из Амузги везли готовые клинки. Тамошние мастера изготавливали рукоятки и ножны, украшенные золотой и серебряной насечкой, чернью, глубокой гравировкой…

Дагестанские оружейники

Доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института языка, литературы и искусства ДФИЦ РАН Амирбек Магомедов изучал прошлое и настоящее оружейного искусства Дагестана.

«В последние десятилетия в республике активно возрождается классическое направление ювелирного производства, а именно изготовление парадного (подарочного) художественного оружия. В магазинах и художественных салонах представлены ножи, кинжалы, сабли, шашки, сувенирные пистолеты ударно-кремневого типа, выполненные в разных техниках. Ювелиры украшают оружие объёмной филигранью и даже вставками различных самоцветов. Для отделки используются новые «бесчерневые» виды гравировки, «московские» узоры с чертами монументального стиля. Дагестанское традиционное оружие, достаточно широко известное в кругах музейных работников, коллекционеров оружия, ценителей художественного металла, ныне приобретает новые художественные очертания», – рассказывает историк.

По его словам, ещё во второй половине ХIХ века власть запретила народным мастерам Кавказа изготовление фабричных форм казнозарядного огнестрельного оружия, сохранив за ними право на промыслы традиционных ударно-кремневых типов оружия. Но заводские изделия всё больше вытесняли кустарные. Поэтому к началу ХХ века изготовление традиционного «кавказского» огнестрельного оружия пришло в упадок. Удалось сохранить производство подарочных видов оружия. Хорошим спросом продолжали пользоваться и клинки: кинжалы, шашки, сабли, ножи. Их партиями заказывали для казачьих частей царской армии. Заказы поступали со всего Северного Кавказа. А после того, как мода на ношение кинжала в конце ХIХ века распространилась на закавказские города, и вовсе не было отбоя от заказчиков.

Особая страница традиционного оружейного дела Дагестана – советский период. В первое десятилетие новой власти на руках у населения было много оружия, оставшегося от Первой мировой и Гражданской войн. Поэтому в сёлах Дагестана летом 1926 года были проведены кампании по «разоружению». И в первую очередь у населения изымалось огнестрельное оружие. С начала 1930-х годов и особенно после Великой Отечественной войны советская власть стала жёстко ограничивать не только административными, но и законодательными мерами промыслы по изготовлению, практику ношения не только огнестрельного, но и холодного оружия.

В силу законодательных ограничений и запретов частных промыслов по обработке драгметаллов число центров изготовления традиционного оружия в Дагестане резко сократилось. Всё это привело к забвению многих традиций оружейного мастерства Дагестана, исчезновению промыслов изготовления художественного оружия. Страх уголовного наказания парализовал волю многих мастеров к творчеству в этой сфере декоративно-прикладного искусства. В итоге традиционным оружейным промыслам Дагестана был нанесён большой урон.

– Вместе с тем в годы советской власти сохранялось легальное изготовление такого оружия (в выставочных и подарочных экземплярах) в художественных артелях промкооперации. Нелегально оно изготавливалось в ряде центров народного искусства, в особенности Кубачах, – рассказывает Амирбек Магомедов. – Даже в начале
1990-х годов изготовление клинкового оружия продолжало лицензироваться на уровне Министерства обороны РФ. Дагестанские мастера изготавливают разные виды клинкового оружия. Свобода предпринимательства способствует возрождению многих старых приёмов художественной отделки оружия, появлению новаций, ярких видов их украшения…

Статьи из «Культура»

Реалистичность фантазии художника

5
В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С....

Сила, покоряющая вершины

189
Традиции народного танца, стихийное проявление чувств, ритмы и самобытные костюмы, которые...

Шагане ты моя, Шагане!

62
Долгое время о прототипе знаменитого стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» ничего не было...

Груша у родного дома

6
Московская Ассоциация союзов писателей и издателей выпустила в свет книгу прозы народного писателя Дагестана Шахвеледа Шахмарданова «Под крылом весны». Тираж...

Cыграла саму себя

22
В конце прошлого года талантливую артистку Даргинского театра Зарину Азизову (на снимке)...

Дагестан по буквам

213
Программа Агентства стратегических инициатив «Классная страна» работает уже не первый год....

Горе от любви Александра Грибоедова

21
Одним из самых известных людей своего времени был...

Искусство творить

25
Серебряная вязь, образуя замысловатые узоры, переливаясь, превращая привычный мир в...

История ярких событий

82
В последние дни уходящего года Союз театральных деятелей Дагестана отметил своё 85-летие. За...

С национальным колоритом

18
На один день Дагестанский некоммерческий фонд «Моя страна – моя история» превратился в...

Высокую культуру – каждому

35
В самом центре старой части Махачкалы расположено здание Дагестанской государственной...