Купить PDF-версию
19:49 | 24 июня, Вт
Махачкала
X
10:24 24.06.2025

Детский театр. Продолжение следует

О том, что в Русском драматическом театре имени М. Горького грядут большие перемены, «Дагестанская правда» уже писала. То был разговор с директором учреждения Тимуром Магомедовым, который рассказал нашим читателям об открытии экспериментальной сцены и запуске театральной студии к 100- летию со дня основания театра. И вот всё свершилось. Два премьерных спектакля на новой сцене и итоговый спектакль детской театральной студии эффектно завершили юбилейный 100-й театральный сезон. Зрители оценили камерность небольшого уютного пространства, где разворачиваются «тихие», но такие важные события драматических историй. К этому мы ещё непременно вернемся, а пока хочется рассказать о том празднике, который устроил театр в один выходной июньский день.

Даже не знаю, кому повезло больше – самим юным артистам, впервые выступившим на профессиональной сцене, или публике, получившей возможность увидеть сразу несколько вариантов выпускного спектакля «Буратино». Четыре бесплатных показа для горожан – и каждый раз зал был полон. Музыка, смех, цветы, радость маленьких актёров, горящие, восхищенные глаза маленьких зрителей – Кумыкский театр, где проходил выпускной «экзамен» для новоиспеченных артистов, был в этот день наполнен атмосферой счастья.

Чтобы получить ясную картину происходящего, посмотрела две постановки. Представьте, как здорово было увидеть на сцене одновременно сразу двух Мальвин или даже трех Лисичек, сменяющих друг друга в одном спектакле нескольких Буратино. А еще понаблюдать, как дети работают с актерами-профессионалами, задействованными в постановке. Данил Ганюшкин (Кот Базилио), Екатерина и Дмитрий Якуповы (черепаха Тортилла и Карабас Барабас) были ребятам настоящими коллегами по сцене. После первого просмотра ищу Тимура Магомедова – директор всё время рядом со своими подопечными в этот важный для них день.

– Студия «Театрал» открылась в сентябре. Мы выиграли грант Президентского Фонда культурных инициатив, и это помогло закрыть вопрос зарплаты педагогов, приобрести и обеспечить работу необходимого оборудования. Оплата обучения пошла на изготовление декораций, костюмов, свидетельств об окончании студии, организацию выпускного вечера, – рассказывает Тимур Гаджимагомеддибирович. – Спектакль – это финишная прямая 9 месяцев обучения. Не каждый взрослый может перебороть себя и выйти на сцену, и то, что дети смогли сегодня показать, причем никто не растерялся, не забыл текст, все справились со своей ролью, я считаю большой победой. Они достойно себя представили. По большому счету, мы и не ставили своей задачей сделать из наших студийцев актеров, хотя обучающая программа была почти как в настоящем театральном училище. Пять дисциплин ребятам преподавали профессионалы своего дела: актерское мастерство (Марина Карпачева и Татьяна Сальникова), сценическая речь (Влада Алешина и Беневша Девлетханова), сценическое движение (Данил Ганюшкин и Магомед Алиев), хореография (Арсен Курбанмагомедов) и вокал (Джамиля Гамзатова и Анастасия Ильгова). Обу­чение было построено на системе Станиславского с опорой на Вахтанговскую актерскую школу. Кроме того, и дети, и их родители посещали спектакли нашего театра, чтобы окунуться в саму атмосферу сцены и зала. Результат девяти месяцев работы такой: этот спектакль войдет в репертуар театра, несколько лучших учеников студии будут играть в нем вместе с нашими профессиональными артистами. К ребятам уже будут предъявляться профессиональные требования.

Мы пока не знаем, кому посчастливилось попасть в настоящий театр, да и кто может сегодня сказать, что выпускники детской студии – это непременно будущие артисты. Один из исполнителей роли Буратино Даниял Ахмедов, 9-летний уже известный у любителей поэзии чтец, сказал мне по секрету, что декламация и игра в театре – его увлечение, а стать он мечтает нейрохирургом.

Юлия Ярайкина, мама Артура, сыгравшего Артемона, считает, что студия нужна для того, чтобы сформировать определённые навыки – не бояться публичных выступлений, больших скоплений людей, научиться работать в коллективе, то есть «прокачать скиллы», как говорит молодёжь, можно легко и с удовольствием. К тому же очень важно, что у ребят сформировалась команда, они понимают и поддерживают друг друга.

Но не всё, конечно, было гладко. Дети разные, эмоциональная открытость у всех своя, готовность к компромиссам тоже. Не говоря о том, что и талант к театру был не у всех.

– Было непросто, – делится Данил Ганюшкин, актер Русского театра и преподаватель сценического движения. – Как мне кажется, многих детей родители привели в студию для их общего развития, а еще чтобы раскрепостить, снять зажимы. Когда директор театра предложил мне вести одну из дисциплин, я с удовольствием согласился. Мне интересно работать с детьми, 11 лет я сам учился в школе искусств, и вся эта атмосфера мне хорошо знакома и близка. И новый опыт для меня весьма значим. Уже приступив к работе, я получил еще одно ответственное задание: режиссер спектакля доверила мне и Владе Алешиной принять участие в постановочной части. Для ребят было непросто найти свою актёрскую индивидуальность, они, разумеется, пока не способны предлагать мизансцены, образы, характеры. Мы направляли их, а они подстраивались под нас, и у них это получилось довольно хорошо. Последние дни были очень сложные: дети осваивали новую сцену и декорации. Я доволен выступлением своих воспитанников. За неполный год познакомиться с «бесконечной» актерской профессией и показать себя достойно – да они просто молодцы!

Это чувство гордости за маленьких артистов ощущалось в разговоре и с профессионалами-участниками студии, и с родителями, что вполне понятно. Победа – вот, пожалуй, главное слово, которым можно охарактеризовать результат труда театральной команды.

– Наш спектакль – итог работы ряда творческих сил театра, – считает режиссёр постановки, заслуженный деятель искусств Дагестана Марина Карпачева. – Дети были разной подготовки, но все они проделали колоссальную работу над собой: сумели себя организовать, почувствовать плечо товарища рядом, ведь театр – коллективное творчество. Они смогли снять зажимы, особенно это касается ребят постарше: в 9 лет дети еще все «обезьянки-повторюшки» , а потом становится сложно даже просто выйти на сцену и что-то внятно произнести. Для меня в процессе работы открывались разные вещи: психофизика детей, их эмоциональное восприятие мира. Я довольна результатом. Не оцениваю эту работу как спектакль, есть вещи, которые мы не можем воплотить, потому что им еще рано ставить такие задачи. Но я уверена, что это шаг в их судьбе, в понимании себя, и уж точно – зарождение их дружбы на всю жизнь. Хочу сказать слова благодарности всем коллегам, кто вместе со мной прошел этот трудный, но увлекательный путь. Не только наши дети, но и мы сами вышли из этой постановки немного другими – более сплоченными и открытыми друг к другу. Я рада, что наш театр открыл новую страницу в своей истории.

Статьи из «Театры»

Вначале было дело

160
«Что слова? Это просто дополнение к действию» – по такому принципу живёт и работает...

Театральный триумф

39
Чего ожидал двухмиллионный город с богатыми сценическими традициями и насыщенной...

На сцене – средневековая Авария

163
Не родись красивым... Вот уж не повезло юноше из аварского...

Очередная премьера

28
Драматический спектакль «Следы на земле» по одноименной пьесе Умурахил Шапиевой Даргинский...

Покорили сердца петербуржцев

22
В Северной столице зазвучали горские мотивы – Дагестанский государственный театр кукол по...

Гиви Валиев: «Хочу говорить о своем времени»

117
Наша газета продолжает рассказ о победе...

О войне, любви и верности

62
В Даргинском театре им. О. Батырая с аншлагом прошла премьера спектакля на русском языке...

Комедии, драмы и… новая сцена

36
Азербайджанский государственный драматический театр – это оазис добрых и драматических...

«Молла Насрутдин»: почти век на сцене

67
К своему 150-летию Союз театральных деятелей России...

Метод Жюгжды, или Как ожила сказка

48
Дагестанские кукольники сделали себе подарок –...