Для детей и о детях
Эхо Большого Детского фестиваля, о котором наша газета начала рассказ в одном из прошлых номеров, прозвучало на нескольких площадках Махачкалы. Русский драматический театр им. М. Горького стал одной из них, где не только проходили показы спектаклей, привезенных гостями фестиваля, но и работали творческие лаборатории. Напомним читателям: «Эхо БДФ-Дагестан» – специальная выездная программа фестиваля, которым руководит народный артист России Сергей Безруков.
Режиссерские лаборатории – одно из направлений БДФ, когда приглашённые молодые режиссёры буквально за несколько дней создают с актерами региональных театров эскизы спектаклей на заданную тему. В этом году Русский театр поднял проблему буллинга – травли, запугивания ребенка в школе или, допустим, во дворе.
В Махачкалу творческая группа лаборатории приехала 28 ноября. А уже 4 декабря состоялись показы итоговых работ режиссеров Филиппа Гуревича и Юлии Каландаришвили. Отрадно, что литературной основой одного из эскизов послужила книга нашего земляка Ислама Ханипаева «Типа я» – история о восьмилетнем мальчике, который начинает взрослеть и строить свою жизнь в семье, школе, в мире, который его окружает. То, что получилось на выходе, и эскизом назвать трудно. На мой взгляд, это почти законченный полноценный спектакль, который мог бы найти своего зрителя не только в Дагестане.
Очень хорошо, что после просмотра эскизов шло обсуждение, когда в разговоре принимали участие и зрители, и театральные деятели республики, и профессиональные театральные критики, специально приехавшие в Махачкалу, чтобы дать свою оценку творческим работам.
Владимир Кантор, театровед, театральный критик, говоря об эскизе по книге Ханипаева «Типа я», отметил важность поднятой театром темы, назвав спектакль «концептуально важной работой».
Театральный критик, член экспертного совета фестиваля «Золотая маска» Александрина Шаклеева подчеркнула актуальность темы буллинга для Дагестана, когда лента местных новостей, работа социальных служб свидетельствуют о том, что травля, жестокость, к сожалению, среди дагестанских детей и подростков не такая уж и редкость. Впрочем, как и в других регионах страны, да и во всем мире. Но особенность Дагестана в том, считает критик, что факты буллинга у нас зачастую замалчиваются, намеренно не озвучиваются. И тогда театр ставит перед собой задачу говорить об этом, поднимать проблему, чтобы стать именно тем самым местом для родителей и детей, где можно открыто и честно выразить свое отношение к наболевшему.
Ведущие театральные критики страны дали профессиональную оценку эскизам, и это было интересно и полезно послушать не только тем, кто работает над спектаклями, но и тем, кто пишет о них.
Будут ли жить на сцене предложенные работы? Время покажет. Но вот мнение главного режиссера Русского театра, заслуженного деятеля искусств России Скандарбека Тулпарова:
«Идея проведения таких лабораторий не нова, мы это практиковали. Так, например, родился наш спектакль «Бешеные деньги», эскиз которого был предложен лабораторией под руководством Иосифа Райхельгауза. Что касается эскиза спектакля «Типа я», то данная постановка скорее для взрослых, чтобы помочь им понять проблемы детей. Театр – это зрелище. Здесь же всё было построено на слове. Он легко мог быть радиоспектаклем. Понимаю, что время пришло другое, многое поменялось. Я за то, чтобы вообще ничего не запрещать, люди могут смотреть спектакли разных форм, если это интересно. Но тут есть нечто, что мне не понравилось и в содержании. Присутствует некоторая агрессия, постоянные удары, вечное недовольство. Дети действительно агрессивны сейчас. Достаточно почитать новости. И хотя тема актуальна, но это не мой театр, он чужой для меня. А вот игрой своих актеров я очень доволен».
Надо сказать, что проходящая в спектакле мысль о важности простой физической силы и «умении дать отпор» все-таки следование режиссера за автором книги. Но при этом Филипп Гуревич и автор инсценировки Лара Бессмертная сумели показать главное – рождение в душе ребенка понимания любви, чувства семьи, дружбы. На мой взгляд, это тот случай, когда спектакль лучше первоисточника.
Второй эскиз – «История бабушкиных писем, рассказанная Эльсой, которой почти 8 лет». Это та история, которую считывает и молодая, и зрелая публика. Но, увы, как отметила на обсуждении работы режиссера Юлии Каландаришвили и драматурга Анны Сафроновой заместитель директора Театра поэзии по художественно-творческой части Ариза Батырова, часть зрителей показа не сумела открыть сердца тому искреннему, что происходило на сцене. Спектакль был адресован ребятам, способным воспринимать глубокий текст, а также предложенную форму повествования и необычный для неподготовленного зрителя его пластический рисунок.
Что ж, зрительская культура и понимание театрального языка нарабатываются опытом. Сказывается отсутствие в республике театра юного зрителя, где можно было бы воспитывать подростков интеллектуальным зрелищем. А еще хорошо бы, чтобы педагоги, организующие походы в театр школьников, заранее заглянули в текст книг, по которым ставится спектакль, чтобы определить нижнюю границу возраста.
Иногда рекомендации на афише могут не сработать. Замечательная работа «Мой дедушка был вишней» театральной компании «Новый театр» (Воронеж) – весьма тонкая, лиричная, затрагивающая вопросы, которые только-только поднимаются в душах подростков, но волнующие и взрослых, прошла мимо целевой аудитории. В зале сидели в основном маленькие дети, для большей части которых происходящее на сцене было не совсем понятно.
Лаборатории БДФ побывали уже в нескольких регионах, и хотелось узнать, чем отличается Дагестан от других театральных площадок страны. Об этом мы спросили куратора БДФ-лаборатории Ирину Леонтьеву:
«Ваша яркая черта – эмоциональность. С одной стороны, это восхищает, люди включены в процесс сразу, и никому не всё равно, независимо от объема роли, которая досталась актеру. Все в процессе. Есть ощущение братства, хотя это и свойственно театральному миру, когда все друг друга поддерживают. Но здесь, в Дагестане, какое-то особое переживание за успех каждого. У вас нет конкуренции, но есть сопереживание. Я прониклась большим уважением к этой черте. Но, с другой стороны, эмоциональность иногда и мешает: то самое соучастие проявляется и в реакциях на то, если что-то у коллеги не получается. Все эмоции – и положительные, и отрицательные – выражаются очень ярко. Это не хорошо и не плохо, такова специфика. Для меня, северного человека, родившегося в Карелии, это многовато. Но я рада, что дагестанский театр – современный, который смело берет тему, крайне остро стоящую в регионе. Счастье, когда театр видит проблему и служит площадкой, где можно об этом говорить. Для родителей и педагогов важно, когда можно помочь ребенку в трудной ситуации, приведя его на спектакль, в котором даются ответы на волнующие его вопросы».
Мы постарались кратко рассказать о театральной части программы «Эхо БДФ-Дагестан». Но побывать на всех мероприятиях, проходящих на разных городских площадках, просто невозможно. А ведь были еще и образовательная программа для учащихся детских творческих студий, презентации книг, замечательный спектакль «Тео – театральный капитан» Детского музыкального театра юного актера (Москва), показы кино- и анимационных фильмов, творческие мастер-классы. Это был настоящий праздник детской культуры, который надолго запомнится всем его участникам.