X
08:49 26.05.2010

Ее песни – ее богатство

Когда я своей приятельнице сказала, что у меня встреча с Асият Кумратовой, она без сюсюкания коротко бросила: «Светлый человек». Вот так, не задумываясь, двумя словами она ухватила самую сущность этой замечательной женщины, которую весь Дагестан, вся Карачаево-Черкесия (откуда она родом) знают как прекрасную певицу, до самозабвения любящую свой народ, его искусство.

Эта любовь у нее в крови. Еще в далеком детстве, будучи дошкольницей, Асият пошла на край своего огорода нарвать свежего корма для кроликов. Щипая траву, она вдруг услышала мужской голос звонкого серебра. Песня лилась, нет, не рядом или вокруг, она струилась откуда-то сверху, омывая девчушку, будто кристальный водопад. Вокруг – никого. Асият выбежала во двор – и там никого, затем на улицу и увидела седобородого благородного вида, но бедно одетого человека, палкой ковырявшего кучку тряпья, выброшенного кем-то. Дивный голос и занятие его на бедной сельской послевоенной улице так не увязывались в ту волшебную картину, которую нарисовало воображение, когда она услышала так поразившую ее песню. Мелодию песни Асият запомнила сразу и полностью, а из слов только две первые строчки. Их-то она и напевала постоянно, как только утром открывала глаза, добавляя свое ля-ля-ля вместо недостающих слов, чтобы закончить музыкальную фразу.

Много позже мама дала ей куплет старинной ногайской песни, и Асият пела его, присовокупив к тем двум засевшим в памяти строкам. Затем бабушка, тетушка припомнили пару куплетов из другой народной песни… Так родилась «Ак шалув, кара шалув» («Белая тесьма, черная тесьма»), обрастая древними строками из уст старейшин ее родного села Икон-Халк (большой народ), что в Карачаево-Черкесии, на не менее древнюю мелодию. Эта песня стала эпической балладой, прошедшей испытания временем.

Забегая вперед, скажу, что Асият Кумратова пела ее на Декаде искусства и литературы в Москве в год 400-летия присоединения Карачаево-Черкесии к России, позже она была расписана для исполнения девичьим хором, затем – смешанным хором и всегда вызывает зрительский интерес. Теперь уже и эстрада приложила свою руку, в современной аранжировке эта вещь выглядит привлекательно и для молодежи.

Но ничто и никто не сравнится с Асият Сулеймановной, когда она аккапельно затягивает эту балладу, придавая каждой музыкальной фразе, каждому слову столько оттенков, голосовых полутонов, так мастерски манипулирует эмоциями слушателей, ведя их за собой по лабиринтам философской мудрости своего народа, что зал слушает, боясь дышать, а сердце переполняется благодарностью за эти трепетные переживания. Даже те, кто не понимает языка, безропотно впускают этот голос в свою душу не в силах противостоять его воздействию, а потом, перекрикивая друг друга, кричат: «Брависсимо!» Так было в Италии, Франции, Германии, Югославии, Турции, Болгарии, Румынии… Более сдержанные зрители подходили к певице после выступления, скованные незнанием языка они только и говорили: «Браво!», сопровождая это интернациональное слово аплодисментами. Самые смелые задавали вопросы, интересовались судьбой ногайцев, дивясь его раздольной музыке, и никто не мог поверить, что так владеет мастерством вокала не оперная, а «народная» певица. «За рубежом так замечательно слушают ногайский эпос, так восторженно и грамотно воспринимают нашу музыку, что кажется, все они понимают ногайский язык», — смеясь удивленно говорит Асият Сулеймановна.

… Она родилась в семье землепашцев в ауле Икон-Халк Ставропольского края (ныне Карачаево-Черкесия). Отец всю жизнь провел в седле, был объездчиком колхозных полей, прошел войну, фашистские концлагеря, был не раз ранен во время побегов из застенков нацистов. Знал, что такое этапирование в Германию… Хлебнул немало, но возвратился домой живым, и это было главным. Мама Муслимат была певуньей, несмотря на все тяготы послевоенного времени. Любую работу сопровождала пением. Даже сама песни сочиняла, некоторые вошли аж в сборник ногайских народных песен. Любовь к пению передала своим пятерым детям. Маленькая Асият выходила за аул, забиралась на скалистый выступ горной кручи – ее любимое место, садилась, свесив ноги в зияющую пустоту, и пела. Старалась петь громко, чтобы слышали в ауле. «Вон соловушка Муслимат опять запела», — говорили в таких случаях аульчане.

И вот голосистую Асият пригласили в ансамбль песни и танца Карачаево-Черкесии. В составе исполнителей песен было всего 7 человек, потому каждый был на виду, и ее быстро заметили не только в родных местах. На декаде в Москве певунью Асият тоже отметили высокой государственной наградой. В 17 лет она получила Почетную грамоту Верховного Совета РСФСР.
Не затерялся ее талант в коллективе в 100 человек – ансамбле песни и танца Кабардино-Балкарии, куда ее пригласили работать. За работу бралась охотно и пела на национальных языках и в этой республике, всех заболевших, выбывших из коллектива заменяла без проблем.

Замужество привело ее в Дагестан, ставший ей родным домом. Поступила в Махачкалинское музыкальное училище, но увеличившаяся семья не позволила ей закончить учебу. Пробелы в музыкальном образовании она восполняла на работе в ансамбле песни и танца Дагестана. Она своими учителями считает Исбат Баталбекову, Наби Дагирова, Розу Мизрахи, Кыштымову. Дагестанцы старшего поколения помнят этих старейшин музыкального искусства. В ансамбле они коллектив учили постановке голоса, нотной грамоте, сценической культуре. «Кто прошел их школу, — говорит Асият Сулеймановна, — не позволят себе уйти со сцены после исполнения номера спиной к зрителю или какую-то вольность во время пения. Тогда было много концертов на полевых станах, фермах, в горах у чабанов, и нас учили, если даже по вам ползет змея, вас «грызут» комары – не смейте шевелиться. Какие педагоги бы-ы-ли-и! Один Куренной чего стоил!».

Слушала я Асият Сулеймановну и думала: какую счастливую жизнь прожили эти педагоги, что ученики даже в год своего 70-летия вспоминают их с таким почтением и почитанием. А теперь и имя Асият Кумратовой произносят с уважением. Она любимица своего народа и заслужила его кропотливым трудом по собиранию народного песенного богатства. Она извлекла из небытия незаслуженно забытые многовековые эпосы, дастаны, поэмы, обрядовые, детские произведения средневековых классиков ногайского народа. Это эпос «Эдиге» — XIV век; «Шалкийиз Тиленши Улы» — XV век; «Казтувган Суюниш Улы» — XVII век; дастаны «Карадар и Кызылгуль» — XVIII век; эпос «Шора Батыр», «Плач эмигранта» — ХIХ век и многие другие. Принимала участие во всемирных форумах и обсуждала проблемы наравне с учеными тюркологами, как фольклорист древнего своего народа. Была делегатом на Ассоциации, Всемирном конгрессе тюркоязычных народов мира, Всемирном конгрессе женщин татар.

А уж, как она поет, известно не только в Дагестане. Ее песни вошли в Золотой фонд на Гостелерадио республики. Есть ее пластинки. Центральное телевидение заказало запись ее сольного концерта небывалой продолжительности – 25 минут. А когда ее показали на всю страну, был шквал заявок на повтор концерта. Заявки так долго шли отовсюду, что ЦТ сдалось и показало концерт ногайской певицы из Дагестана повторно.

Ее голос звучал в… самом Георгиевском зале Кремля, где обычно проходят важные церемонии государственного значения. Помнится, что при вручении высокого звания очень популярной Надежде Бабкиной она вдруг запела. Тогда все СМИ отметили, что она была первой, чей голос звучал в Георгиевском зале официального собрания таких уважаемых людей в стране. А вот и неправда! Первой певицей, продемонстрировавшей мощь голоса в державном зале, была Асият Кумратова из Дагестана. Вместо ответного слова во время вручения первым Прездентом обновленной России Борисом Ельциным ей самого высокого звания народной артистки Российской Федерации Асият Сулеймановна пропела строки классика Шалкийиза из эпоса ХV века о единстве и дружбе народов. «Ваш замечательный голос и яркие концертные программы составляют гордость исполнительского искусства», — сказал тогда Б.Ельцин.

«Благодаря вашему самоотверженному труду фольклориста и собирателя древнего музыкального наследия тюркоязычных народов мы сегодня имеем возможность слушать неповторимые эпические произведения народов Дагестана, поэмы и обрядовые песни, дошедшие до нас из глубины веков. На протяжении полувека Вы вели активную концертную и общественную деятельность, укрепляя дружбу и взаимопонимание между народами, развивая лучшие традиции самобытного искусства». Это строки из поздравления заместителя министра культуры России А.Голутвы к 70-летию Асият Кумратовой, которое несколько дней назад широко отметила общественность республики. Да что там республики, поздравить народную артистку России, Дагестана, отличника Гостелерадио СССР, имеющую множество наград и званий, активного общественного деятеля, члена Общественной палаты РД приехали представители ногайской диаспоры других территорий РФ, главы сельских поселений Бабаюртовского, Ногайского районов, из Карачаево-Черкесии, Астрахани, Казани, Ставрополья, депутаты Народного Собрания РД, министры, народные писатели, артисты. В огромном зале Русского драматического театра было столько народу, что люди стояли в проходах между рядами кресел, вдоль стен, было много молодежи. Пришло поздравление и от Президента Дагестана Магомедсалама Магомедова: «Вы относитесь к замечательной плеяде творческой интеллигенции Дагестана, чья профессиональная деятельность стала гордостью искусства, а вокальное мастерство служит высоким образцом для молодых исполнителей».
 

Статьи из «Культура»

Интересные и малоизученные

4
Дом-музей Мухаммад-Тахира аль-Карахи в с. Цулда Чародинского района – это огромная...

В храме книги

1
Область культуры широкая. Её обитатели и творцы – это музыканты, поэты, художники,...

Поэтическая проза

5
На соискание Государственной премии Республики Дагестан в области литературы представлена...

Поэтические старожилы

46
Дагестан – страна поэтов, и потому найти героев публикации к Всемирному дню поэзии не...

От костров до зелёных ростков

97
Праздник этот многоликий, вмещающий в себя огромное число символов и названий, но суть...

Метод Жюгжды, или Как ожила сказка

22
Дагестанские кукольники сделали себе подарок –...

Этнические мотивы в украшениях

40
Литьё, ковка, чернение, гравировка…Переливаясь,...

Прекрасное далёко…

8
Сорок лет назад по центральному телевидению показали научно-фантастический сериал под...

«Песни сами ко мне приходят»

14
«Она исполняла песни так, что можно было заслушаться», – говорил о ней Расул Гамзатов. У этой...

Петр I и Дагестан

43
Одной из актуальных задач исторической науки является освещение взаимоотношений народов...