Её изящество скрипка
Скрипка – загадочный инструмент, красивая игра на котором часто кажется недостижимой. Но когда слушаешь Иоганна Себастьяна Баха, Петра Чайковского или Эдварда Грига в исполнении камерного оркестра Дагестанской государственной филармонии им. Т. Мурадова, забываешь о сложностях и погружаешься в музыку. Накануне Всемирного дня скрипки (отмечается ежегодно 13 декабря) мы беседовали с солисткой камерного оркестра филармонии Айной Эмировой о музыке и чарующем звуке ее немецкой скрипки.
Любовь к музыке у Айны проявилась еще в детстве. Она была и остается неотъемлемой частью ее жизни.
– Сколько себя знаю, росла под звуки музыки, она была разной, – рассказывает скрипач. – Как сейчас помню: мы сидели с отцом в зале и смотрели по телевизору какой-то фильм. На экране появились титры, они сопровождались музыкой. И вдруг раздался звук скрипки, зацепил меня с первых нот… Я была любознательным ребенком и хотела знать, на каком же инструменте играют.
Это не был ни концерт симфонического оркестра, ни виртуозная игра солиста, а лишь фоновое сопровождение. Но с тех пор нахожусь, можно сказать, в плену у скрипки. Уговорила родителей купить музыкальный инструмент и отдать меня в музыкальную школу, и вот с 8 лет занимаюсь музыкой. Игре на скрипке я училась у лучших педагогов республики, которые любят свою профессию, вкладывают душу в своих учеников. Возможно, поэтому я так боялась не оправдать ожиданий Елены Евгеньевны Абрамовой. Она была добрым человеком, при этом довольно строгим учителем, требовательной, грамотной.
После завершения учебы в школе поступила в махачкалинское музучилище. Благодаря учителям я не только знаю и понимаю музыку, но и разбираюсь в других направлениях культуры и искусства. Через музыку могу передать палитру эмоций и чувств, которые словами не выразить.
Музыкант и педагог
Навыки, полученные в музыкальной школе и училище, в дальнейшем очень пригодились Айне. Трудовую деятельность она начала под шефством художественного руководителя и главного дирижера симфонического оркестра ГТРК «Дагестан» Шамиля Ханмурзаева.
Айна выросла в музыкальной семье. Старшая сестра – пианистка, брат – большой меломан, его кассеты с записями рок-исполнителей сохранились до сих пор. Она дочь выдающегося дагестанского композитора, заслуженного деятеля искусств РФ Магомеда Гусейнова
– Шамиль Гамидович – талантливый дирижер, композитор, аранжировщик, педагог, просветитель, общественный деятель, и работать в его дружной команде для меня было честью, – вспоминает Айна. – Считаю, что повезло работать с оркестром, ведь когда играешь в таком коллективе, испытываешь совсем другие ощущения, чувствуешь звучание каждого инструмента. Бывало и такое, что репетиции затягивались: мы репетировали с 8 утра до 11 вечера, но это того стоило.
Спустя 10 лет она решила продолжить обучение и поступила на музыкальный факультет ДГПУ. После завершения учебы пришла в камерный оркестр Даггосфилармонии. Ей посчастливилось работать под руководством основателя оркестра, дирижера, педагога, музыканта с большой буквы Станислава Хржановского. Оркестр стал ведущим профессиональным коллективом Дагестана.
Айна – человек ответственный, целеустремлённый, активный – так ее характеризуют коллеги. Она мать двоих детей, а еще Айна ведет педагогическую деятельность.
– Преподаватель по классу скрипки Дербентского музучилища сменила место жительства, и ее студентка осталась без наставника. Меня попросили замещать уроки, но было опасение, что не буду успевать, – делится Айна. – Конечно, мне комфортнее играть, но я не могла отказать ребенку, который хочет завершить учебу. Девочка целеустремленная, бывает, что и сама приезжает из Дербента в Махачкалу. Скоро сдает госэкзамен, переживаю за нее.
Дочь выдающегося отца
Айна выросла в музыкальной семье. Старшая сестра – пианистка, брат – большой меломан, его кассеты с записями рок-исполнителей сохранились до сих пор.
– Сама я не люблю громкую музыку, – говорит она. – Мне по душе классика, этно-джаз, джаз, внимание привлекают и качественные исполнители народной музыки.
Айна – дочь выдающегося дагестанского композитора, заслуженного деятеля искусств РФ Магомеда Гусейнова, который, увы, покинул нас в декабре 2020 года.
Дагестанская филармония еще в феврале этого года провела концерт, посвященный памяти композитора. Художественный руководитель Ирина Нахтигаль отметила, что Айна не только яркий представитель оркестрово-ансамблевого исполнительства, но и популяризатор музыки своего отца.
– В скрипичных произведениях Гусейнова в интерпретации Айны чувствуется особое отношение к произведению. Отец, который был продолжателем традиций основоположников дагестанской профессиональной музыки, наверняка делился с дочерью-музыкантом идеей, которую хотел выразить в том или ином произведении, – считает Ирина Германовна. – Зрители могли это понять при исполнении пьесы для скрипки и фортепиано «Забытая мелодия» и «Танец».
Помимо скрипки, музыкант умеет играть и на фортепиано. Но играет на нем не так часто, как хотелось бы – работа в солидном оркестре требует колоссальной отдачи.
Чистый звук
Струнный музыкальный инструмент чарует певучим тембром, схожим с человеческим голосом, оттого и кажется, что скрипка поет или плачет. И слушая ее, неожиданно даже для себя человек может всплакнуть или, наоборот, его может охватить чувство безудержной радости и счастья. Звучание скрипки настолько выразительно, что способно передать всю гамму чувств исполнителя или композитора, вызвав при этом настоящие и глубинные эмоции у слушателей. А в век технологий так нуждаешься в эмоциональной разрядке. Скрипка с её изысканным и утонченным внешним видом красиво звучит с духовыми инструментами, клавишными и другими струнными. Как шутит Айна, скрипку она тяжело представляет с военным хоровым оркестром, а во всех других жанрах она в умелых руках музыканта бывает уместной.
– Уровень образования и воспитания поднимается пусть и медленными, но уверенными шагами. Если еще несколько лет назад концерты симфонических оркестров не собирали аншлагов, то сейчас посещение культурных мероприятий стало модным. А билеты на фестиваль «Порт-Петровские ассамблеи», которые проходят с привлечением артистов мирового масштаба, и вовсе раскупаются за несколько недель вперед. Приятно видеть в зрительном зале новые лица, особенно молодежь, – говорит Айна.