Купить PDF-версию
23:30 | 23 декабря, Пн
Махачкала
X

Фейерверк талантов

На главной площади республики в рамках VIII Международного фестиваля фольклора и традиционной культуры «Горцы» собрались творческие коллективы из разных стран мира. Шествие фольклорных ансамблей началось здесь и завершилось на площадке Русского театра. Кто был в это время на проспекте им. Расула Гамзатова, видел, как приветствовали махачкалинцы гостей столицы и те в ответ махали руками, улыбались, фотографировались.

Многие из них в Дагестане впервые. Насыщенная программа фестиваля включает и поездки в ряд муниципалитетов республики. Это значит, что у гостей еще будет время набраться впечатлений. А пока они делятся историями возникновения своих национальных костюмов.

Ибрагим и Хабибулла приехали к нам из Афганистана. Ребята собираются поступать в Дагестанский медицинский институт, проходят подготовительные курсы, а заодно участвуют во всех праздничных мероприятиях, проходящих в регионе. Фестиваль «Горцы» дал им возможность продемонстрировать свой национальный наряд. Мужской афганский костюм называется «перухан». Это длинная ниже колен рубаха, штаны под ней и берет на голове. Впервые Ибрагим и Хабибулла надели европейскую мужскую одежду в Дагестане, а у себя на родине ходят строго в перуханах.

Коллектив из Пензы шествовал в плясочном костюме, традиционный – народный – выставят позже на фестивале «Поэзия народного костюма». Наряды Словакии привлекают внимание перьями и лентами на головном уборе.

Удмуртский театр фольклорной песни «Айкай» приехал в составе 28 человек. До нас выступали в Москве.

– Одежда артистов сшита нашими мастерами, – рассказывает руководитель театра Ольга Шибанова. – Главной особенностью женского удмуртского костюма являются его детальные отличия в зависимости от того, в какой части проживает женщина: в северной или в южной. Если разбираться в деталях костюма, то по нему можно счесть всю информацию о носительнице. Например, головной убор может рассказать о семейном положении. В девичестве молодыми удмуртками надевались круглые или овальные шапочки из холста (такья), которые обшивались кумачовой тканью, бисером и монетками-оберегами. Женщины, которые были замужем, проживавшие на севере, помимо платков и налобных повязок, повязывали вышитое полотенце, а южные удмуртки носили налобную повязку, которая по низу украшалась бусами и монетками в комплекте с головным полотенцем, конусовидным убором айшон и покрывалом сюлык. Про костюм можно рассказывать много и долго. Наш коллектив на протяжении тридцати лет ездит по городам и селам республики в поисках старинных костюмов. К сожалению, многое забыто, но отрадно, что в народных костюмах ищут вдохновение модельеры и дизайнеры, – говорит Ольга.

В идеале она хочет внедрить в обиход традиции ношения национальных и этнических костюмов в стилизованных вариациях.

Популярность этностиля наблюдается и в нашей республике. Кубачинцы в этом плане впереди всех. Они с гордостью демонстрируют свои одежды на любом мероприятии. Дагестанский дизайнер одежды Фатима Гаджибекова высказала мысль, что при наличии нашей рабочей базы, талантливых модельеров и швей Дагестан вообще должен быть центром моды на Кавказе. Дагестанский костюм – словно слоеный пирог, состоящий из практики шитья ХVII-ХIХ веков. Кабардинский, осетинский и абхазский наряды стабильны, выполнены в одном стиле, и специалисты включают их в одну группу – северо-кавказский костюм, оказавший, например, сильное влияние на последнее преобразование платья кумычки. А вот кавказская рубаха в Дагестане появилась в 20-х годах прошлого века, вытеснив рубаху, очень схожую по крою с русской. Когда мы говорим о дагестанском костюме, подразумеваем модели 30-х годов прошлого века. Потом была война, и люди переоделись.

Но национальный костюм живет, когда развивается. В нем немало серебряных украшений. Специалисты считают, что это перешло к нам от скифов.

***

Вечером того же дня в Русском драматическом театре состоялся грандиозный гала-концерт фестиваля, в котором приняли участие ансамбли, группы, отдельные исполнители творческих коллективов из более 40 районов и городов нашей республики и стран-гостей, собравшихся в Махачкале из Европы, Индии и регионов России. Это был фейерверк талантов, тех, чье творчество завоевало сердца их земляков.

В Махачкалу они привезли искусство хореографии, народного пения своего края, продемонстрировали красоту национального костюма, мудрость традиций, обычаев, выкованных многими поколениями. Как напевны, богаты интонационными красками, пространственной широтой песни Пензенской области, задушевные мелодии Ленинградской области, чей коллектив из Выборга спел популярную песню о матушке-России. Как зажигательны танцы Татарстана, его веселая музыка словно приглашает пуститься в пляс.

Румын, поляков, словаков сменяли азербайджанцы, индусы, куряне, ставропольчане – все были посланниками мира и дружелюбия, борющимися за сохранение и развитие самобытной национальной культуры. Как велик каждый из народов, создавших такую красоту, передаваемую пластикой человеческого тела, такую завораживающую музыку. Захотелось среди зрителей увидеть недалеких политиков, тех неугомонных, которые сеют вражду между народами, и крикнуть им: «Посмотрите, как красив человек, создавший все это! Не нарушайте эту гармонию, а совершенствуйте ее!» Это желание укрепилось, когда участников фестиваля приветствовали студенты со всех континентов, обучающиеся в вузах Дагестана. Представители молодого поколения из Южной Кореи, Афганистана, Нигерии, Сирии и других стран «зажигали» зал популярными песнями и танцами своих народов. Посланцы далеких стран искренне, от души пели и танцевали, стремясь передать свое творческое послание – сохранять покой и красоту Земли – всем народам мира.

И как переполнялась душа гордостью за талант земляков, когда на сцену вышли коллективы Дагестана. Это было такое феерическое действо! Как неисчерпаема разножанровость фольклорных, хореографических, вокальных, инструментальных ансамблей, традиций нашего многонационального горного края. Ансамбль «Ботлих» в хореографической постановке показал валяние войлока, табасаранцы познакомили зрителей со своим древним ремеслом – созданием красочных, тонкой работы ковров. Виртуозность в танце была очевидной, когда на сценическую площадку вышел ансамбль «Каспий». Не уступил ему в мастерстве Хасавюртовский хореографический коллектив «Дружба». Магомед Рагимов из Докузпаринского района показал, что неувядаемо древнее искусство ашугов.

Не позволили усомниться в мастерстве любительские коллективы песни и танца из Левашинского, Унцукульского, Новолакского, Агульского, Ногайского, Буйнакского и многих других уголков Страны гор, которая в эти дни гостеприимно принимает друзей, предоставив им возможность показать свое народное искусство на многочисленных концертных площадках в городах и районах.

***

Затем фестиваль «Горцы» продолжил свою работу, заседанием круглого стола по теме «Международное сотрудничество как средство сохранения и развития этнокультуры, сохранения межнационального мира». В конференц-зале Национальной библиотеки республики им. Р. Гамзатова с участием известных деятелей культуры и искусства, представителей министерств культуры РФ, РД, специалистов Дома народного творчества, искусствоведов, научных работников были обсуждены вопросы деятельности центров традиционной культуры, межкультурного взаимодействия, мер по сохранению и популяризации инструментального, хореографического, театрального, изобразительного и других жанров народного творчества.

Кроме того, состоялись церемония награждения победителей конкурса «Кавказ мастеровой» и ярмарка изделий народных мастеров.

***

В ближайшие дни в рамках фестиваля «Горцы» состоятся праздники исполнителей на народных инструментах «Играй, душа!» и народной песни «Дагестанские родники», направленные на сохранение и развитие национальной музыкальной культуры. В мероприятиях примут участие около 40 самодеятельных ансамблей народных инструментов, исполнителей-музыкантов и вокалистов, сохраняющих народную песню и искусство игры на таре, сазе, пандуре, агач-кумузе, зурне, гармони и др.

В Русском театре состоится праздник «Поэзия народного костюма». В этом году будут представлены 54 костюма дагестанских народов из районов и городов республики, демонстрация которых сопровождается народными танцами и песнями; выставка костюмов ДГОМ и русского костюма из коллекции С. Глебушкина.

Выездные мини-фестивали пройдут в шести муниципалитетах. В Избербаше будет выступать коллектив из Польши, в Кизляр приедут артисты из Липецкой области, г. Пензы и Ленинградской области, Унцукульский район примет коллективы Азербайджана, Татарстана и Индии. Буйнакский район посетят коллективы-участники из Удмуртской Республики и г. Курска. Свои номера в Левашинском районе представит Словакия, а в Хунзахском районе – Румыния. В пригородных поселках столицы Дагестана также состоятся выездные концерты гостей-коллективов СКФО.

Фотовыставка «Мой Дагестан – моя Россия», ярмарка народных мастеров «Кавказ мастеровой», концерт фольклорных ансамблей РД, праздники циркового искусства «Пехлеваны», «Поэзия народного костюма» и другие мероприятия также станут составными частями «Горцев».

Завершит работу VIII Международный фестиваль фольклора и традиционной культуры «Горцы», посвященный 95-летнему юбилею народного поэта Расула Гамзатова, 22 июня гала-концертом «Мой Дагестан – моя Россия».

Похожие

«Горцы» – это наш бренд

32
Дагестан – неотъемлемая часть России, на этой маленькой территории в мире и дружбе...

С кавказским размахом

85
Вот и отгремел колоритный, пёстрый, оригинальный XX Международный фестиваль фольклора и...

«Горцы» вновь собирают друзей

26
В течение пяти дней, с 29 июня по 4 июля, в республике проходят...

Второй год без зрителей

62
Вот и завершился XIX Международный фестиваль фольклора и традиционной культуры «Горцы»,...

«Нас покорило гостеприимство»

104
Дагестанцы и гости республики с нетерпением ждали открытия XIX Международного фестиваля...

Статьи из «Народные мотивы»