X
09:10 18.08.2010

И труд, и вдохновение, и любовь

Она пришла в театр в далеком 1950 году и с тех пор служила сцене и своему народу, пока совсем недавно коварная болезнь не лишила ее встреч со зрителями сел и городов, восторженно аплодировавшими ее игре, задушевным песням и прекрасному голосу.

Райганат Буттаевой (Меджидовой) не удалось окончить актерский факультет и даже получить полное среднее образование. С восьмиклассным образованием пришла она, одаренная девочка из большого Лакского села Куба, что на границе с Цудахаром, в Лакский театр, и сразу же ее включили в работу, в гастрольные маршруты и репетиции. За ее плечами 75 лет жизни и 60 лет сценической деятельности.

Нужда заставила ее рано приобщиться к делу своей жизни, но ее легкий характер, общительность и чувство юмора, которые всегда при ней, помогали Раечке, как ее тепло и с любовью называют в театре, зрители, в трудные минуты. Неисправимая проказница и шутница, сколько веселых розыгрышей на ее счету, она всегда вносила оживление в коллектив и на работу ходила как на праздник. Чаще пешком, чем верхом, добирался Лакский театр в те годы до своих сельских зрителей, с благоговением предвкушавших радость встречи с любимым театром.

И Райганат, тогда Меджидова, стала из года в год завоевывать любовь и признание зрителей не только природным талантом, но и огромным трудолюбием, неустанной работой над собой и бесконечными вопросами к режиссерам, которые слишком часто менялись в те годы, и к старшим коллегам, уже признанным мастерам сценического искусства М.Мусалаеву, Ш.Ибрагимовой, М.Рамазановой, И.Балугову, А.- Джалалову и др.

И пошли роли одна лучше другой, приносившие ей популярность и признание зрителей: то озорные мальчишки и девочки-подростки, то пажи и юные леди из западной классики, то старушки и приживалы из комедий А.Островского, а то и молодые героини из пьес дагестанских драматургов. Она играла всех безотказно, не задумываясь, ее эта роль или нет, потому что чувствовала, как каждый выход на сцену раскрепощал ее, помогал поверить в себя, укреплял и развивал ее талант, открывал не только новые актерские возможности, невидимые ей до того, но и многие тонкости, пока еще неподвластные ей.

За ролями мальчиков в спектаклях «Севиль» Д.Джабарлы и «Сын полка» В.Катаева последовала весьма далекая стихия характеров из комедий К.Гольдони, Ж-Б.Мольера, В.Шекспира и Ф.Шиллера, которые заставили Р.Меджидову изрядно попотеть, чтобы добиться легкости, изящества и тонкости, играя героинь в классических европейских комедиях. Отсутствие школы мастерства и знаний сильно сказывалось. Все чаще ее сценическим партнером оказывается уже состоявшийся артист, любимец публики Гасан Буттаев, который выступал в основном в образах романтических героев, героев-любовников. И любовные игры на сцене переросли в большую взаимную любовь в жизни. Актерская семья Буттаевых вырастила троих прекрасных сыновей и дочь без отрыва от творчества. И все их дети ездили по гастролям и ждали за кулисами своего часа внимания родителей.

А на сцене Райганат Абдусаламовна Буттаева играла то Луизу («Коварство и любовь»), то Амалию («Разбойники» Ф.Шиллера), Виолу («12-я ночь» В.Шекспира, Юзгюль («Семья Алана» А.Мухтарова), Жарият («В родном ауле») и Бахтунша (Парту Патима» М.Алиева), Зербинетту («Проделки Скапена» Ж-Б.Мольера) и др.

Народная артистка Дагестана, лауреат республиканской премии им.Г.Цадасы, до сих пор вызывает восторг у зрителей. Как это было совсем недавно исполнением колыбельной в музыкальном представлении «Весенний ветер»

Шли годы, на смену молодым героиням пришли образы зрелых и пожилых женщин, требующие иной манеры игры, другие жесты, интонации, краски и оттенки. И в репертуаре Райганат Буттаевой заняли достойное место Бабуца («Квартет для души» Г.Хугаева), и Муромская («Свадьба Кречинского» А.Сухово-Кобылина), Хансият («Материнская слава» Р.Хубецовой), Заза «Парту Патима» М.Алиева), тетушка Луиза («Итальянская баллада» Н.Алиева), Салихат («Особняк» В.Эфендиева), Старушка на годекане («Золотая бабочка» К.Мазаева), мать погибшего на фронте юноши «Черный день» С.Касумова) и др.
Вот что пишет о ее игре в спектакле «Квартет для души» К.Гусейнаева: «Бабуца – Р.Буттаева – это хрупкая, еще очень стройная, моложавая женщина, когда-то бывшая красавицей… Но вот Бабуца отмечает с друзьями годовщину своей свадьбы. Впервые после войны она вышла не в траурном платье… Вспомнила и рассказала впервые друзьям историю своей любви… Рассказала взволнованно и искренне, заражая этим и нас… Красивым и теплым голосом запела Бабуца (Р.Буттаева – известная и любимая народом исполнительница лакских песен…»).

А в спектакле «Свадьба Кречинского» ее Муромская ревностно защищает родовые традиции, вся во власти дворянских сословных понятий, она крепко держится за условности как воплощенный осколок прошлого.

А.Хансият Р.Буттаевой из «Материнской славы Р.Хубецовой — чуткая, добрая соседка Кади, потерявшей пятерых сыновей на войне, морально и физически оказывает ей поддержку, искренне переживает невосполнимые потери матери. Активно участвуя во всем, что касается Кади, она решительно взваливает на свои плечи тяжело раненного немецкого солдата и перетаскивает его в свой двор, чтобы он не торчал перед глазами убитой горем женщины.

Или тетушка Луиза из «Итальянской баллады» Н.Алиева, итальянка, ставшая женой лакца Кара – своя в доску, научилась готовить лакский хинкал. Она покровительствует молодым ребятам из итальянского сопротивления. Общительна, словоохотлива и проста, но когда сталкивается с немецкими офицерами, натягивает на лицо маску замкнутой и бессловесной недалекой женщины, тем самым отвлекает подозрения эсэсовцев от явочной квартиры партизан в ее доме.

А женщины-горянки Райганат Буттаевой – это действительно узнаваемые горские характеры, которых хорошо знала еще с детства сама актриса и может поведать о них много интересного нам. Ее Ашура из «Горянки» Р.Гамзатова – это целая история, это емкий образ, весьма своеобразная судьба, это – характер, который не забудешь. У нее свое отношение к жизни, свои представления о счастье, свой сугубо индивидуальный подход к решению многих жизненно важных вопросов, в том числе и судьбы дочери.

Салихат Р.Буттаевой в спектакле «Особняк» В.Эфендиева – бессловесная тень, тусклое существо, молча взирающее на все беспорядки в доме, нечистоплотные махинации мужа, дочери и зятя, даже на депрессивное состояние сына, не разделяющего отцовскую философию жизни. Лишь после гибели Рафика она, как бы очнувшись, выражает свой протест всплеском отчаяния в потоке слез.

А старушка на женском годекане села Райганат Буттаевой в спектакле по пьесе К.Мазаева «Золотая бабочка» — это такая зарисовка, такой этнографический персонаж, фольклорный типаж, который, абсолютно не выбиваясь из общего ансамбля, воссоздает яркий индивидуум, неповторимый характер со своей позицией и философской подоплекой.

Народная артистка Дагестана (1985 г.), лауреат республиканской премии им.Г.Цадасы (2001 г.), до сих пор вызывает восторг у зрителей. Как это было совсем недавно исполнением колыбельной в музыкальном представлении «Весенний ветер» в спектакле «Парту Патима».
 

Статьи из «Культура»

Ашуг, сын ашуга

2
В культуре жителей Юждага особое место занимает ашугское искусство. В былые времена ашуги,...

Нескучная музейная ночь

5
В минувшие выходные республика погрузилась в особую атмосферу культурного волшебства –...

Ценить и свято беречь

2
В майские праздники оказался, можно сказать, совершенно случайно на фестивале народного творчества с участием вокальных коллективов, отдельных исполнителей из...

В Москве прошёл фестиваль «Путешествие по Дагестану»

42
18 мая 2025 года в Измайловском парке...

Народный соловей

2
Когда Рашид Бейбутов начинал исполнять песни, то все тут же замирали: своим волшебным...

Зеркало времени

12
Прикоснуться к истории, окунуться в мир искусства, расширить свой кругозор – эти и многие...

Новые горизонты детского чтения

37
Родители при выборе книги для ребенка часто...

Песни о войне и Победе

8
«На безымянной высоте», «Эх, дороги…», «Темная ночь», «В землянке», «Синий платочек», «Вечер...

Всему есть начало и… возможное продолжение

9
Новое пространство Дагестанской филармонии...

Театральный триумф

32
Чего ожидал двухмиллионный город с богатыми сценическими традициями и насыщенной...

В книгах живёт история

9
В канун 80-летия Великой Победы в Республиканской национальной библиотеке им. Р. Гамзатова...