И труд, и вдохновение, и любовь


Она пришла в театр в далеком 1950 году и с тех пор служила сцене и своему народу, пока совсем недавно коварная болезнь не лишила ее встреч со зрителями сел и городов, восторженно аплодировавшими ее игре, задушевным песням и прекрасному голосу.
Райганат Буттаевой (Меджидовой) не удалось окончить актерский факультет и даже получить полное среднее образование. С восьмиклассным образованием пришла она, одаренная девочка из большого Лакского села Куба, что на границе с Цудахаром, в Лакский театр, и сразу же ее включили в работу, в гастрольные маршруты и репетиции. За ее плечами 75 лет жизни и 60 лет сценической деятельности.
Нужда заставила ее рано приобщиться к делу своей жизни, но ее легкий характер, общительность и чувство юмора, которые всегда при ней, помогали Раечке, как ее тепло и с любовью называют в театре, зрители, в трудные минуты. Неисправимая проказница и шутница, сколько веселых розыгрышей на ее счету, она всегда вносила оживление в коллектив и на работу ходила как на праздник. Чаще пешком, чем верхом, добирался Лакский театр в те годы до своих сельских зрителей, с благоговением предвкушавших радость встречи с любимым театром.
И Райганат, тогда Меджидова, стала из года в год завоевывать любовь и признание зрителей не только природным талантом, но и огромным трудолюбием, неустанной работой над собой и бесконечными вопросами к режиссерам, которые слишком часто менялись в те годы, и к старшим коллегам, уже признанным мастерам сценического искусства М.Мусалаеву, Ш.Ибрагимовой, М.Рамазановой, И.Балугову, А.- Джалалову и др.
И пошли роли одна лучше другой, приносившие ей популярность и признание зрителей: то озорные мальчишки и девочки-подростки, то пажи и юные леди из западной классики, то старушки и приживалы из комедий А.Островского, а то и молодые героини из пьес дагестанских драматургов. Она играла всех безотказно, не задумываясь, ее эта роль или нет, потому что чувствовала, как каждый выход на сцену раскрепощал ее, помогал поверить в себя, укреплял и развивал ее талант, открывал не только новые актерские возможности, невидимые ей до того, но и многие тонкости, пока еще неподвластные ей.
За ролями мальчиков в спектаклях «Севиль» Д.Джабарлы и «Сын полка» В.Катаева последовала весьма далекая стихия характеров из комедий К.Гольдони, Ж-Б.Мольера, В.Шекспира и Ф.Шиллера, которые заставили Р.Меджидову изрядно попотеть, чтобы добиться легкости, изящества и тонкости, играя героинь в классических европейских комедиях. Отсутствие школы мастерства и знаний сильно сказывалось. Все чаще ее сценическим партнером оказывается уже состоявшийся артист, любимец публики Гасан Буттаев, который выступал в основном в образах романтических героев, героев-любовников. И любовные игры на сцене переросли в большую взаимную любовь в жизни. Актерская семья Буттаевых вырастила троих прекрасных сыновей и дочь без отрыва от творчества. И все их дети ездили по гастролям и ждали за кулисами своего часа внимания родителей.
А на сцене Райганат Абдусаламовна Буттаева играла то Луизу («Коварство и любовь»), то Амалию («Разбойники» Ф.Шиллера), Виолу («12-я ночь» В.Шекспира, Юзгюль («Семья Алана» А.Мухтарова), Жарият («В родном ауле») и Бахтунша (Парту Патима» М.Алиева), Зербинетту («Проделки Скапена» Ж-Б.Мольера) и др.
Шли годы, на смену молодым героиням пришли образы зрелых и пожилых женщин, требующие иной манеры игры, другие жесты, интонации, краски и оттенки. И в репертуаре Райганат Буттаевой заняли достойное место Бабуца («Квартет для души» Г.Хугаева), и Муромская («Свадьба Кречинского» А.Сухово-Кобылина), Хансият («Материнская слава» Р.Хубецовой), Заза «Парту Патима» М.Алиева), тетушка Луиза («Итальянская баллада» Н.Алиева), Салихат («Особняк» В.Эфендиева), Старушка на годекане («Золотая бабочка» К.Мазаева), мать погибшего на фронте юноши «Черный день» С.Касумова) и др.
Вот что пишет о ее игре в спектакле «Квартет для души» К.Гусейнаева: «Бабуца – Р.Буттаева – это хрупкая, еще очень стройная, моложавая женщина, когда-то бывшая красавицей… Но вот Бабуца отмечает с друзьями годовщину своей свадьбы. Впервые после войны она вышла не в траурном платье… Вспомнила и рассказала впервые друзьям историю своей любви… Рассказала взволнованно и искренне, заражая этим и нас… Красивым и теплым голосом запела Бабуца (Р.Буттаева – известная и любимая народом исполнительница лакских песен…»).
А в спектакле «Свадьба Кречинского» ее Муромская ревностно защищает родовые традиции, вся во власти дворянских сословных понятий, она крепко держится за условности как воплощенный осколок прошлого.
А.Хансият Р.Буттаевой из «Материнской славы Р.Хубецовой — чуткая, добрая соседка Кади, потерявшей пятерых сыновей на войне, морально и физически оказывает ей поддержку, искренне переживает невосполнимые потери матери. Активно участвуя во всем, что касается Кади, она решительно взваливает на свои плечи тяжело раненного немецкого солдата и перетаскивает его в свой двор, чтобы он не торчал перед глазами убитой горем женщины.
Или тетушка Луиза из «Итальянской баллады» Н.Алиева, итальянка, ставшая женой лакца Кара – своя в доску, научилась готовить лакский хинкал. Она покровительствует молодым ребятам из итальянского сопротивления. Общительна, словоохотлива и проста, но когда сталкивается с немецкими офицерами, натягивает на лицо маску замкнутой и бессловесной недалекой женщины, тем самым отвлекает подозрения эсэсовцев от явочной квартиры партизан в ее доме.
А женщины-горянки Райганат Буттаевой – это действительно узнаваемые горские характеры, которых хорошо знала еще с детства сама актриса и может поведать о них много интересного нам. Ее Ашура из «Горянки» Р.Гамзатова – это целая история, это емкий образ, весьма своеобразная судьба, это – характер, который не забудешь. У нее свое отношение к жизни, свои представления о счастье, свой сугубо индивидуальный подход к решению многих жизненно важных вопросов, в том числе и судьбы дочери.
Салихат Р.Буттаевой в спектакле «Особняк» В.Эфендиева – бессловесная тень, тусклое существо, молча взирающее на все беспорядки в доме, нечистоплотные махинации мужа, дочери и зятя, даже на депрессивное состояние сына, не разделяющего отцовскую философию жизни. Лишь после гибели Рафика она, как бы очнувшись, выражает свой протест всплеском отчаяния в потоке слез.
А старушка на женском годекане села Райганат Буттаевой в спектакле по пьесе К.Мазаева «Золотая бабочка» — это такая зарисовка, такой этнографический персонаж, фольклорный типаж, который, абсолютно не выбиваясь из общего ансамбля, воссоздает яркий индивидуум, неповторимый характер со своей позицией и философской подоплекой.
Народная артистка Дагестана (1985 г.), лауреат республиканской премии им.Г.Цадасы (2001 г.), до сих пор вызывает восторг у зрителей. Как это было совсем недавно исполнением колыбельной в музыкальном представлении «Весенний ветер» в спектакле «Парту Патима».
Статьи из «Культура»
Великому подвигу посвящается!

Гений танца

Он живёт балетом

Мечтал устроить рай на земле

Покорили сердца петербуржцев

Мы пишем летопись Победы!

Линия плюс форма

Наш ответ «Османам»

Победный месяц

История Дагестана и музей

Она считала себя гусаром
