Игра на большом плюсе
В преддверии Дня российского кино мы беседовали с известным актером, КВНщиком, заслуженным артистом Дагестана, продюсером кинокомпании RRS Production Бинке Анисимовым.
– Бинке Игоревич, какой бэкграунд был у вас до того, как стали кинопродюсером?
– Это был творческий путь, который я продолжаю по сей день. Если КВН история, связанная со сценическим творчеством, то сейчас углублённо занимаюсь киноиндустрией, нахожусь внутри самого процесса, снимаю фильмы и телепрограммы.
– А в чём помог телевизионный опыт? Ведь Беня Анисимов для российского зрителя ассоциируется в первую очередь с КВН?
– Клуб весёлых и находчивых был началом творческого пути и сильным трамплином, движком для всех членов команды, продолжающих заниматься творчеством в разных амплуа. Сценический опыт в телевизионной игре пригодился в создании поп-группы «Кинса», в юмористическом фильме «Разные песни по-любому», в продюсерской деятельности.
– Кстати, о продюсерской деятельности. Какой он – настоящий продюсер?
– Продюсирование фильмов – организация процесса, его экономическая и логистическая сторона, включающая в себя поиск групп: режиссёрской, художников-постановщиков, художников по костюмам, операторской группы, связанных с киносъёмочным процессом, а вовсе не вкладывание денег, как принято ошибочно полагать. Деятельность продюсирования большого кино началась с момента открытия компании RRS Production. Нам с Ибрагимом Магомедовым повезло встретить основателя компании, нашего земляка Рашида Сардарова, поверившего нам и поддержавшего на этом поприще. Наш продюсерский тандем с Ибрагимом, а ещё есть Владимир Маслов, с которым мы работаем с момента основания RRS Production, позволяет создавать неплохие фильмы, провальных кинокартин у нас нет.
Для того чтобы состояться как продюсер, а я отношу себя к категории начинающих, многое ещё предстоит сделать. В России настоящие продюсеры всем известны, они создают не только достаточно яркие проекты, но и зарабатывают деньги, а киноиндустрия не только искусство, но и бизнес.
– У каждого кинопроекта предусмотрен календарно-постановочный план (КПП), где указываются необходимый реквизит, техника, актёры, затраты на перелёты и многое другое. Случалось ли так, что не всё пошло по плану, однако в итоге оказалось круче ваших ожиданий?
– КПП – основной документ, которому следует весь съёмочный процесс, схема, по которой хотелось бы всегда двигаться, но на практике не знаю ни одного фильма, где он соблюдался бы. Обязательно появляется какое-то форс-мажорное обстоятельство, срывающее все планы. С самого первого фильма выбывали достаточно серьёзные позиции, такие, как второй режиссёр, вокруг которого сосредотачивается весь киносъёмочный процесс. Когда «сыпится» второй режиссёр, рушится история, ведь КПП создается именно им. В съёмках первых трёх фильмов, в которых я был задействован в качестве продюсера, меняли второго режиссёра, но, к счастью, получалось гораздо лучше запланированного.
Действовать согласно КПП – мечта любого продакшена. Если съёмочный процесс движется по графику, актёры его не срывают, не перегорает техника и не подводит погода, то не уходишь в переработку. Соответственно, нет дополнительных расходов, из-за которых могут остановиться съёмки.
– Насколько понимаю, ваши проекты выходят в основном на телевидении. Засилье стримингов мотивирует или мешает?
– Мотивирует, безусловно. Кино снимается, чтобы выйти в кинопрокат, а это сродни рулетке. Сильно на рейтинг влияет мнение зрителей. Благодаря «сарафанному радио» фильм может быть как наикрутейшим, так и самым отстойным. А при наличии соцсетей и свободы слова диванные смельчаки могут уничтожить все позиции рейтингов фильмов. Поэтому кинопрокат на сегодняшний день становится опасно прибыльным, так как его трудно спрогнозировать, особенно при таком количестве разных сайтов, в которые сразу попадает неважная копия. Это касается одной деятельности. ТВ-каналы на сегодняшний день сотрудничают с определёнными продакшенами, снимающими для них 20–40-серийные мыльные оперы. Киноиндустрия потеряла в какой-то мере и часть рекламодателей, они ушли в интернет-пространство.
Платформам нужно заполнять контент, их сейчас достаточно много, и все работают в качественном режиме с серьёзными бюджетами.
Мы сотрудничаем с Кинопоиском, IVI и другими известными платформами. Они дают больше возможностей качественным продакшенам дальше развивать свой контент. Всё ещё сохраняется достаточно сложная эпидобстановка, за время самоизоляции люди были оторваны от кинотеатров и привыкли смотреть интернет-ресурсы, появилось множество качественных западных и российских сериалов, которые в большинстве своём выходят только на платформах.
– Вы затронули тему продюсерской работы в тандеме. А как насчёт работы с режиссёрами: лучше, когда у продюсера есть идея и он ищет режиссера, или же когда режиссёр нанимает продюсера?
– Тандем продюсеров – хорошая практика, хотя не исключены и недопонимание, и разнородность взглядов. Благодаря сотрудничеству «Yellow, Black and White», «MEM Cinema Production», «Супер», телеканала «Россия-1», Киностудии КИТ, Фонда кино появился «Холоп» – самый кассовый фильм в истории российского кинематографа (по состоянию на 3 февраля 2020 г.). Продюсеры Эдуард Илоян, Виталий Шляппо, Алексей Троцюк, Вадим Верещагин сумели показать лучший пример совместной продюсерской работы. Любая история выводит зрителя либо к хорошему, либо к плохому фильму. Есть режиссёры со своими историями, которые ищут продюсеров, и продюсеры, выискивающие истории и нанимающие режиссёров. На самом деле много кинокомпаний, работающих в тандеме, ведь главное – итог работы.
– В 2019-м писали, что звезды КВН хотят провести в Дагестане масштабный кинофестиваль. Проект получил одобрение у руководства российского Фонда кино и заручился поддержкой Минкультуры Дагестана. Что с той идеей?
– Мы готовы к проведению кинофестиваля с рабочим названием «Чегери», запланированного этим летом. Проблема лишь в том, что мы всё ещё находимся в условиях пандемии, но надеемся, что удастся справиться с ней и вернуться к нормальной жизни. Такие закоренелые кинофестивали, как «Кинотавр», с большим опытом и зрителем проведут мероприятия из-за некоторых послаблений. Однако многие начинающие кинофестивали отсрочили старт. Мы решили сделать паузу и дождаться момента, провести, как и планировали, с приглашением большого количества актёров, режиссёров, продюсеров…
– До того как вы стали продюсером, вся страна знала вас в качестве артиста. Какую из ролей вам было играть сложнее всего?
– Называть себя полноценным артистом не стал бы, поэтому не могу сказать, в какой роли мне было легко или сложно играть. Как говорят актёры, мои образы – игра «на большом плюсе». Самая удачная работа в дагестанских фильмах, которые снимали в начале 2000-х, – женская роль Лапирузы в «Разных песнях по-любому», которая преследует меня до сих пор. Она была лёгкой, в ней передавал образы, которые встречал в жизни. Сыграть на КВНовской сцене или в кино смешного кавказца я люблю, поэтому, наверное, и удостоен звания «Заслуженный артист РД». Но сыграть роль с каким-то определенным характером, ввиду отсутствия актерского образования, сложно.
– Для фильма «Однажды на Кавказе», вышедшего на экраны в 2007 году, вы стали композитором…
– Это была пробная история. Меня захлестнуло, и я стал писать музыку для сериалов, была договоренность со многими продюсерами и режиссёрами. Но подумав и взвесив всё, решил, что делать качественно эту работу мне будет непросто. Возможно, если бы вплотную занялся этим, то получилось бы, но меня занесло в другую сферу. Я люблю организовывать процесс, контактировать с людьми и довольствоваться результатами работы.
– Какие проекты хотите реализовать в ближайшем будущем?
– Большая мечта – создать проекты и фильмы о своём крае, месте, где родился и воспитан, откуда мои предки и открылась дорога в жизнь. Мы с Ибрагимом и Володей создали несколько проектов, связанных с Дагестаном. Первый разработанный материал – большое кино, которое было поддержано врио Главы РД Сергеем Меликовым, вице-премьером Муслимом Телякавовым и министром культуры Заремой Бутаевой. Сейчас будем обращаться в Фонд кино и Минкультуры РФ.
«Девяносто девятый» – про события 1999 года, это история взаимоотношений в Дагестане, народы которого объединились в борьбе с международным терроризмом. Объединение большой дружной семьи не дало возможности разломать, разбить и растоптать республику. Надеемся реализовать проект, на его разработку ушло больше 5 лет. Мы планируем снять фильм к 2024 году, когда при поддержке Президента страны В. Путина будет отмечаться 25-я годовщина трагических событий. Хотим в этом году выйти в прокат с этой картиной. Сейчас в разработке четырёхсерийный сериал «Горец» к 100-летию Расула Гамзатова о жизни великого поэта, его успехах и разочарованиях. Подобного рода сериалы снимали про Анну Герман и Муслима Магомаева. Сериал о Расуле Гамзатовиче также получил поддержку Правительства РД и Минкультуры республики.
Еще одну большую историю, связанную с Дагестаном, будем снимать в форме сказки. В ней будет использован образ Аждахи, который окажется в интересном мире, по типу «Хроники Нарнии». Это будет современная кинолента с использованием самых последних технологий, компьютерных спецэффектов, связанных с такого рода фильмами. Она будет сниматься в Дагестане. Красной нитью будет проходить тема общероссийских, общекавказских межнациональных и межконфессиональных взаимоотношений. Когда-то во время игры в КВН мы демонстрировали объединение народностей, проживающих в регионе, на хорошем интеллектуальном уровне. Сейчас, получив достаточно серьёзный опыт, мы хотим этим заняться, и за 10 лет, как занимаемся кино, смело можем сказать, на каком уровне нам удастся это сделать.
В наших фильмах снимались лучшие актёры страны, они охотно работают с нашей компанией.
– В фильмах о Дагестане будут сниматься дагестанцы?
– Вы даже не представляете, сколько талантливой дагестанской молодёжи учится в высших театральных вузах страны, играет в достаточно серьёзных центральных театрах. И одна из наших задач – вытащить их на большой экран вместе с именитыми актёрами.
На базе Минкультуры РД планируем открыть курсы сценаристов, продюсеров, чтобы привозить в республику мастодонтов в сфере киноиндустрии для обучения ребят и девчат, которые не могут в силу разных причин выехать из региона. Идея также поддержана М. Телякавовым и З. Бутаевой.