Ложкарь – ремесло предков
Зиявутдин Гаджиев – потомственный ложкарь. Он родом из села Хурик Табасаранского района, которое издавна славится искусными мастерами.
Если посмотреть на этот населенный пункт с высоты птичьего полёта, то скала кажется не скалой вовсе, а большим продолговатым стогом сена. Оттуда, сверху, открываются шикарные виды — природа здесь изумительная. Не менее изумительны и история возникновения села, и ремесло предков, которое передается по наследству.
По преданию на местности Хина, граничащей с Кайтагским районом, находилась усадьба хана Базузая. Уж очень он был богат. И чего только у него не было! Виноградные плантации на приморской низменности, скот. И, конечно, были обширные луга и много пахотных земель. Однажды один из его рабов за что-то провинился, и хан Базузай прогнал его из Хина. Несчастный бродил-бродил и остановился у подножия скалы Келдин, где и построил для ночлега шалаш. Некуда было ему идти, и жил он какое-то время в шалаше, потом построил саклю из камня и глины. Постепенно к нему присоседились другие люди, такие же, как он, изгнанники. Поселение росло и превратилось в большое село на солнечном склоне между двумя горными реками. Название ему дали от места расположения, ведь образовалось оно у подножия скалы. А «хюр» переводится как большая скирда.
По другой версии, хан изгнал из своего села бунтовщиков, среди которых был и его сын Хюрюх, или Кухрух. Он якобы и есть тот странник, построивший первый дом в Хурике.
Есть и третья версия, по которой в далеком прошлом в пещере Мучри недалеко от селения Кужник жил шейх. Его сын совершил проступок, которого шейх не смог простить. Сын, сгорая от стыда, убежал из дома. Он скитался, дошел до скалы и решил там поселиться. Место, где поселился первый житель, называют «КIелдик». Сегодня жителей этого квартала называют «тухум кIелдикар», что переводится как: «люди, живущие на склоне».
— Сегодня Хурик – одно из самых больших сел в районе. Здесь проживают около трех тысяч человек. И каждый должен уметь работать с деревом, изготавливать ложки и прочую деревянную утварь, но нынешняя молодёжь не очень к этому приучена, — говорит умелец.
Его самого древнему ремеслу учил не отец, а дедушка. Как сегодня помнит: бегал к нему с деревяшками и просил научить чему-нибудь новому. Тогда же он вырезал свою первую ложку. С тех пор только со своих ложек и ест – не признает никаких других, даже серебряных.
Зиявутдин Гаджиев берет в руки брусок, осматривает. В выборе материала останавливается на липе – мягкое и приятное для резьбы дерево. Ложки можно делать из разных пород дерева, будь то дуб, ольха, кедр, бук, можжевельник, черёмуха, яблоня и так далее. Каждая порода по-своему хороша. Какие-то ложечки очень лёгкие, другие прочнее, душистее. Мастер дает мне топор и показывает, что и как делать. Кручу, верчу, кажется, не моё это дело. Вот если бы иголку с ниткой, я бы еще как-то справилась. Повторяю за ним все действия как могу. Стёсываем топором всё лишнее. Можно это делать сразу ножом, но топором быстрее и эффективнее. Потом беремся за ножи и начинаем снимать слой древесины со стороны черпала. Должна получиться ровная горка. Не спешите снимать сразу много, всегда контролируйте процесс, советует Зиявутдин. Черт! Заноза застряла!
Опилки летят уже без моего старания. Мастер рассказывает про то, как правильно держать брусок, с какой стороны начать обтесывать и много чего еще. Например, об истории родного края, о том, что до начала XIX века на территории Табасарана существовало два владения: во главе с кадием (Северный Табасаран) и майсумом (Южный Табасаран), которые делились на бекства. Кроме владений, существовали союзы сельских обществ. Основными занятиями табасаранцев были земледелие и скотоводство. Традиционные ремёсла – ковроткачество, обработка дерева, гончарство, узорное ткачество, резьба по дереву и камню, кузнечное производство, шерстяное, бумажное, льняное ткачество, изготовление войлочных изделий, выделка кожи. Из всех старых ремесел сохранились ковроткачество, изготовление изделий из шерсти и деревянной утвари.
— В Хурике были развиты практически все эти ремесла, да и корзины у нас хорошие плели из прутьев, – говорит Зиявутдин. – А как с кожей работали!
Доказательство тому – найденные в селе кожаные сумки (их называют тавра), чарыки, гончарные изделия, глиняная маслобойка и даже обломки глиняного водопровода, детали ткацкого станка, ну и деревянная посуда, разумеется. А предки хурикцев выращивали просо, из него делали крупу. Волокна конопли использовали для изготовления нитей. Не было в Хурике бедных и богатых – все были одинаково бедны. Тем не менее изготовление деревянных изделий когда-то было весьма доходным ремеслом. Готовые изделия обменивали, продавали, они всегда пользовались большим спросом. Увидите на рынке или в магазине деревянные ложки, обязательно спросите, откуда они родом. Из Хурика? Берите, не задумываясь. Их сейчас немного, и они уже бренд.