Искусство, пережившее века
Солярные розетки, знаки вечности, символы плодородия, стилизованные изображения животных, знаки огня, кресты – архаичные символы, дошедшие до нас из глубины веков. Фигурки, перекликающиеся с петроглифами и женскими татуировками, орнаментом резного дерева и камня – всё это таинство хранит в себе вышивка. И до сих пор идут споры, где именно она возникла – в Кайтагском районе или в селении Гапшима Акушинского района.
Сегодня мы в селении Гапшима. Разбираемся в истории. Заведующая Акушинским историко-краеведческим музеем (филиал Национального музея Дагестана им. А. Тахо-Годи) Зубалжат Мирзаева говорит, что более 600 уникальных работ было найдено именно в этом селении, а вышивку называют «кайтагской», потому что в Кайтагском районе её обнаружили этнографы и первыми рассказали о ней в своих научных трудах.
Старинное искусство чуть было не кануло в Лету, если бы не энтузиасты. Они в начале ХХ века взялись за возвращение забытого ремесла.
– Это были семьи Исмаиловых и Магомедовых из Гапшима. Надо отдать должное и жительницам Кайтагского района, которые с увлечением взялись за возрождение производства. А семантика многих символов всё еще полностью не разгадана, – рассказывает Зубалжат Мирзаева.
Шёлковые вышивки, изготовленные по аналогам древних и не уступающие им в художественном отношении, создаются сегодня уроженками селения Гапшима Зухрой Исмаиловой и Патимат Ситуевой. Усаживаемся на полу, как это делали наши бабушки. Натягиваем ткань на пяльцы, подбираем нити и начинаем выводить тайные символы. Техника работы такая же замысловатая, как и история самой вышивки. На создание одной работы может уйти до шести месяцев.
Её называют истинно народным видом творчества, действительно покорившим не только Россию, но и весь мир. Она стала предметом исследования для искусствоведов, музейщиков и коллекционеров. Экземпляры представлены во многих музеях страны и за рубежом.
– Чаще всего их находили в Акушинском, Кайтагском, Дахадаевском районах. Самые ранние произведения датируются XVIII веком, изучать эти вышивки стали сравнительно недавно. Как о предмете материальной культуры о них в своих трудах писали В. В. Марковин, А. А. Иванов, Д. М. Атаев и другие этнографы. Но особенно известными они стали после их описания английским исследователем Робертом Ченсинером в его труде «Кайтаг. Текстильное искусство Дагестана в 90 годах XX века», – поясняет Зубалжат Мирзаева.
По словам искусствоведа Джамили Дагировой, у Р. Ченсинера «…практически не было доказательств широкого распространения этого ремесла в местности Кайтагского района, за исключением того, что в нескольких селениях им было обнаружено небольшое количество вышивок». По логике эти вышивки должны бы именоваться как «гапшиминские», «даргинские».
Мастерицы рассказывают, что в «кайтагской» вышивке используется особенная, нигде не встречающаяся техника – шёлк и настил вприкреп. Цветные нити накладываются сверху на рисунок орнамента и прикрепляются к основе рядами горизонтальных нитей, закрепленных мелкими стежками. Многие уже знают, что «кайтагская» вышивка использовалась в качестве оберегов. Каждый знак имел значение, был талисманом. Ими традиционно накрывали люльку, когда в ней лежал ребенок. Укладывалась вышивка на продольную перекладину люльки орнаментом вниз, так как обращена она была именно к младенцу и защищала его от злых духов и сглаза.
Использовали вышивку и во время свадебных церемоний, в нее заворачивали украшения невесты, с которыми она шла в дом жениха. Вышивали обереги и на подушках. Орнаменты и композиции очень разнообразны и никогда в точности не повторяют друг друга.
– Рисунком внутрь покрывалось лицо умершего. Именно ритуальным назначением, вероятно, объясняется архаичность рисунков и символов, изображенных на полотнах, идущих из далекого прошлого, еще с доисламских времен: солярные (солнечные) символы, знаки вечности, плодородия, стилизованные изображения животных, антропоморфные изображения и многое другое. Обилие знаков и символов на вышивках колоссальное. Что интересно: эти же изображения встречаются в петрографике, на надмогильных стелах, в женских татуировках, на резных деревянных предметах домашней утвари, в ковровых рисунках, – рассказывает Зубалжат Мирзаева.
Привозные шелковые нити окрашивали натуральными красителями, что придавало вышивкам мягкую расцветку, максимально близкую к природной палитре. Благодаря первому каталогу и зарубежным выставкам мир узнал об уникальном виде народного творчества в Дагестане.
Трудно найти народ, который бы не украшал свою одежду и предметы быта вышивкой. Ученые считают, что вышивка появилась очень давно, ещё в каменном веке, когда не было ни тканей, ни ниток, ни металлических иголок. И вышивали наши далекие предки по коже костяными иглами.
Славится Гапшима не только вышивкой, но и своей историей и достопримечательностями. Помимо местных водопадов гостям показывают и пещеры. Здесь можно посетить и одну из древнейших мечетей, и сторожевую башню. Село со всех сторон окружают сосновые леса, а местные серные источники называют лекарством от всех болезней.
Письменных сведений о происхождении села не сохранилось. Но есть предания, передающиеся из поколения в поколение и подтверждающие древность археологических находок.
Рассказывают, что село образовалось в результате объединения трех поселений для защиты от вероятных захватчиков. На местности обнаружены керамика одинаковой степени обжига и обработки с нанесенными узорами и настенные камни, тоже с узорами, были среди находок зернотёрки и жернова.
В современном селении Гапшима проживают более 1800 человек. Здесь построили парковую зону, футбольное поле, отремонтировали спортивный зал и, самое главное, провели голубое топливо…
Жители села ждут гостей со всех уголков страны. Им есть что показать туристам.