«Я люблю Дагестан. Похоже, и Дагестан любит меня»
Актер – великая профессия. Он со сцены общается со зрителем, воспитывает, показывает правду жизни. Актриса – больше, чем женщина, она – обаяние, сила, нежность. Актеры – основа театра. Так рассуждал во время одной из наших долгих бесед о творчестве главный режиссер Русского драматического театра им. М. Горького, заслуженный деятель искусств России Скандарбек Тулпаров. Сам был профессиональным актером и вот уже 27 лет руководит творческой труппой театра, которому исполнилось 95 лет. 27 лет – огромная веха в жизни человека, но в театре есть люди, проработавшие на сцене и более того. Одна из них – народная артистка Дагестана Любовь Данилова.
Прямолинейным оказался ее творческий путь. 39 лет назад астраханская девушка, выпускница отделения «Актер театра и кино» музыкального училища им. М. Мусоргского в ее родном городе, по направлению приехала в Махачкалу в составе четырёх молодых, только что получивших дипломы об образовании девчушек.
– На выпускном спектакле в училище присутствовал режиссер из Махачкалы Михаил Рабинович, а после просмотра предложил приехать в Дагестан в Русский драматический театр, – делится воспоминаниями Любовь Николаевна. – Что такое Дагестан и где он находится, мы не имели представления. Но Михаил Исаевич так тепло рассказывал о Махачкале, театре, что мы, отобранные им дипломницы, согласились. Многие сокурсники мой выбор не одобряли, но я, вопреки всяким небылицам, которые распространяли о Дагестане, твердо решила: еду! К тому же Махачкала недалеко от Астрахани, и я смогу приезжать к маме. На железнодорожном вокзале нас встречал сам Михаил Исаевич. 6 часов утра, чужой город, смуглые лица, много бородатых мужчин… Но радушная встреча, отеческая открытая улыбка пригласившего нас на работу режиссера смягчили тревогу неизвестности. Он от вокзала по улице Буйнакского довел нас до театра, который был на этой же улице, сейчас на этом месте находится Кумыкский театр. Так началась моя творческая эпопея в Махачкале, – заразительно смеется Любовь Николаевна, вспоминая события 39-летней давности, рассказывая так ярко, будто это было не далее чем неделю назад.
– А как вас, молодых и дерзких, приняли в труппе?
– Актрисы в то время были возрастные, которым приходилось играть в том числе и роли молодых персонажей. А тут заявились мы, молодые, полные задора. Потому восприняли наше появление неоднозначно. Прессинга не было, но какая-то настороженность присутствовала. Но я человек коммуникабельный, обходилась со всеми тактично, понимала их, влилась в коллектив, как мне кажется, органично.
Этому я верю безоговорочно. Любовь Николаевну знаю давно. И никогда не видела ее в унынии, опечаленной, хмурой. Она всегда весела, встречает любого с улыбкой и широкими жестами, легка в общении, открыта для беседы. Но в деле Л.Данилову отличает знание человеческих характеров и страстей, она изображает своих героинь на сцене во всей их многогранности с жизнеутверждением. Не умеет работать вполсилы, на спектакле «заводится» так, что потом долго не может отойти и, чтобы прийти в себя, поздним вечером почти 4 километра от театра до дома идет пешком. К таким энергозатратным образам она относит свою героиню из пьесы «Выбирай» Вассу Железнову. Но зато она не скрывает, что ей очень приятно, когда ее работу отмечают на фестивалях, зрители долго ее благодарят, приходят за кулисы после спектакля, выражают признание. «Когда играешь в эмоциональном единении с залом, чувствуешь, как через рампу сцены идет энергетическая зрительская волна. Это счастье», – убедительно резюмирует актриса. Во время спектаклей артисты-коллеги на высоко эмоциональные, кульминационные сцены Даниловой собираются в темноте кулис, чтобы уже в который раз посмотреть на работу профессионала.
– Васса, например, не сразу получалась, не понимала я свою героиню. И благодарна режиссеру спектакля Марине Карпачевой, что она не мешала мне в моих поисках образа. Я, как считается, героиня лирическая, посадила голос на низы, чтобы придать образу фундаментальность, жесткость, властность. Искала грим, прическу. А Марина Алексеевна просто наблюдала, как я рождаю свою Вассу, и только тактично, осторожно, где считала нужным, поправляла. Этот спектакль был хорошо принят зрителем, дагестанцам близка тема семьи: не выносить сор из избы, ради семьи совершать определенные поступки. Она любит свою семью, хотя и жестко. Такие чувства большой силы требуют всепоглощающей отдачи. Моя упертость в достижении цели помогает в работе над трудной ролью, – признается Л.Данилова.
– Были ли кумиры среди артистов театра?
– Конечно. Якунин, Потапушкина. Помню первые гастроли и первое знакомство с горным Дагестаном. В селе Доргели в классической пьесе «Берег» я играла вместе с Потапушкиной. Это незабываемо. Как она работала на сцене! Я сейчас говорю, и у меня мурашки по телу. Это актриса, поцелованная Богом.
– А с кем из современных партнеров вам интересно работать!
– Любимые партнеры В.Мещерин, К.Переверзев (он недавно покинул наш театр), А.Приходько, вернувшийся на драматическую сцену после некоторого перерыва А.Тимохин. Всегда приятно работать с теми, кто не выпячивается, а понимает командную задачу. Например, в спектакле «Отель двух миров» у нас такая актерская солидарность, мы так тонко чувствуем друг друга! Важно уважение к ремеслу, партнеру, чтобы психофизика артиста не врала, чтобы зритель верил. Зритель всё видит, особенно если ты на сцене в малом зале театра. Сцена близко, можно сказать, зал камерный. Я и к молодёжи в театре лояльно отношусь. Помню, каким птенцом я заявилась сюда, и добрым словом вспоминаю тех, кто поддерживал меня. В дни их памяти с коллегами хожу к их могилам на кладбище.
– Повезло ли найти «своего режиссера»?
– Очень повезло. Со Скандарбеком Данияловичем я в одной команде. С ним легко и приятно работать, он хорошо понимает актёра, не кричит на репетициях, не унижает. Если видит, что актёру не удаётся какая-то сцена, меняет задачу. Он очень чуткий. С Мариной Карпачевой у меня целая «обойма» спектаклей. Если режиссёр в тебя верит, а ты ему доверяешь – это большая удача. Добрым словом я вспоминаю и моего первого режиссёра Михаила Рабиновича. Он был такой тёплый человек, такой трепетный.
– Из той четверки, что приехала в Махачкалу 39 лет назад…
– В Дагестане я осталась одна. Я люблю Дагестан, и, мне кажется, Дагестан любит меня. На рынке, в общественном транспорте меня узнают люди, говорят добрые слова. Это приятно.
– Что бы вы хотели пожелать себе?
– Хочу долго и много работать, хочу новые роли. Хочу, хочу, хочу, – она весело засмеялась и как капризный ребёнок настойчиво замахала руками, а в её больших голубых глазах столько мудрости, желание нежно объять мир, поделиться с людьми накопленным пониманием простого и так необходимого в нашей жизни.