Яркая звезда Хайбат
В эти дни, когда культурная общественность республики отмечает 100-летие со дня рождения заслуженной артистки России, народной артистки ДАССР Хайбат Казимагомедовой, с сожалением думаешь о том, что в свое время не удалось глубоко познакомиться с ее творчеством, почувствовать силу таланта, о котором говорят люди, работавшие с ней и знавшие её очень близко. К ним мы и обратимся, чтобы рассказать нашим читателям о женщине, оставившей яркий след в театральном мире республики.
Но сначала немного фактов из биографии, несомненно, сыгравших определенную роль в ее творческой судьбе.
Родилась Хайбат Казимагомедова в Буйнакске, и уже это обстоятельство повлияло на ее дальнейшую карьеру. Чистокровная аварка, она прекрасно знала кумыкский язык. И не было ничего удивительного, что именно сцена Кумыкского театра стала для нее вторым домом. А пришла сюда Хайбат совсем юной девушкой работать кассиром. Обладая незаурядной внешностью, какой-то внутренней силой, которая чувствовалась в ней даже тогда, в совсем молодые годы, она не могла не использовать свой потенциал. И когда предложили попробовать себя на сцене, конечно, согласилась.
Поначалу простая роль без слов вызывала страх, но постепенно Хайбат раскрылась. Да так, что завоевала любовь зрителей на многие-многие годы. В Кумыкском театре проработала более 60 лет, сыграла свыше 50 ролей – от русской и зарубежной классики до современной советской и национальной драматургии. Донна Анна в «Каменном госте» Пушкина, Нажабат в пьесе «Под деревом» Рустамова, Соня в «Аристократах» Погодина, Гонерилья в шекспировском «Короле Лире» – даже этот небольшой список говорит о многостороннем даровании актрисы, сумевшей создать столь разные образы.
«При всей непохожести героинь Хайбат Казимагомедовны было и то, что объединяет их, – тема любви. Любви во всех её проявлениях: к мужчине, к ребенку, к матери. И чем сильнее это проявление у женского характера, тем ярче, убедительнее созданные ею образы», – так пишет об актрисе народный поэт Дагестана Багавдин Аджиев в одной из своих работ, посвященных истории театра. Особое место в ее творчестве занимает роль Матери-земли в пьесе Чингиза Айтматова «Материнское поле», где она блистала на сцене рядом с Барият Мурадовой.
Хайбат – одна из первых выпускников театральной студии при Кумыкском театре, руководил которой Гамид Алиевич Рустамов, выдающийся дагестанский режиссер, драматург, теоретик сценического искусства.
Ею восхищались и зрители, и коллеги. Заслужить любовь и уважение последних в творческой среде, где царит конкуренция и зачастую простая человеческая зависть к чужим успехам, непросто. Но Хайбат любили все. Она купалась в зрительской любви и была безоговорочно признана театральной общественностью.
Талант, человеческое обаяние, глубокая внутренняя культура – всё это сделало ее одной из самых ярких театральных звезд дагестанской сцены.
Главный режиссер Русского драматического театра им. М. Горького Скандарбек Тулпаров, которому довелось поработать с актрисой, вспоминает:
– Энергии в ней было хоть отбавляй. Иногда мы шутили: делайте крепче декорации, чтобы Хайбат их не снесла. При этом в ней была и удивительная нежность. Такое вот сочетание внутренней мощи с ранимостью и хрупкостью. Мне было 16 лет, когда я пришел в театр, и хорошо помню, с какой теплотой и нежностью она относилась к молодым актерам. Лелеяла нас, оберегала, старалась не разрушить наше трепетное отношение к театру, наше высокое представление о нем как храме искусства. И была одной из плеяды талантливейших актрис, перед которыми мы, молодежь, преклонялись.
В то время, а это был 1976 год, Аварский и Кумыкский театры существовали в одном здании. И артисты двух трупп дружно жили и даже участвовали в массовых сценах друг у друга. Хайбат Казимагомедова была желанным членом труппы любого дагестанского театра. И на какое-то время, очень короткое, Аварскому театру всё же удалось привлечь её к себе. Но там она долго не задержалась: другая театральная школа, отличная от рустамовской, иная атмосфера. И Хайбат возвращается в свой родной Кумыкский.
– Школа Рустамова – это классика, – продолжает Скандарбек Даниялович. – Все его ученики отличались своей тактичностью, пониманием театра. И когда я поехал учиться в Москву, практически ничего нового для себя не узнал. Наш народ талантлив, но у нас нет культуры сосуществования в театральной атмосфере, умения жить и работать в театре. А ведь это особое искусство и талант. И вот Хайбат Казимагомедова давала эти знания. Это и работа с гримом, и, к примеру, поведение за кулисами, где не следует говорить громко. Она призывала беречь энергию для сцены, а не расплёскивать ее в ненужных эмоциях. Для актера самое главное на сцене это партнер. Он может тебя или опустить, или возвысить. Хайбат была мощным партнёром: зажигала своей энергией, подхватывала тебя, и ты несся за ней, увлекаемый ролью.
Заслуженный артист России, народный артист Дагестана Байсолтан Осаев был связан с актрисой не только профессионально. Учась вместе с ее дочерью Нажабат Бекбулатовой в театральном институте им. Ш. Руставели в Тбилиси, имел возможность узнать Хайбат.
Ею восхищались и зрители, и коллеги. Хайбат любили все. Она купалась в зрительской любви и безоговорочно была признана театральной общественностью
– Я не был для нее посторонним человеком. И, играя с ней в спектакле «Когда в сердце любовь» ее сына (по пьесе Магомед-Султана Яхьяева), чувствовал себя почти как в жизни, ощущая на себе её материнскую заботу, – с теплом говорит об актрисе Байсолтан Камилович. – Она играла все ведущие роли в театре, была актрисой высокого плана. Во многих спектаклях с двойным составом была исполнителем наряду с Барият Мурадовой. И это сказалось на её дальнейшем росте: соприкосновение с такими актерами бесследно не проходит. Нас, молодых, то поколение учило не наставлениями, а своим отношением к театру, своей жизнью в нем. Мы смотрели из зала, как они общаются на сцене: слышат ли они друг друга, слушают ли. Мы наблюдали и вбирали в себя то, что должны пронести дальше и что потом возьмут от нас потомки. Это и есть преемственность поколений – отношение старшего актера к молодому, то, что сейчас, к сожалению, умирает. Если вы спросите, к кому из известных актрис Хайбат была ближе по темпераменту, то я бы назвал Нонну Мордюкову. Но уверен, что окажись она на большом экране или сцене столичных театров, могла бы затмить всех.
И не только своей необыкновенной красотой, о которой говорят все мои собеседники.
– Это был прекрасный человек и замечательный профессионал, – вступает в разговор заслуженная артистка РФ Тотуханум Осаева. – Я попала в театр, когда мне было 20 лет. Помню, мне дали небольшую, но важную драматическую роль. А у меня на репетициях всё никак не получалось. Тогда тетя Хайбат пригласила меня к себе домой, и мы весь вечер говорили об этой роли, и я играла перед ней. На другой день режиссёр был весьма удивлён, когда я вышла и сделала всё так, как надо. И в этом была ее заслуга.
Хайбат Казимагомедова не мыслила себя без театра. До последних дней работы она была активна, жила всеми событиями коллектива, оставалась примером верного служения любимому делу. В театральном музее Кумыкского театра и в Музее истории театра Дагестана можно подробнее познакомиться с хроникой жизни и творчества нашей героини. Ведь память о людях республики, своей жизнью пишущих ее историю, должна быть сохранена.