Купить PDF-версию
08:22 | 27 декабря, Пт
Махачкала
X
10:08 19.05.2023

Яркая звезда Хайбат

В эти дни, когда культурная общественность республики отмечает 100-летие со дня рождения заслуженной артистки России, народной артистки ДАССР Хайбат Казимагомедовой, с сожалением думаешь о том, что в свое время не удалось глубоко познакомиться с ее творчеством, почувствовать силу таланта, о котором говорят люди, работавшие с ней и знавшие её очень близко. К ним мы и обратимся, чтобы рассказать нашим читателям о женщине, оставившей яркий след в театральном мире республики.

Но сначала немного фактов из биографии, несомненно, сыгравших определенную роль в ее творческой судьбе.

Родилась Хайбат Казимагомедова в Буйнакске, и уже это обстоятельство повлияло на ее дальнейшую карьеру. Чистокровная аварка, она прекрасно знала кумыкский язык. И не было ничего удивительного, что именно сцена Кумыкского театра стала для нее вторым домом. А пришла сюда Хайбат совсем юной девушкой работать кассиром. Обладая незаурядной внешностью, какой-то внутренней силой, которая чувствовалась в ней даже тогда, в совсем молодые годы, она не могла не использовать свой потенциал. И когда предложили попробовать себя на сцене, конечно, согласилась.

Поначалу простая роль без слов вызывала страх, но постепенно Хайбат раскрылась. Да так, что завоевала любовь зрителей на многие-многие годы. В Кумыкском театре проработала более 60 лет, сыграла свыше 50 ролей – от русской и зарубежной классики до современной советской и национальной драматургии. Донна Анна в «Каменном госте» Пушкина, Нажабат в пьесе «Под деревом» Рустамова, Соня в «Аристократах» Погодина, Гонерилья в шекспировском «Короле Лире» – даже этот небольшой список говорит о многостороннем даровании актрисы, сумевшей создать столь разные образы.

«При всей непохожести героинь Хайбат Казимагомедовны было и то, что объединяет их, – тема любви. Любви во всех её проявлениях: к мужчине, к ребенку, к матери. И чем сильнее это проявление у женского характера, тем ярче, убедительнее созданные ею образы», – так пишет об актрисе народный поэт Дагестана Багавдин Аджиев в одной из своих работ, посвященных истории театра. Особое место в ее творчестве занимает роль Матери-земли в пьесе Чингиза Айтматова «Материнское поле», где она блистала на сцене рядом с Барият Мурадовой.

Хайбат – одна из первых выпускников театральной студии при Кумыкском театре, руководил которой Гамид Алиевич Рустамов, выдающийся дагестанский режиссер, драматург, теоретик сценического искусства.

Ею восхищались и зрители, и коллеги. Заслужить любовь и уважение последних в творческой среде, где царит конкуренция и зачастую простая человеческая зависть к чужим успехам, непросто. Но Хайбат любили все. Она купалась в зрительской любви и была безоговорочно признана театральной общественностью.

Талант, человеческое обаяние, глубокая внутренняя культура – всё это сделало ее одной из самых ярких театральных звезд дагестанской сцены.

Главный режиссер Русского драматического театра им. М. Горького Скандарбек Тулпаров, которому довелось поработать с актрисой, вспоминает:

– Энергии в ней было хоть отбавляй. Иногда мы шутили: делайте крепче декорации, чтобы Хайбат их не снесла. При этом в ней была и удивительная нежность. Такое вот сочетание внутренней мощи с ранимостью и хрупкостью. Мне было 16 лет, когда я пришел в театр, и хорошо помню, с какой теплотой и нежностью она относилась к молодым актерам. Лелеяла нас, оберегала, старалась не разрушить наше трепетное отношение к театру, наше высокое представление о нем как храме искусства. И была одной из плеяды талантливейших актрис, перед которыми мы, молодежь, преклонялись.

В то время, а это был 1976 год, Аварский и Кумыкский театры существовали в одном здании. И артисты двух трупп дружно жили и даже участвовали в массовых сценах друг у друга. Хайбат Казимагомедова была желанным членом труппы любого дагестанского театра. И на какое-то время, очень короткое, Аварскому театру всё же удалось привлечь её к себе. Но там она долго не задержалась: другая театральная школа, отличная от рустамовской, иная атмосфера. И Хайбат возвращается в свой родной Кумыкский.

– Школа Рустамова – это классика, – продолжает Скандарбек Даниялович. – Все его ученики отличались своей тактичностью, пониманием театра. И когда я поехал учиться в Москву, практически ничего нового для себя не узнал. Наш народ талантлив, но у нас нет культуры сосуществования в театральной атмо­сфере, умения жить и работать в театре. А ведь это особое искусство и талант. И вот Хайбат Казимагомедова давала эти знания. Это и работа с гримом, и, к примеру, поведение за кулисами, где не следует говорить громко. Она призывала беречь энергию для сцены, а не расплёскивать ее в ненужных эмоциях. Для актера самое главное на сцене это партнер. Он может тебя или опустить, или возвысить. Хайбат была мощным партнёром: зажигала своей энергией, подхватывала тебя, и ты несся за ней, увлекаемый ролью.

Заслуженный артист России, народный артист Дагестана Байсолтан Осаев был связан с актрисой не только профессионально. Учась вместе с ее дочерью Нажабат Бекбулатовой в театральном институте им. Ш. Руставели в Тбилиси, имел возможность узнать Хайбат.

Ею восхищались и зрители, и коллеги. Хайбат любили все. Она купалась в зрительской любви и безоговорочно была признана театральной общественностью

– Я не был для нее посторонним человеком. И, играя с ней в спектакле «Когда в сердце любовь» ее сына (по пьесе Магомед-Султана Яхьяева), чувствовал себя почти как в жизни, ощущая на себе её материнскую заботу, – с теплом говорит об актрисе Байсолтан Камилович. – Она играла все ведущие роли в театре, была актрисой высокого плана. Во многих спектаклях с двойным составом была исполнителем наряду с Барият Мурадовой. И это сказалось на её дальнейшем росте: соприкосновение с такими актерами бесследно не проходит. Нас, молодых, то поколение учило не наставлениями, а своим отношением к театру, своей жизнью в нем. Мы смотрели из зала, как они общаются на сцене: слышат ли они друг друга, слушают ли. Мы наблюдали и вбирали в себя то, что должны пронести дальше и что потом возьмут от нас потомки. Это и есть преемственность поколений – отношение старшего актера к молодому, то, что сейчас, к сожалению, умирает. Если вы спросите, к кому из известных актрис Хайбат была ближе по темпераменту, то я бы назвал Нонну Мордюкову. Но уверен, что окажись она на большом экране или сцене столичных театров, могла бы за­тмить всех.

И не только своей необыкновенной красотой, о которой говорят все мои собеседники.

– Это был прекрасный человек и замечательный профессионал, – вступает в разговор заслуженная артистка РФ Тотуханум Осаева. – Я попала в театр, когда мне было 20 лет. Помню, мне дали небольшую, но важную драматическую роль. А у меня на репетициях всё никак не получалось. Тогда тетя Хайбат пригласила меня к себе домой, и мы весь вечер говорили об этой роли, и я играла перед ней. На другой день режиссёр был весьма удивлён, когда я вышла и сделала всё так, как надо. И в этом была ее заслуга.

Хайбат Казимагомедова не мыслила себя без театра. До последних дней работы она была активна, жила всеми событиями коллектива, оставалась примером верного служения любимому делу. В театральном музее Кумыкского театра и в Музее истории театра Дагестана можно подробнее познакомиться с хроникой жизни и творчества нашей героини. Ведь память о людях республики, своей жизнью пишущих ее историю, должна быть сохранена.

Похожие

Айгум Айгумов: «Театр – мой дом»

54
«Театр начинается с вешалки», – сказал когда-то...

Как для взрослых, только лучше

117
В Новый год поющим и танцующим сказочным героям радуются не...

«Медея»: история всеразрушающей любви

383
Героиня известного древнегреческого мифа Медея –...

Вместе против террора

63
Борьба с терроризмом не может быть делом одних только силовых структур, активное и...

Смеяться и грустить по-вампиловски

42
Рассказать историю на все времена, вызывающую радость...

Прекрасная Вена!

15
Второй концерт абонемента для детей и родителей «Музыкальные путешествия», который...

Статьи из «Театры»

Вся гамма человеческих чувств

108
В Лезгинском театре очередная премьера – здесь с аншлагом прошла музыкальная комедия «Муж...

Сказка ожила на сцене

14
Сказочные истории могут познакомить детей с разнообразием традиций, развить их воображение...

Комедия с ноткой грусти

96
Проникновенные речи, яркость передаваемых образов, артистизм и, самое ценное, глубокий...

Спектакль о самом главном

16
Когда дети растут без отца, без его любви, заботы и поддержки, им приходится идти по жизни,...

Восемь вечеров на Русской сцене

149
До официального открытия сезона в Русском драматическом...

Правда жизни через игру

19
Можно ли так словами описать человеческую боль, чтобы читающий ощутил ее каждой клеточкой...

Когда искусство вне политики

17
Подлинное искусство всегда найдет путь к человеческим сердцам и заявит о себе. Творчество...

Сезон фестивалей

23
С приходом осени начался новый театральный сезон, который традиционно сопровождается...

Гоголь в волшебном мире кукольного жанра

39
«Мертвые души» Гоголя читали все. Целиком ли,...

Она перевернула театральный мир

25
Зинаида Райх появилась на свет 130 лет назад. Она была...

«Больше, чем театр»

17
Под таким девизом на прошлой неделе в Крыму состоялся шестой образовательный заезд сезона...