Этнические мотивы современности
Почему она занялась ювелирным делом? Наверное, потому, что дагестанские украшения – загадочные, таинственные с необыкновенной вязью, филигранью – атрибут каждой женщины. Это особое искусство, где требуется не только мастерство, но фантазия, применение техники древних мастеров и современных технологий. Ведь те же авторские работы хотя и сродни украшениям мастеров старой школы, но сегодня это декоративный элемент, предназначенный не только для торжеств, это и повседневный аксессуар.
Души прекрасные порывы
Суайбат Умаханова признаётся, что её всегда тянуло к творчеству. Но по совету близких сначала освоила медсестринское дело. А потом в какой-то момент заскучала, осознав, что душа требует чего-то иного. Так, изменив привычную жизнь, она, окончив школу дизайна, в 27 лет стала студенткой худграфа.
– Впервые познакомившись с техникой филиграни, я ощутила настоящий кураж, – признаётся мастер. – Во мне как будто открылось второе дыхание. Но пришлось потрудиться. Порой доходило до отчаяния от неловких, как мне казалось, рук, от расплавленного металла, из которого ничего не рождалось. То и дело возникала мысль, что мне не по силам справиться со сложной техникой ювелирного искусства. Но здорово помог мой учитель Абдулла Шапиевич Шахаев, признанный авторитет, ювелир, работы которого хранятся в крупнейших музеях страны и за рубежом. Он не просто поверил в меня, но научил той кропотливой работе, что вырабатывает характер, упорство, помогая создавать тот самый авторский узнаваемый стиль, что отличает индивидуальность от штамповщика колец-браслетов, кои можно встретить у продавцов всевозможных поделок.
Наставник учил ее, что главное в искусстве – чтобы то, что выходит из-под твоих рук, влекло мощной энергетикой, исходящей от тебя, околдовывая мастерством, в котором прошлое и настоящее переплетаются, превращаясь в необыкновенный рукотворный синтез. А еще – в искусство, в которое привносятся уже новые каноны, появляются изделия необыкновенной красоты, подобные тем, что восхищали модниц прошлых веков.
Суайбат можно отнести к пытливой личности, проявляющей пристальный интерес ко всему тому, что воспроизводит ее художественное чутье, вбирая ту особую атмосферу ювелирной мастерской с характерным «привкусом» металла. Она использует как привычные инструменты, так и те, что применяют в современном ювелирном деле, а это придает стимул в освоении различных техник.
Признаётся, что чем больше погружается в процесс творчества, тем больше склоняется к мысли, что это бесконечное познание, мастерство, требующее применения множества самых различных творческих решений. Ей интересны ковроткачество, скульптура, малые формы – всё, что может пригодиться в рукотворном искусстве. Она с удовольствием посещает мастер-классы знатоков дагестанских промыслов, известных ювелиров, уроки которых, по ее мнению, бесценны.
Эволюция школы ювелиров
Необходимым для себя она считает знакомиться с музейными экспозициями ювелирных украшений. «Это не просто история становления древнего искусства, прослеживающая формирование ювелирных центров, продолжающих традиции, но и их новаторское развитие», – считает Суайбат.
Для нее эволюция ювелирной школы Дагестана – естественный процесс, где каждый, прикоснувшись к секретам мастерства, может заявить не о своих амбициях, но о том, что отличает подлинное творчество, уникальность, художественную ценность.
Она замечает, что размышления о прошлом, настоящем, будущем дагестанского ювелирного искусства – это неотъемлемая часть учебного процесса. Констатирует, что в Даггоспедуниверситете сосредоточены силы лучших ювелиров республики, для которых традиции уникальной дагестанской ювелирной школы, отличающейся необыкновенным разнообразием, являются основой, осовременивающей, пополняющей искусство горцев новыми формами, новыми приемами.
Я спрашиваю, почему она обратилась к чеканке, некогда модному атрибуту каждой семьи. «Это одна из разновидностей искусства, о которой не грех вспомнить, трансформируя ее. Вообще чеканка – нестареющее искусство. Этот вид творчества пришел из древности, когда рельефные орнаменты наносили на посуду, воинское оружие, шлемы, монеты, ювелирные украшения», – отвечает она.
Рассказывает, как во многих странах существовали специальные школы художественной чеканки, и объяснялось это доступностью, долговечностью изделий. С помощью чеканки создавались многочисленные памятники, и доныне сохранившиеся во многих городах. По ее мнению, в наши дни чеканка переживает новую жизнь. Податливый металл, легко обрабатываемый, позволяет создавать рельефные узоры, которые и теперь выглядят современно.
Совершенствование
Суайбат рассказывает, что уже успела поучаствовать в различных всероссийских конкурсах, а это возможность не просто совершенствовать свое мастерство, но учиться у самых разных мастеров, демонстрирующих высокое исполнение работ, фантазию и искусство, стилистику, видение своего взгляда на технику исполнения.
– Помню, мы должны были за один конкурсный день изготовить на заводе экспериментальное изделие. Я волновалась. Но смогла справиться с непростым заданием. И все получилось. Я стала лауреатом Всероссийской выставки декоративно-прикладного искусства, – говорит девушка.
Ей все интересно. В этом она видит свое развитие. И рассказывает о наиболее сложных вариантах объемной чеканки.
– Работать в такой технике могут только опытные мастера. Это тот самый случай, когда, переходя от простого к сложному, ты чувствуешь, что рука твоя, набитая, уверенная, точная, берется за всё более сложные виды ювелирного дела. И тот же браслет из чеканки непременно будет притягивать взгляды, вызывать восхищение и восторг, что подчеркнет индивидуальность, послужит прекрасным подарком, – считает Суайбат.
Для нее важен сам процесс освоения той или иной техники, будь то чеканка или ювелирные изделия, во многом они схожи. И это уже не традиционные техники, а совершенно иные виды. Прикладник считает, что материал и технология его обработки – это лишь средство выражения художественного, образного содержания. Важно, чтобы работы не превращались в самоцель, а достигали того, что зовется настоящим искусством.
Особого мастерства, по ее мнению, требуют тонкие миниатюры для ювелирных изделий, различные орнаментальные композиции, чеканка с живым и сочным рисунком. Широко распространена так называемая контурная чеканка, применяемая при создании различных предметов быта, декорированных растительным и другими видами орнамента. Мастер упоминает ажурную чеканку, что позволяет работать одинаково успешно и с серебром, декоративно-фигурной, так называемой фактурной чеканкой, получившей распространение в наши дни, считающейся модной и так напоминающей изделия из скифского золота.
Но в любом случае, по мнению художницы, все то, что ты вкладываешь в авторское изделие, исходит от богатых художественных традиций древних дагестанских мастеров с присущими им неповторимыми этническими мотивами, но уже в современной интерпретации. Так демонстрируется почерк, характер, творческое своеобразие мастеров нового века.
Поиск новых идей
Суайбат Умаханова уверена, что поиск новых замыслов является непременным условием для развития художника, выработки стиля, отличающего его от других мастеров чувством композиции на ментальном уровне, превращая каждую деталь узора, его пластическую и декоративную выразительность в произведение искусства.
Думающий художник, она отличается серьезным подходом к выражению себя как творческой личности. Считает это заделом для дальнейшего роста. Суайбат – участник Всероссийского фестиваля «Потомки великих мастеров», у нее успешный опыт в организации культурно-массовых мероприятий – «Праздник детства», «Дагестанский аул», «Ночь искусств», «Ночь музеев».
В ее семье подрастают трое сыновей, старшему из них 12 лет. И они уже проявляют интерес к тому, чем занимается мама, мечтают попробовать себя в самобытном искусстве, сохраняя преемственность, продолжая традиции.