Картины из пыли и грязи
Первой страницей в гигантском альбоме, которым Мурад делится с людьми, стала «Сова», нарисованная на собственном грузовике. Изображение хищной птицы, найденное на просторах интернета, год назад украсило «Газель» Мурада. И, что называется, понеслось.
Мурад Кайсаров, известный в Сети под ником murad_mk_mk, рисует на грязных машинах как на холсте. Неожиданный художественный приём дагестанский мелиоратор в шутку называет «искусством немытых машин».
Многочисленные работы Мурада разлетаются по разным пабликам и становятся объектами обсуждения.
– Работы на своей страничке в соцсетях я начал выставлять недавно, но картин, не вошедших в коллекцию, куда больше, – рассказывает dirty-художник. – Вести страничку и подписывать свои работы в соцсетях стал по совету единомышленника Артёма из Пятигорска. Он откликался на каждую публикацию и посоветовал защищать авторские права. В ближайшее время планирует приехать в нашу республику. На одной из «Газелей» появится наш совместный рисунок, а какой именно, станет понятно после его приезда.
Исключительно на белом
Мурад Кайсаров – трудяга. Он работает в мелиоративной сфере – следит за гидротехническими сооружениями на участке земли у родного села Коркмаскала. С лёгкостью обращается с агротехникой, но о том, что в его жизни dirty-искусство будет занимать такое место, даже не задумывался.
– Вы наверняка удивитесь, но у меня нет художественного образования. Рисую в свободное от основной работы время. Есть те, кто считает меня сильным художником, но я не умею рисовать, с карандашом на «вы». Мои орудия труда – перчатки из хозяйственного магазина, кисть и влажная тряпка, – смеётся Мурад. – Цели создавать картины у меня не было. Родственники попросили повторить на их автотранспорте что-то из уже нарисованного мною, потом подтянулись друзья, друзья друзей, сейчас за «картинами» из пыли приходят совершенно незнакомые люди. Неудобно отказывать…
Мурад не рисует на грязных стёклах машин, машины чёрного цвета его тоже не привлекают. Творит исключительно на белом фоне грузового транспорта, не боясь испортить, расцарапать лакокрасочное покрытие. Машина должна быть без наклеек.
– «Искусство немытых машин» не прощает ошибок. Поначалу допускал погрешности: то уровни разные, то очевидная асимметрия, то штрих не тот, то глаз не в ту сторону смотрит, – вспоминает он. – Опыт подсказывает, что объём, форму и фактуру лучше всего передаёт крупногабаритное авто. К тому же, рисуя на грузовике, не боишься расцарапать машину и всецело погружаешься в работу.
«Грязная» живопись
Мурад признаётся, что не любит, когда во время творческого процесса кто-то стоит над душой. На создание одного рисунка уходит в среднем 1,5–2 часа. Многое тут зависит от настроения. Среди «полотен» отца двух дочерей можно увидеть мультяшных Микки и Минни Маусов, а ещё грустного Багз Банни, персонажей гангстерской драмы «Крёстный отец», изображения лиц девушек, портреты исторических персонажей и известных дагестанцев-современников. Бурную реакцию вызывают портреты Абдулманапа Нурмагомедова и Хабиба Нурмагомедова.
Когда Мурад выезжал на своей «Газели» на трассу, то оказывался в центре внимания: ловил восторженные взгляды, водители сигналили и фотографировали его машину. Серые будни автомобилистов он украшал своим творчеством. «Газель» он потом продал, а привычку рисовать не забросил.
– Каких-либо ограничений я себе не ставлю. В пыли и разводах запечатлел образ смерти – напоминание водителям о скоротечности жизни и важности соблюдения ПДД, – подчёркивает Кайсаров. – Пожалуй, эта работа одна из самых ценных. На дорогах Дагестана гибнет большое количество молодых людей. Буду рад, если, увидев подобную картину, молодёжь поразмыслит и сделает выводы, ведь жизнь – короткий миг. Всё, что мы хотим донести до молодёжи, легче сказать через рисунок и социальные сети, в которых они проводят большое количество времени.
Рисунок с изображением имама Шамиля приписывают Мураду и выставляют в пабликах, отмечая его ник, однако к этому портрету он никакого отношения не имеет. С автором картины на немытом грузовике он так и не познакомился. Конкуренции не боится и будет рад, если в Дагестане появятся последователи «грязной» живописи.
Осень-зима – лучшее время для dirty-творчества. Но есть одна сложность: работать приходится на холоде.
– Ещё и ждать нужно месяцами, если авто не сильно испачкалось. Пыль не всегда ровно ложится на поверхность. Если грязь не сухая и ровная, большие куски начнут отваливаться, – объясняет он. – Невозможно подправить или перерисовать. Только помыть и заново копить драгоценную пыль.
Владельцы грузовиков месяцами не моют машины, чтобы их транспорт стал очередным холстом для dirty-художника. Приметив на дорогах республики машину, на которой так и хочется написать «Помой меня!», не спешите ругать водителя. Возможно, его автомобиль ждёт своей очереди к Мураду Кайсарову.