Каждый увезет свой Дагестан
Дагестанская лезгинка и азербайджанский терекеме, польский краковяк и румынский брюл, словацкая задорная полька и татарский шома бас, удумуртский чебеляй и казачий перепляс… А еще много-много песен – веселых, праздничных, под стать дагестанскому лету. Так проходит VIII Международный фестиваль фольклора и традиционной культуры «Горцы», собравший более 400 участников творческих коллективов из самых разных уголков страны и зарубежья.
В гости к дагестанцам приехали артисты хореографических и фольклорных ансамблей Словакии, Польши, Румынии, Азербайджана и регионов России: Пензенской, Ленинградской, Липецкой, Курской областей, Удмуртии, Татарстана и Ставропольского края.
Про наш горный край многие из них практически ничего не знали. Интернет давал самую разную информацию – голова шла кругом. За пять дней, что гостили здесь, они успели немного окунуться в культуру и быт Страны гор, и впечатления самые благоприятные. Солнце, море, горы… Такой «коктейль» всем пришелся по вкусу, и теперь каждый уедет от нас со своим Дагестаном.
– Я ехала сюда, чтобы увидеть горы, – рассказывает участница фольклорно-этнографического ансамбля «Сорнай» (Татарстан) Эльвина Каримова. – Желание исполнилось, хотя мои новые дагестанские друзья говорят, что Тарки – это еще не горы, и если я поеду за Гимринский тоннель, то захочу там остаться. Я надеюсь, что мне в следующий раз удастся туда попасть, а пока смакую те впечатления, которые подарила мне Махачкала, где у меня появилось много новых друзей и публика так радушно встречала все наши выступления. Ну и, конечно же, Дербент: и сам город, и люди – просто сказка!
Руководитель творческого коллектива, известный собиратель национального народного инструмента Ринат Гилязов не изменяет себе и по ходу дела узнает, какие существуют в Дагестане народные инструменты.
– Когда в 1982 году я создавал в родной Казани ансамбль, у нас, у татар, играли в основном на трех, максимум на четырех национальных инструментах. Я начал, что называется, копать, и оказалось, на чем татары только не играли. За пять лет база нашего ансамбля пополнилась на 60 инструментов. Ездил по всей стране и собирал. Сегодня наши артисты играют на нескольких десятках инструментов. Собирание и изучение инструментов разных народов мира – мое профессиональное хобби. У дагестанцев я также нашел много инструментов, которые и у нас считаются нашими национальными – тар, домбра, саз. Вы играете на зурне, а у нас такой же инструмент, только называется он по-другому – сорнай. Мои дагестанские друзья обещали подарить зурну и книгу про ваши народные инструменты. А я, как только приеду к себе в Казань, первым делом вышлю им наш сорнай, – поделился Ринат Гилязов.
Участница фестиваля «Горцы» из Липецка, художественный руководитель ансамбля «Вера» Екатерина Григорьева за несколько дней, проведенных в Дагестане, сделала такой вывод: дагестанцы – народ, сумевший сохранить свой фольклор.
– Такого разнообразия мало где встретишь, – уверяет Екатерина. – Нам есть чему у вас поучиться. На моей малой родине тоже существовало много исконно наших традиций, обычаев (танец был не просто развлечением, а особой частью культуры), но сегодня, увы, многое теряется, хореография тоже слабеет. А здесь я увидела, что у каждого народа своя изюминка, своя культура, все это передано на высоком профессиональном уровне, и прониклась большим уважением к дагестанцам. Но не только фестиваль меня воодушевил. Очень понравились ваши люди – такие гостеприимные, открытые. Недавно гуляли по городу, зашли в какой-то магазинчик и разговорились с продавщицей. Теперь знаем, какой коньяк лучше и где его покупать, что интересного есть в Махачкале, где недорого найти сувениры. В общем, полная раскладка. Эта непосредственность и простота очень подкупают. Теперь, когда друзья из дома звонят и спрашивают: «Ну что, как ты там?», я уже не просто все описываю, а агитирую их сюда приехать. Нас дома уговаривали не ехать, а теперь, видя, как тут все классно, думаю, если пригласят, приедем с удовольствием, и не раз.
Переполнен эмоциями и добрыми впечатлениями и руководитель Удмуртского государственного театра фольклорной песни и танца «Айкай» Олег Бимаков. Со своим коллективом он побывал в Махачкале, Дербенте и Буйнакске.
– Мы относимся к финно-угорской языковой группе, ездили на гастроли в Финляндию, Норвегию, другие зарубежные страны, где наш язык понимают, в России же мало гастролировали. А тут нам выпала возможность приехать в Дагестан, и мы ни разу не пожалели. Открыли для себя кусочек страны с богатой народной культурой и историей, радушными людьми и великолепной природой, – рассказал Бимаков.
Мартин Часко, руководитель фольклорного ансамбля «Органина» из Словакии, уже не первый год сотрудничает с творческими коллективами из Дагестана. У себя на родине и в других европейских странах он нередко участвует в организации фестивалей и приглашает участвовать в них и наши коллективы.
– В прошлом году ансамбль танца «Эхо гор» участвовал в фестивале в Испании, и я помню, как люди с большим восторгом встретили их выступление, – делится гость из Словакии.
Руководитель хореографического коллектива «Полигроджане» из Польши Можена Ховорска отмечает, что больше всего ей запомнился древний Дербент.
– Мы походили по крепости, увидели старинные улочки и храмы, – говорит Можена. – Я люблю историю и много интересного узнала для себя. Что касается фестиваля, то мы впервые принимаем в нем участие. Я увидела, как в Дагестане сохраняют свои уникальные традиции, хореографию, искусство. Опыт Дагестана в этом плане для нас показательный.
… Говорить про свое короткое путешествие в Страну гор участники «Горцев» еще будут долго. Море впечатлений, новые друзья, знакомство с культурой десятков народов… Такое не забывается.