X
09:06 21.02.2018

Классика и модернизм

Абдул-Кадыр Абдуллатипов, заслуженный деятель науки РД и РФ, доктор филологических наук, профессор ДГУ
Выпуск - 2018 №№ 39-40
67

Имя Али-Гаджи Сайгидова (на снимке) широко известно в нашей республике и за её пределами. Он скульптор от Бога, выросший на классических традициях, идущих от античности, а также испытавший влияние модернизма. Его мемориальные композиции и камерные произведения углубляют наши представления о дагестанской пластике.

Али-Гаджи родился в 1948 году в знаменитом селении Салта Гунибского района в семье учителя. После окончания службы в армии учился в художественном училище им. М. Джемала, некоторое время преподавал там же. В последующем учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им И.Е. Репина, где под руководством академика, профессора, народного художника СССР Вениамина Борисовича Пинчука окончательно сформировались его эстетические взгляды и редкостный талант ваятеля. В 1982 году Али-Гаджи был принят в Союз художников СССР.

Выставки его произведений проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Нальчике, Ростове-на-Дону, Баку, Ташкенте, Махачкале. Али-Гаджи – заслуженный художник Дагестана и России, лауреат государственных премий республики, в 1989 году получил серебряную медаль на биеннале Прикаспийских республик за скульптуру «Трагедия Сабра и Шатилы» (Баку), посвящённую трагедии Палестины.

Среди его произведений памятники

С.-С. Казбекову (с. Батаюрт), павшим медикам (Махачкала), Имаму Шамилю (с. Гимры), поэту О. Батыраю (Избербаш), Герою Советского Союза М. Гаджиеву, русской интеллигенции (Махачкала), «Белые журавли» (с. Цада), И. Казаку (Махачкала), генералу М. Танкаеву (Махачкала,), У. Черкесову, профессору А. Магомедову, обелиски в честь 200-летия Н. И. Пирогова (с. Салта), генералу А.Н. Чеченскому (Псковская область, район Беженицы), мемориальные комплексы Героям трёх войн (с. Салта), «Аллея имамов» (с. Гимры), горельефы Имаму Шамилю (Махачкала), «Рыбаки Каспия», классикам дагестанской литературы (на фасаде Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова), Р. Гамзатову (на въезде на Гунибскую ГЭС).

Произведения Али-Гаджи Сайгидова хранятся в дирекции художественных выставок Минкультуры России (Москва, Художественный фонд России), ДМИИ им. П. Гамзатовой, частных коллекциях. Будучи одним из оригинальных мастеров нашего времени, Али-Гаджи избегает расхожих тематических и интерпретационных образцов, присущих официальному искусству, для него характерна новая интерпретация традиционных тем.

Я решительно против взглядов тех, кто подлинно реалистическое искусство считает прямолинейным, примитивным. Разве можно считать примитивными, к примеру, реалистические творения Огюста Родена «Граждане Кале», «Мыслитель» или созданный им же в романтическом ключе памятник «Вечная весна»? Одновременно пытаюсь понять абстрактные произведения модернистского искусства, а оно у Али-Гаджи занимает значительное место. Обращаясь в мир вещей, символов, абстрактных форм, это искусство словно обретает творческую свободу и вызывает у человека потребность домыслить тот или иной образ. Домысливание может быть разнообразным в зависимости от названия пластики, здесь сказываются жизненный опыт, сила воображения человека.

В этом плане Али-Гаджи Сагидов создал произведения, содержащие трагическую страстность и глубокое философское звучание: «Христос и грешники», «Распятие», «Троица», «Афганская трагедия», «Трагедия Сабра и Шатилы», триптих «Палестинская трагедия», «Скорбящая», «Скорбь», «Реквием» и многие другие. Как видим из названий этих произведений, они навеяны трагическими событиями, произошедшими у нас и за пределами нашей страны, и пронизаны чувством глубокой скорби. Выполнены они в гипсе, бронзе, сплаве с использованием разных побочных материалов.

Искусствовед Е. Алексеева в своё время писала в «Дагестанской правде», что «скульптура требует не только специальной подготовки, но и большой работы души, особенной внутренней чистоты и бескорыстия». Эти качества, по её справедливому мнению, присущи творениям Али-Гаджи. Одним из замечательных образцов такой пластики является памятник Ирчи Казаку, выполненный в нетрафаретной, оригинальной манере.

Обычно бюсты, памятники в рост историческим деятелям, поэтам у нас устанавливают на высоком постаменте. Али-­Гаджи отобразил И. Казака в национальной одежде, папахе, сидящим на выступе могучего дерева, видимо, олицетворяющего идущие от народа истоки его таланта, опирающегося локтем правой руки на вертикально стоящий кумуз. Правый рукав его кафтана слегка засучен, словно поэт собирается играть. В передней части постамента представлен отрывок из стихотворения о злодеяниях князей в переводе профессора ДГУ К. Ханмурзаева.

Путь Али-Гаджи не был столбовой дорогой, усыпанной цветами, ему пришлось пройти сквозь многие тернии, чтобы добиться признания своих несомненных заслуг. Сегодня он полон творческих сил, в настоящее время скульптор завершает монументальный памятник «Матери Дагестана», который будет установлен на площади Ленина в Махачкале. На днях ему исполняется 70 лет. В преддверии юбилея мы желаем ему крепкого здоровья и новых свершений во благо дагестанского искусства.

Похожие

Художник города

30
Недавно в городе произошло событие, на первый взгляд не громкое, но очень важное для...

Бронза требует…

261
Засилье социальных сетей с их безграничной и не всегда полезной информацией сделало нас...

Одушевлённые сердцем

193
В мистической реальности персонажи мастера хоть и существуют в параллельном пространстве,...

Увидеть мир другим

24
На вопрос, понимает ли она, как непросто заниматься совсем не женским делом – скульптурой –...

Увидеть мир сердцем

55
Первая серьезная работа скульптора Станислава Шельниковского (на снимке) – «Андрей Рублёв»....

Почерк художника в каждой работе

235
Человек, проявляя в учении упорство и...

Нелинейное время перемен

193
Динамика, создающая иллюзию живого образа, осязаемого, с осмысленным взглядом, это всегда...

Секрет творчества – искать добро

103
К 70 годам каждому, и особенно человеку творческому,...

Скульптура – продолжение меня

80
Выставка, посвященная 70-летию известного скульптора, заслуженного художника России и...

Статьи из «Культура»

Тайна чести и таланта

4
Смена эпох, поколений, общественно-политических формаций… Всё течёт, всё меняется! Неужели...

Театр – это навсегда

26
Перед самым Новым годом в Театре поэзии произошло событие – премьера спектакля «Осень....

Одежда для мечты

92
Все-таки девочки такие девочки! Сколько бы лет нам ни было, увидев красивую куколку, мы...

Ловить момент – это искусство

20
Наверняка вы обращали внимание, что на официальных сайтах и аккаунтах в соцсетях различных...

Жизнь, прерванная на взлёте

34
Пятьдесят лет назад трагически оборвалась жизнь известной дагестанской певицы Марьям...

Финал стал настоящим праздником

16
Концерт, посвященный 125-летию со дня рождения...

Наследие народа

7
Среди работ, выдвинутых на соискание Государственных премий Республики Дагестан 2025 года, отрадно видеть учебно-методическую базу предмета «Культура и традиции...

Шедевры из кожи

28
Статуи, маски, портреты, панно, необычные композиции и предметы обихода, сделанные руками...

Литературная республика

157
Совсем скоро в Москве пройдет внеочередной съезд Союза писателей России. Событие это может...

Поэт и воин

24
Помню, 15 лет назад Муталиб Митаров (на снимке), известный табасаранский поэт и общественный...

Визуальные тренды Магомеда Моллакаева

54
Дизайнера, графика, художника-постановщика...

Ботишал – это вам не утка

131
Прочитала я сообщение в одной из групп: «Нашу Аиду пригласили на «Битву шефов». «Какую Аиду?»,...