Ключи от Дербента
Весной 1594 года войско во главе с боярином А. Хворостининым захватило Тарки – резиденцию крупного дагестанского владетеля шамхала Тарковского на берегу Каспия. Но восставшие горцы отогнали его за Терек. Та же участь постигла и воеводу И. Бутурлина, которого послал Борис Годунов.
Шапи Казиев в книге «Имам Шамиль» пишет, что после этого на Кавказе с новой силой разгорелось соперничество Персии и Турции, которое не утихало более трех веков. Войны сопровождались крайней жестокостью, свирепыми казнями непокорных, массовыми угонами в неволю и работорговлей. Грабительские нашествия выдавались за религиозную войну. Каждая из сторон, представлявших две ветви ислама – шиитов (персы) и суннитов (турки), декларировала борьбу за чистоту веры и пыталась привлечь горцев на свою сторону.
Набиравшее мощь Русское государство все чаще вспоминало о Кавказских горах, за которыми изнемогали под иноземным игом единоверные Грузия и Армения. Вмешаться в спор за Кавказ решил Петр I. Прорубив окно в Европу, он захотел распахнуть ворота в Азию. И это были знаменитые Железные ворота древнего Дербента. Из страниц истории известно, что впервые Дагестан и Дербент описал в своем дневнике тверской купец Афанасий Никитин, присоединившийся в 1466 году к посольству, отправлявшемуся в Шемаху. Позже по пути в Персию навестил Дербент Стенька Разин. Но если атаман ходил «за зипунами», за наживой, то Петр I шел за новыми землями. Он решил продвинуть границы своей страны далеко на юг и овладеть Каспием, который считал «морем без хозяина».
Узнав о намерениях Петра, персидский шах попытался остановить его, послав в подарок русскому государю слона. Когда посольство с диковинным зверем проходило через Дагестан, горцы решили слона отбить. Отряд, сопровождавший слона, был прижат к морю, и если бы астраханский воевода не успел прислать корабль, Петр так и не увидел бы шахского подарка. Однако заморское чудище только раззадорило его.
Также в книге Шапи Казиева рассказывается, что уже летом 1722 года император отправился в Каспийский (Персидский) поход. Войско Петра I насчитывало около 100 тысяч человек, флот под командованием адмирала Апраксина состоял из 300 кораблей.
В Дагестане Петра встречали по-разному. Одни вступали в сражения и подвергались уничтожению вместе со своими селами. Другие, напротив, принимали его с почетом. Шамхал Тарковский, понимая бессмысленность сопротивления и в надежде на обретение сильного союзника, одарил Петра подарками, за что и сам был осыпан почестями. Это, однако, не помешало ему обратить свое войско против императора, когда шамхал оказался ущемлен территориальным переделом, учиненным Петром. Кончилась эта затея печально для шамхала – поражением и ссылкой на Кольский полуостров. Тогда же Петр заложил «Стан Петра», ставший позже городом Порт-Петровском, и первую русскую крепость на реке Сулак – «Святой крест».
23 августа Петр уже стоял у Дербента. Наиб города Имам-Кули вручил ему ключи от крепости, российские войска вступили в Дербент. Осенние штормы разбили часть флотилии, а болезни и недостаток провианта вынудили Петра вернуться в столицу. Оставшийся командовать флотилией Михаил Матюшкин взял Баку и двинулся дальше. Персия сочла за лучшее капитулировать. По Петербургскому договору 1723 года Россия получила весь Каспий с прибрежными портами.
Петр умер, не успев как следует распорядиться судьбой созданного им великого государства. Тогда-то в странах-соперницах России и начали поговаривать о «Завещании Петра», по которому якобы империя должна была стать главной мировой державой и выйти к теплым морям, в которых солдаты «омоют свои сапоги».
– В 1759 г. Дербентское ханство было присоединено к Кубинскому ханству. После этого Дербент стал одним из важнейших политических и административных центров ханства и надежной опорой объединительной политики Фатали-хана. Город, находившийся на торговой магистрали, был важным фактором в расширении связей с Россией как через Каспийское море, так и сухопутно – через Кизляр.
Фатали-хан присоединил Дербент к Кубинскому ханству с помощью шамхала Тарковского и уцмия Кайтага. Вскоре недовольные ростом влияния Фатали-хана дагестанские владыки осадили Дербент. Отправленные в помощь ему русские войска нанесли удар по осаждавшим. Фатали-хан отправил ключи от дербентской крепости Екатерине II с просьбой принять его со всем владением в подданство Российской империи. Но российское правительство, не желая осложнять отношения с Персией и Турцией, отказало ему и возвратило ключи. Эти ценные экспонаты хранятся в Национальном музее РД им. А. Тахо-Годи. Их передал Дагестану Азербайджанский государственный музей в 1925 году. Всего ключей было семь, в дагестанском музее их шесть, седьмой находится в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера). Ключи длиной от 12 до 19 см изготовлены мастерами XV — XVI веков, — рассказала главный хранитель музея Заира Кильдеева.
Еще один интересный факт: императору была поднесена рукопись хроники «Дербенд-наме», за издание которой в 1852 году уроженец Дербента, профессор Мирза (Александр Касимович) Казем-бек был удостоен Демидовской премии. Он первый декан факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета. Впрочем, это уже другая история.