Коллекционер не просто собиратель
«Всегда нужно уважать труд художника. Их произведения необходимо любить, приумножать и бережно хранить». Это кредо последних 20 лет жизни Каламадина Курбанова (на снимке) – коллекционера картин художников-живописцев.
Он начал собирать картины в зрелом возрасте, пройдя извилистыми дорогами судьбы. Закончив курсы художественной фотографии в Ленинграде, работал в Махачкале под руководством лучших мастеров Дагестана Е. Сорокиной, А. Канадеева. Тогда, более 50 лет назад, зрители фотовыставок в Москве, Свердловске (Екатеринбурге), Куйбышеве (Самаре), Ессентуках, Ленинграде (Санкт-Петербурге) поражались умению Каламадина выстроить композицию, найти эффектный ракурс, поймать луч света так, чтобы объект раскрылся цельно, гармонично, поражая глубиной и простотой одновременно. В его фотографиях не было ничего надуманного, искусственного, незавершенного. Этому он учил и молодых, творчески мыслящих фотографов, пришедших в учебно-производственный комбинат Министерства бытового обслуживания учиться мастерству видения мира через объектив фотокамеры.
Так бы и текла его жизнь с фотоаппаратом наперевес, отражая бытие дагестанцев в горах и на берегу Каспия. Так бы и работал корреспондентом журнала «Советский Дагестан», заведовал выездным бюро Дагфотообъединения, если бы судьба не забросила Каламадина в Объединенные Арабские Эмираты.
В далеком Дубае работа в картинной галерее зародила в нем интерес к живописи. Нет, он не писал картины, а задумывался, как наиболее выигрышно подать их для зрителя, оформить полотна так, чтобы дополнить изображаемое художником гармоничным обрамлением, придать ему завершенность. По возвращении в Махачкалу Каламадин открыл свою багетную мастерскую и галерею «Вернисаж». Здесь же он реализовывал картины молодых художников, а некоторые из понравившихся полотен оставлял себе. В 2008 году представил зрителю коллекцию приобретенных полотен дагестанских художников-живописцев разных возрастов.
В год своего 70-летия в выставочном зале Исторического парка «Россия – моя история» Каламадин Курбанов в канун нового 2020 года представил свою коллекцию из 160 живописных полотен дагестанских художников.
Это не случайное собрание работ, выполненных зрелыми мастерами кисти и молодыми художниками. Выставленная коллекция продумана своей цельностью и зримо показывает, как велика наша республика талантами, умеющими убедить зрителя в стремлении народов Дагестана к миру, красоте, любви к окружающей среде, сформировавшей трепетное чувство к отчему краю, взрастившему достойных сынов, чьи портреты украшают коллекцию, собранную Каламадином Курбановым.
Живопись, графика 55 дагестанских художников представлены работами определенного стиля, индивидуального почерка. Нежна, лирична «Осень» на полотне Х.Алишевой, согрета любовью к родным местам картина «Старый мост» Д. Джумалиева. Здесь целая живописная серия этого автора – около двух десятков его холстов от небольших до внушительных (125х180 см) размеров, разнообразных по тематике: пейзажи, жанровые сценки. Четко выписанное полотно «Гияр в огне Надир-шаха» не позволяет молодому поколению дагестанцев забывать свою историю.
На вопрос: «Какой автор в коллекции ближе вам?» — Каламадин не задумываясь отвечает: «Джумалиев. Посмотрите его картины и поймете – почему».
Здесь самобытный Апанди, академичный Э.Акуваев, такой разнохарактерный Д.Велибеков, И.Исмаилов с натюрмортами и пейзажами. Портреты, сельские будни, батальные сцены, жанровые зарисовки… Такое разнообразие тем, техник, приемов, стилей. Акварель, темпера, масло, акрил, тушь, тонирование.
Особую ноту в коллекцию вносят картины недагестанских художников: В. Боровков с причалами в Мурманске, Новороссийске; А.Дудин со сказочными сценками; А. Саанян с натюрмортом с южными фруктами. Их почерк несколько отличен от дагестанцев, но тем они и интересны.
Вернисаж познакомил с большим числом корифеев кисти и молодых, пишущих, пробующих себя в реализме и новейших труднохарактеризуемых направлениях живописи, но все они с доброй энергетикой, специфической неповторимостью, гармонией тонов, смешением обычаев, традиций. Они раскрывают интересные, порой загадочные взаимоотношения реальности и изобразительного искусства Дагестана.
Как замечает искусствовед Мариян Магомедова-Чалабова, в республике еще нет сложившихся коллекционерских традиций, поэтому коллекция Каламадина Курбанова привлекает внимание художников, любителей живописи, расширяя знания тех и других об искусстве современного Дагестана.