Купить PDF-версию
X
09:17 15.11.2024

Комедия с ноткой грусти

Проникновенные речи, яркость передаваемых образов, артистизм и, самое ценное, глубокий внутренний смысл высказываний увидели зрители Ногайского театра: премьера долгожданного спектакля «Катпастынъ тойы» («Свадьба Кайтпаса»), поставленного в Терекли-Мектебе режиссёром, народным артистом Дагестана, лауреатом госпремии РД Байсолтаном Джумакаевым, прошла с аншлагом. Она дала старт 23-му театральному сезону.

Готовы вместе с героями пройти путь сомнений и откровений, грусти и смеха, любви и обмана? Ногайский театр приглашает зрителей отметить свадьбу и… в торжественной обстановке разоблачить главного героя, вывести его на чистую воду.

Сюжет произведения о похождениях незадачливого жениха знаком некоторым читателям ещё со школьной скамьи, а кто-то открывает имя дагестанского драматурга Амира Курбанова для себя только сейчас.

Джумакаев предлагает посмотреть на историю современным взглядом. Впрочем, проблематика пьес одного из основоположников дагестанской драматургии актуальна во все времена.

В первоисточнике «Свадьба Кайтпаса», написанном в 1955 году, изображена жизнь сельских людей, она посвящена воспроизведению верных и неверных взглядов на проблему семьи и брака. Режиссер перевел события на плоскость 1990–2000-х годов, когда только-только начали появляться телефоны и люди искали места, где ловит интернет.

По замыслу писателя, все герои пьесы делятся на две группы. Честным труженикам села, молодым людям Даниялу, Разият, Мадине, Мусе, старику Нанык противопоставлен бездельник и хвастун Кайтпас. Последний за 7 лет до событий, воспроизведенных в пьесе, бежал из колхоза в поисках легкой жизни.

– Кайтпас – один из интересных персонажей, внешне респектабельный, одетый в костюм с галстуком, похожий на руководителя предприятия, – рассказывает про главного героя его исполнитель, артист Ногайского театра Темирхан Култаев. – Но это лишь благородный образ окончательно разложившегося пустопорожнего пижона, деградировавшего в условиях бесконтрольной городской жизни. У Кайтпаса нет определенного места работы, комичны ситуации, в которых он обманывает людей и убегает от своих жен…

Вжиться в роль ловеласа и обманщика Култаеву не составило труда – на счету у молодого актёра комедийного жанра более пятидесяти ролей.

– Мы с коллегами выполняем задачи, поставленные режиссером. И неважно, играешь ли ты главную роль или роль артиста второго плана. Если каждый не выкладывается в меру своего таланта, спектакль разбивается и никакого восприятия происходящего здесь и сейчас не остаётся. Театр – призвание, поэтому мы живём сценой, у нас нет права не только на второй дубль, как в кино, но и на фальшь – зрители этого не прощают и не забывают, – делится артист.

В центре пьесы – образ разлагающейся молодежи середины 50-х годов прошлого года, пришедшей к жизни в условиях хрущевской оттепели.

Главный герой успел частично позабыть своих родственников. Не владеет свободно он и родным языком – речь насыщенна неуместно употребляемыми русскими словами.

Кайтпас надеется, что его дальняя родственница Оьтебийке выдаст за него свою единственную дочь Разият. Аферист хочет усыпить бдительность этой наивной женщины неизменным обращением к ней со словом «мамаша». Та в свою очередь всеми силами пытается ухватиться за возможность уехать из села, напоминающего ей болото. Несостоявшаяся теща мечтает приютиться в маленьком уголочке трехкомнатной квартиры своего любимого зятя. Можно понять её – всю жизнь провела в селе, в котором нет даже дороги, хочет лучшей доли для единственной дочери. Но на беду Оьте­бийке и Кайтпаса в село приезжает его четвертая жена Кани вместе с ребенком.

Кульминационным моментом является разоблачение главного героя. В финале пьесы он собирается жениться на Разият, а вместо неё под белым одеянием бывшая гражданская жена: когда завершилась церемония регистрации брака, были подписаны документы, подтверждающие его законность, перед женихом предстаёт Кани. В ту минуту рухнула надежда жениться на молодой красавице, а сам мужчина падает в обморок. Придя в себя, обманщик пытается сбежать от действительности, но…

Никчемность жизни таких людей, как Кайтпас, здесь настолько очевидна, что, оказавшись у разбитого корыта, он вынужден идти на компромисс с реальной действительностью.

С хрущевских времен изменилось многое, в частности мировоззрение людей, потому оставлять в неизменном виде авторскую идею режиссёр-постановщик не мог. Для современной постановки идея автора, по его мнению, немного легковесная. Но основная мысль сквозной линией проходит через весь спектакль. Приезжий прохиндей, насмотревшись на городскую жизнь, учит «сельских неучей» уму-разуму. Кто-то поддерживает Кайтпаса, кому-то его идеи не по душе.

Жители села, в котором разворачиваются события, живут, как говорится, на чемоданах.

– С перестройками пропадают наши маленькие аулы, очаги жизни, – сетует режиссёр. – Вместе с заброшенными сёлами с лица земли исчезают не просто стены домов, умирают очаги культуры. Переезжая в мегаполисы, люди порой насовсем обрывают связь с корнями. А как же пресловутые самоидентичность и самобытность народов республики, язык в конце концов?! Стираются потихоньку нравы, традиции и обычаи, уважение к старшим. Тема безработицы, затрагиваемая в пьесе, она не только о поиске работы в других регионах страны и за её пределами. Уезжая из родных пенатов, люди возвращаются с другим менталитетом…

В комедии важную роль играет Нанык, брат Оьтебийке. Мужчина интеллигентный, говорящий стихами, увлекающийся поэзией Омара Хайяма, Михаила Лермонтова, Кадрии Темирбулатовой. А пьет он от безысходности, обиды, спиртным утоляет тоску по опустевшему селу. Из своего окна ценитель высокой поэзии цитирует строки из стихотворения Лермонтова «Бородино»:

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя.
Богатыри – не вы!

Философ, которого мастерски сыграл Фазиль Оразбаев, глубоко переживает, что их села даже на карте нет. К сожалению, в Дагестане всё больше становится подобных сёл.

В сердце народа, слушающего его выступление, откликаются слова. Все понимают, что расформировывают село и объединяют с соседним из-за того, что люди уезжают…

Особого внимания, по словам Байсолтана Атагишиевича, заслуживает эпизод заполнения анкеты Кайтпасом. Секретарь сельсовета задает жениху вопросы: где родился, в каком году и прочие, и как бы невзначай спрашивает: зачем родился? Этот вопрос имеет глубокий смысл, поскольку основная идея пьесы связана с проблемой человека, его служением людям, народу.

– Не рекомендовал бы воспринимать «Свадьбу Кайтпаса» как голую комедию. В этом на первый взгляд искрометном и весёлом зрелище есть нотка грусти. И грусть эта по ушедшим морально-нравственным устоям, – подчеркнул Джумакаев и добавил. – Если из 100 человек, увидевших спектакль, пятеро глубоко поразмыслят над проблемами, которые мы затрагиваем, можно считать постановку состоявшейся.

«Свадьба Кайтпаса» рассчитана на зрителей старше 14 лет. Билеты – а их, к слову, можно приобрести и по Пушкинской карте – на предстоящий спектакль практически забронированы. Ногайский театр покажет его и во время гастролей.

Похожие

Кричать шёпотом

175
Не иметь возможности выразить эмоции, смеяться во весь голос, говорить громко, а уж тем более...

Когда в тишине кричит душа

29
Ногайский театр порадовал на днях своего зрителя премьерой – спектаклем «Лавина» в духе...

В гости к драматургу

19
Дагестанские театральные коллективы давно известны и любимы за пределами республики. Где...

В стихах и песнях воспевая степь

76
День ногайской культуры прошел в Театре поэзии в рамках...

Награда за преданность театру

39
В г. Актау в музыкально-драматическом театре имени Н. Жантурина прошел I Международный...

Статьи из «Театры»

Вся гамма человеческих чувств

39
В Лезгинском театре очередная премьера – здесь с аншлагом прошла музыкальная комедия «Муж...

Сказка ожила на сцене

11
Сказочные истории могут познакомить детей с разнообразием традиций, развить их воображение...

Спектакль о самом главном

15
Когда дети растут без отца, без его любви, заботы и поддержки, им приходится идти по жизни,...

Восемь вечеров на Русской сцене

149
До официального открытия сезона в Русском драматическом...

Правда жизни через игру

19
Можно ли так словами описать человеческую боль, чтобы читающий ощутил ее каждой клеточкой...

Когда искусство вне политики

16
Подлинное искусство всегда найдет путь к человеческим сердцам и заявит о себе. Творчество...

Сезон фестивалей

23
С приходом осени начался новый театральный сезон, который традиционно сопровождается...

Гоголь в волшебном мире кукольного жанра

39
«Мертвые души» Гоголя читали все. Целиком ли,...

Она перевернула театральный мир

25
Зинаида Райх появилась на свет 130 лет назад. Она была...

«Больше, чем театр»

17
Под таким девизом на прошлой неделе в Крыму состоялся шестой образовательный заезд сезона...

Подарили детям сказку

19
В репертуаре Даргинского театра есть интересные постановки не только для взрослых, но и для...