Королева немого кино
Актрису Веру Холодную называли «королевой немого кино». Ее приглашали сниматься в Лондоне и Париже, но она отказывалась. При жизни была звездой, а после смерти стала легендой отечественного кинематографа.
Ушла из жизни очень рано – ей не было и 26 лет. Что интересно, именно Вера Холодная стала прообразом героини фильма Никиты Михалкова «Раба любви».
Ее родители – Екатерина Слепцова и Василий Левченко – были преподавателями. Вера родилась в Полтаве в 1893 году. Когда девочке исполнилось три года, родители переехали в Москву.
В то время одним из любимых развлечений в семье была игра под названием «живые картины». Часть гостей изображала сюжет из литературного произведения, а другие старались определить его название.
Если кто-то из гостей играл плохо, то маленькая Вера кричала:
– Вы безобразно играете. Вас надо наказать. Идите есть сливу!..
Дело в том, что это был самый нелюбимый фрукт девочки. Но сливы любила ее бабушка и была очень огорчена, что внученька пренебрегает ими.
***
Когда Вере исполнилось 10 лет, ее определили в престижную частную гимназию. Большое внимание здесь уделялось воспитанию в ученицах чувства прекрасного, поэтому девочек часто водили в Большой театр. Так Вера полюбила балет. Однако поступить в балетное училище не разрешил отец, так как был приверженцем строгих правил.
В 1910 году на выпускном балу по случаю окончания гимназии Вера влюбилась в известного в то время в Москве юриста и автогонщика Владимира Холодного. Через некоторое время они обвенчались.
Молодожены стали завсегдатаями театрального клуба «Алатр», где собиралась почти вся столичная интеллигенция: художники, писатели, артисты.
***
Певец Александр Вертинский утверждал, что актрисой Вера Холодная стала благодаря ему. В своих воспоминаниях он писал: «Как-то повстречал ее на Кузнецком,
по которому она ежедневно фланировала. Предложил попробовать свои силы в кино. Она сначала отказалась:
– Я, наверное, не смогу. Это ведь сложно. И муж будет против скорее всего.
Я еще раз внимательно оглядел ее и воскликнул:
– Ты очень красива! Тебе надо обязательно сниматься в кино.
– Но муж…
Я перебил ее:
– Если он будет запрещать, то он настоящий варвар.
Мы немедленно поехали на кинофабрику имени Ханжонкова».
***
Известный актер и кинорежиссер Владимир Гардин сказал ей:
– Вы божественно выглядите, на вас будут ходить зрители. Я это знаю. Давайте попробуем сначала показать вас в эпизоде.
Вера молча кивнула.
Присутствовал при этом разговоре и сам руководитель кинофабрики Александр Ханжонков. Он сразу одобрил ее кандидатуру. Так в 1914 году будущая звезда впервые снялась в небольшом эпизоде в картине «Анна Каренина», играла итальянку-кормилицу.
Потом была картина режиссера Евгения Бауэра «Дети века» по рассказу писателя Леонида Андреева. Этот фильм также снимали на кинофабрике имени Ханжонкова. Партнером Веры стал Иван Горский. В 1919 г. этот актер примет участие в самой популярной послереволюционной картине «Обманутая Ева», за что будет подвергнут резкой критике Надеждой Крупской.
Невероятный успех принес Вере Холодной в 1916 году фильм «Миражи».
После просмотра этой картины великий Федор Шаляпин отметит: «Выдающаяся актриса! Такой второй у нас ныне нет. За ней большое будущее».
А вот режиссер Иван Перестиани, имевший немалый опыт в кино, считал, что в актрисе публику привлекает исключительно «пассивная нежность фигуры и невероятно красивые глаза».
***
Несмотря на то, что Перестиани иногда критиковал игру Холодной, это не помешало ему влюбиться в молодую актрису. Во время съемок картины «Ямщик, не гони лошадей» (снимались вместе) он признался ей в любви. Она была немало удивлена его признанием, воскликнула:
– Какая любовь?! Вы старше меня на 20 лет.
Иван попытался объясниться:
– Ваш муж умер, вы свободная женщина. А я очень люблю вас. И желаю жениться.
– Но я вас не люблю.
– Это плохо. Если не полюбите меня, то я вынужден буду застрелиться, – твердо пообещал он Вере.
И после долгих размышлений та дала согласие.
– Поедем к Черному морю, – сказал Иван. – Отдохнем немного. И вы, и я устали от кинематографа.
– Сейчас осень, холодно, – заметила его избранница.
– Да, – кивнул Перестиани. – Но морем можно любоваться и с берега.
***
Однако до Черного моря пара не добралась: когда они ехали в поезде, свершилась Октябрьская революция. Поезд в это время прибыл в Порт-Петровск и надолго застрял на станции. Началась проверка документов.
Перестиани был встревожен. Он постоянно громко спрашивал то ли у себя, то ли у окружающих:
– Что теперь будет? А как же наше кино?
Вера пыталась успокоить его:
– Думаю, кино будет жить всегда. Это ведь высокое искусство…
Но Перестиани нервничал:
– Надо немедленно в Москву возвращаться. Там обо всем и узнаем.
В Порт-Петровске им пришлось прожить целую неделю, а обратно до Москвы добирались целый месяц.
В 1918 году они расстались.
***
У Веры Холодной была прекрасная возможность уехать от Гражданской
войны за пределы страны – ее приглашали сниматься заграничные кинокомпании. Но она наотрез отказалась. В беседе с известным актером Иваном Мозжухиным сказала: «Нам предлагают большие деньги за границей. Значит, нас там ценят. Но теперь расстаться с Россией, измученной и истерзанной, больно и преступно, и я этого не сделаю». А еще она любила повторять: «Долг каждого человека – помогать своей стране».
В начале февраля 1919 года она поехала в Одессу сниматься в фильме «Последнее танго». Ее партнером должен был стать как раз Мозжухин. В ходе съемок в очень холодном павильоне она простудилась и заболела тяжелой формой гриппа. Толпы поклонников собирались у больницы, где актриса лежала в горячке.
Через несколько дней Вера Холодная умерла. Похоронили ее в Одессе.