Купить PDF-версию
06:03 | 05 ноября, Вт
Махачкала
X
09:32 28.06.2024

Крылья его творчества

В его судьбе все сложилось по наитию, соединив два противоположных увлечения в одно целое. И он, уверенный, что иначе не ощущал бы себя по-настоящему счастливым человеком, ни разу не пожалел о том, что орнитология, наука о птицах, так органично вошла в его жизнь вместе с художественным творчеством.

С чего начиналось…

Рассказывая о себе, Билал Эмирханов вспоминает, как в детстве любовался небом в горах, красивыми гордыми птицами, парящими в небесной синеве.

– Ты ощущаешь себя органичной частью природы, открывающей перед тобой невиданные красоты, рождая в душе необыкновенное чувство свободы, – рассказывает Билал.

Самый старший в семье, он рано приобщился к творчеству. Не выпуская из рук карандаш, стремился выразить на бумаге себя, свое отношение к окружающему миру. Замечает, что это наследственное: брат матери Азизхан Эскеров, необыкновенно талантливый художник, рано ушедший из жизни, оставил работы, влекущие пронзительной любовью к Родине, к местам, где родился.

Он точно знал, что станет художником. Крепла уверенность и в том, что его трепетное отношение к природе пернатых должно стать частью творчества. Мог часами любоваться гордыми птицами, во многом напоминающими людей в борьбе за жизнь, что превращало их в сильных, мудрых, крепких воинов.

– Увлечение птицами и постоянная потребность ходить по горам привносит в мою жизнь и жизнь моих друзей-единомышленников немало прекрасного, удивительного. Часто после таких походов меня охватывает необыкновенный творческий подъем, и я сажусь за зарисовки, наброски, создавая эскизы к новым работам акварелью и маслом, – говорит собеседник.­

Билал отдаёт предпочтение красоте животного мира, и не только птиц, но благородных лошадей, породе кошачьих в момент психологического напряжения. Его влечет тот необыкновенный разум, в котором люди зачастую отказывают им, недо­оценивая свойственные им не инстинкты, но чувства, очеловечивающие братьев наших меньших.

Билал признается, что учеба в Дагестанском художественном училище на оформительском отделении многое дала ему не только с точки зрения техники, но и пространственного мышления. Он осваивал акварельную иллюстративную графику, традиционное масло, находя ту особую цветовую палитру, что превращает каждую композицию в авторскую работу, привлекающую внимание особой изысканной манерой.

Художник интересен тем, что берется и за исторические сюжеты – о Кавказской войне, фигуре Шамиля, ставшего предводителем горцев, талантливом воеводе, мудром, мужественном, оставшимся в памяти потомков как личность, обладавшая необыкновенными качествами.

Просто о сложном

Билал Эмирханов занимается и преподавательской деятельностью. Начинал он с Дагестанского института прикладного искусства и дизайна. Ныне охотно приобщает к живописи студентов гуманитарно-педагогического колледжа, обучая живописи и рисунку. Считает, что большое начинается с малого, с размышлений о своем месте в искусстве, жанровых пристрастиях будущих художников. И старается не связывать своих учеников канонами, а учит осмысливать творчество с точки зрения психологии нового века, обращаясь к кавказской этике, традиционному воспитанию воина и земледельца, зодчего и мастера, создающих прекрасные рукотворные изделия. Женщина гор же – хранительница семейного очага, олицетворение доброты и нежности, мудрости и твердости характера.

Он вспоминает, как его, шестилетнего мальчика, мама впервые привезла в родное село к бабушке с дедушкой.

– Я тогда просто влюбился в сельский уклад. Без села и гор не мыслил себя. И рвался сюда каждые каникулы. Мне это было необходимо как воздух. Я и сегодня не могу обходиться без гор, далекого и близкого мне мира, – делится он. Может быть, поэтому Билал не ставит перед собой цель усложнять сюжеты многослойностью, недосказанностью. Скорее, наоборот. Он стремится отражать жизнь в ее простоте, вдыхая ни с чем несравнимый аромат «ручного» хлеба, который ахтынские хозяйки пекли в специальных печках.

Вспоминает времена, когда вместе со своей родней ходил с отарами овец, если выпадала очередь пасти скот, таскал на себе родниковую воду, учился заправски косить траву, нести скирды сена в дом. Наслаждался образом этой жизни, жителями гор, хранителями древних устоев, традиций, обычаев, той первозданностью, что настраивает на философский лад. Все эти воспоминания сложились в необыкновенные представления о людях, о крестьянском быте и нашли отражение в его работах.

Словно живой, выхваченный из жизни образ горца верхом на лошади, каждый мускул которой, выписанный автором с особым старанием, наполнен динамикой. Она единое целое с всадником, уверенно сидящим в седле. А вот наездник спешился, чтобы отдохнуть перед охотой. Жанровая сценка наполнена живой энергетикой, свидетельствующей о мастерстве автора, последовательном соблюдении им законов жанра. Также хорош охотник, экипированный в традициях своего времени, одетый в национальную одежду, он запечатлен с охотничьим ружьем в руках. Напряженный, с ярко выраженной мускулатурой конь – в ожидании команды хозяина, на которого поглядывает с теплотой и преданностью.

Коллекция пернатых

В арсенале художника целая коллекция птиц-хищников. Ястреб-тетеревятник (акварель, белая гуашь) поражает не только искусностью автора, но и цветовой гаммой, яркой, неповторимой. А сокол-чеглок в амуниции (черная паста, цветной карандаш) вызывает интерес импровизированным шлемом, позволяющим ему находиться в покое. Он красив в полете – стремительный, острокрылый, изящный. Поселившись вблизи других пернатых, досаждает своим соседям беспрерывными атаками, привлекая глаз необыкновенной энергетикой, бойцовскими качествами. А вот сокол-сапсан (работа маслом на холсте) сбивает стрепета. Краснокнижная птица, грозное оружие которой сильные и длинные лапы с острыми когтями, на огромной скорости достигающая цели.

Художник не просто изображает птиц-хищников, но знает, как надо с ними обращаться, как помочь, если вдруг птица оказалась раненой. И делится впечатлениями, рассказывая о ее повадках, характере, уверяя, что у птиц он практически такой же, как и у людей. Билал с удовольствием обращается к образам животного и человека, неотделимых для него в изображении, акцентируя внимание на необыкновенной пластике, говорящих глазах птиц и зверей, раз доверившись людям, воспринимающим их как своих «сородичей».

Соколиная охота влечет художника необыкновенной силовой сноровкой, тактикой воина, настигающего жертву. Билал вспоминает, что он, увлекшись орнитологией и соколиной охотой, стал наклеивать в альбомы необходимый материал. Штудировал статьи специалистов, описывающих методики обучения хищных птиц. В последующем увлекся видеоматериалами.

Разнообразная тематика произведений художника привлекает взор различными техниками. Тот же учебный натюрморт в маленьком размере (акварель) столь лаконичен, но выразителен своим минимализмом, цветовым решением. Графические упражнения автора (акварель, черная паста) достигают достоверности решением, углубленной метафизикой чувств, желанием в простом изобразить сложное.

Билалу Эмирханову, может быть, недостает уверенности в своих амбициях. И он предпочитает оставаться в тени, не желая навязывать свое мировоззрение. Но при этом он дает своему зрителю возможность получить удовольствие от его не всегда популярной сюжетной тематики, привлекая к своим работам трогательной любовью к людям и животным, желанием творить о них, не разделяя, а объединяя всех созданных Всевышним.

Художник наполняет душу животворным импульсом, отображая свой отдельный мир, в котором ему комфортно. И этим хорош, передавая по кругу свое настроение. А что же выставки? Самобытный мастер замечает, что для него важен не выставочный антураж, а желание быть понятым.

Тэги:
художник,

Похожие

Одушевлённые сердцем

164
В мистической реальности персонажи мастера хоть и существуют в параллельном пространстве,...

Семейные ценности через искусство

67
Справедливо замечено, что именно в детстве...

…Без тебя бедна я

255
Ее Дагестан особенный, не похожий ни на чей другой. Это вселенная, это гора-образ, где многое...

Возрождённый мир

64
Замысловатые линии, образуя канву сюжетных образов, словно послание из прошлого,...

Законы живописи

29
Художник при должности – это не художник: слишком много административной работы, считает...

Он мечтал увидеть мир…

83
Очарованный землей, ее звуками и красками, еще мальчишкой выцарапывал на камнях-валунах то,...

Энергия родных гор

271
Художественный мир разнообразен. Он отражает природу мироощущения, познания сути...

Парадоксы Исмаилова

37
Соприкасаясь с художественным миром, осознаёшь, что работы мастера только тогда понятны и...

Вдохновение Дагестаном

65
День единения народов России и Беларуси мы отмечаем 2 апреля. Но если вы сейчас ждете, что я...

Статьи из «Культура»

Магия ложек

8
Ударить одну ложку о другую – дело нехитрое. А вот держать по две в каждой руке, да еще...

Бронза требует…

176
Засилье социальных сетей с их безграничной и не всегда полезной информацией сделало нас...

Акция памяти

11
В Санкт-Петербурге и других регионах нашей страны прошла XIV Всероссийская акция памяти...

История одной картины

17
Выдающийся дагестанский художник Халил-бек Мусаясул (Мусаев) (на снимке) написал много...

Перси Шелли и Дербент

9
Английский поэт Перси Биши Шелли (на снимке) является вторым по популярности стихотворцем...

Ревизия

8
Первое утро заслуженного отпуска Ивана Николаевича, одного из ведущих сотрудников...