Крылья его творчества
В его судьбе все сложилось по наитию, соединив два противоположных увлечения в одно целое. И он, уверенный, что иначе не ощущал бы себя по-настоящему счастливым человеком, ни разу не пожалел о том, что орнитология, наука о птицах, так органично вошла в его жизнь вместе с художественным творчеством.
С чего начиналось…
Рассказывая о себе, Билал Эмирханов вспоминает, как в детстве любовался небом в горах, красивыми гордыми птицами, парящими в небесной синеве.
– Ты ощущаешь себя органичной частью природы, открывающей перед тобой невиданные красоты, рождая в душе необыкновенное чувство свободы, – рассказывает Билал.
Самый старший в семье, он рано приобщился к творчеству. Не выпуская из рук карандаш, стремился выразить на бумаге себя, свое отношение к окружающему миру. Замечает, что это наследственное: брат матери Азизхан Эскеров, необыкновенно талантливый художник, рано ушедший из жизни, оставил работы, влекущие пронзительной любовью к Родине, к местам, где родился.
Он точно знал, что станет художником. Крепла уверенность и в том, что его трепетное отношение к природе пернатых должно стать частью творчества. Мог часами любоваться гордыми птицами, во многом напоминающими людей в борьбе за жизнь, что превращало их в сильных, мудрых, крепких воинов.
– Увлечение птицами и постоянная потребность ходить по горам привносит в мою жизнь и жизнь моих друзей-единомышленников немало прекрасного, удивительного. Часто после таких походов меня охватывает необыкновенный творческий подъем, и я сажусь за зарисовки, наброски, создавая эскизы к новым работам акварелью и маслом, – говорит собеседник.
Билал отдаёт предпочтение красоте животного мира, и не только птиц, но благородных лошадей, породе кошачьих в момент психологического напряжения. Его влечет тот необыкновенный разум, в котором люди зачастую отказывают им, недооценивая свойственные им не инстинкты, но чувства, очеловечивающие братьев наших меньших.
Билал признается, что учеба в Дагестанском художественном училище на оформительском отделении многое дала ему не только с точки зрения техники, но и пространственного мышления. Он осваивал акварельную иллюстративную графику, традиционное масло, находя ту особую цветовую палитру, что превращает каждую композицию в авторскую работу, привлекающую внимание особой изысканной манерой.
Художник интересен тем, что берется и за исторические сюжеты – о Кавказской войне, фигуре Шамиля, ставшего предводителем горцев, талантливом воеводе, мудром, мужественном, оставшимся в памяти потомков как личность, обладавшая необыкновенными качествами.
Просто о сложном
Билал Эмирханов занимается и преподавательской деятельностью. Начинал он с Дагестанского института прикладного искусства и дизайна. Ныне охотно приобщает к живописи студентов гуманитарно-педагогического колледжа, обучая живописи и рисунку. Считает, что большое начинается с малого, с размышлений о своем месте в искусстве, жанровых пристрастиях будущих художников. И старается не связывать своих учеников канонами, а учит осмысливать творчество с точки зрения психологии нового века, обращаясь к кавказской этике, традиционному воспитанию воина и земледельца, зодчего и мастера, создающих прекрасные рукотворные изделия. Женщина гор же – хранительница семейного очага, олицетворение доброты и нежности, мудрости и твердости характера.
Он вспоминает, как его, шестилетнего мальчика, мама впервые привезла в родное село к бабушке с дедушкой.
– Я тогда просто влюбился в сельский уклад. Без села и гор не мыслил себя. И рвался сюда каждые каникулы. Мне это было необходимо как воздух. Я и сегодня не могу обходиться без гор, далекого и близкого мне мира, – делится он. Может быть, поэтому Билал не ставит перед собой цель усложнять сюжеты многослойностью, недосказанностью. Скорее, наоборот. Он стремится отражать жизнь в ее простоте, вдыхая ни с чем несравнимый аромат «ручного» хлеба, который ахтынские хозяйки пекли в специальных печках.
Вспоминает времена, когда вместе со своей родней ходил с отарами овец, если выпадала очередь пасти скот, таскал на себе родниковую воду, учился заправски косить траву, нести скирды сена в дом. Наслаждался образом этой жизни, жителями гор, хранителями древних устоев, традиций, обычаев, той первозданностью, что настраивает на философский лад. Все эти воспоминания сложились в необыкновенные представления о людях, о крестьянском быте и нашли отражение в его работах.
Словно живой, выхваченный из жизни образ горца верхом на лошади, каждый мускул которой, выписанный автором с особым старанием, наполнен динамикой. Она единое целое с всадником, уверенно сидящим в седле. А вот наездник спешился, чтобы отдохнуть перед охотой. Жанровая сценка наполнена живой энергетикой, свидетельствующей о мастерстве автора, последовательном соблюдении им законов жанра. Также хорош охотник, экипированный в традициях своего времени, одетый в национальную одежду, он запечатлен с охотничьим ружьем в руках. Напряженный, с ярко выраженной мускулатурой конь – в ожидании команды хозяина, на которого поглядывает с теплотой и преданностью.
Коллекция пернатых
В арсенале художника целая коллекция птиц-хищников. Ястреб-тетеревятник (акварель, белая гуашь) поражает не только искусностью автора, но и цветовой гаммой, яркой, неповторимой. А сокол-чеглок в амуниции (черная паста, цветной карандаш) вызывает интерес импровизированным шлемом, позволяющим ему находиться в покое. Он красив в полете – стремительный, острокрылый, изящный. Поселившись вблизи других пернатых, досаждает своим соседям беспрерывными атаками, привлекая глаз необыкновенной энергетикой, бойцовскими качествами. А вот сокол-сапсан (работа маслом на холсте) сбивает стрепета. Краснокнижная птица, грозное оружие которой сильные и длинные лапы с острыми когтями, на огромной скорости достигающая цели.
Художник не просто изображает птиц-хищников, но знает, как надо с ними обращаться, как помочь, если вдруг птица оказалась раненой. И делится впечатлениями, рассказывая о ее повадках, характере, уверяя, что у птиц он практически такой же, как и у людей. Билал с удовольствием обращается к образам животного и человека, неотделимых для него в изображении, акцентируя внимание на необыкновенной пластике, говорящих глазах птиц и зверей, раз доверившись людям, воспринимающим их как своих «сородичей».
Соколиная охота влечет художника необыкновенной силовой сноровкой, тактикой воина, настигающего жертву. Билал вспоминает, что он, увлекшись орнитологией и соколиной охотой, стал наклеивать в альбомы необходимый материал. Штудировал статьи специалистов, описывающих методики обучения хищных птиц. В последующем увлекся видеоматериалами.
Разнообразная тематика произведений художника привлекает взор различными техниками. Тот же учебный натюрморт в маленьком размере (акварель) столь лаконичен, но выразителен своим минимализмом, цветовым решением. Графические упражнения автора (акварель, черная паста) достигают достоверности решением, углубленной метафизикой чувств, желанием в простом изобразить сложное.
Билалу Эмирханову, может быть, недостает уверенности в своих амбициях. И он предпочитает оставаться в тени, не желая навязывать свое мировоззрение. Но при этом он дает своему зрителю возможность получить удовольствие от его не всегда популярной сюжетной тематики, привлекая к своим работам трогательной любовью к людям и животным, желанием творить о них, не разделяя, а объединяя всех созданных Всевышним.
Художник наполняет душу животворным импульсом, отображая свой отдельный мир, в котором ему комфортно. И этим хорош, передавая по кругу свое настроение. А что же выставки? Самобытный мастер замечает, что для него важен не выставочный антураж, а желание быть понятым.