X
09:32 28.06.2024

Крылья его творчества

В его судьбе все сложилось по наитию, соединив два противоположных увлечения в одно целое. И он, уверенный, что иначе не ощущал бы себя по-настоящему счастливым человеком, ни разу не пожалел о том, что орнитология, наука о птицах, так органично вошла в его жизнь вместе с художественным творчеством.

С чего начиналось…

Рассказывая о себе, Билал Эмирханов вспоминает, как в детстве любовался небом в горах, красивыми гордыми птицами, парящими в небесной синеве.

– Ты ощущаешь себя органичной частью природы, открывающей перед тобой невиданные красоты, рождая в душе необыкновенное чувство свободы, – рассказывает Билал.

Самый старший в семье, он рано приобщился к творчеству. Не выпуская из рук карандаш, стремился выразить на бумаге себя, свое отношение к окружающему миру. Замечает, что это наследственное: брат матери Азизхан Эскеров, необыкновенно талантливый художник, рано ушедший из жизни, оставил работы, влекущие пронзительной любовью к Родине, к местам, где родился.

Он точно знал, что станет художником. Крепла уверенность и в том, что его трепетное отношение к природе пернатых должно стать частью творчества. Мог часами любоваться гордыми птицами, во многом напоминающими людей в борьбе за жизнь, что превращало их в сильных, мудрых, крепких воинов.

– Увлечение птицами и постоянная потребность ходить по горам привносит в мою жизнь и жизнь моих друзей-единомышленников немало прекрасного, удивительного. Часто после таких походов меня охватывает необыкновенный творческий подъем, и я сажусь за зарисовки, наброски, создавая эскизы к новым работам акварелью и маслом, – говорит собеседник.­

Билал отдаёт предпочтение красоте животного мира, и не только птиц, но благородных лошадей, породе кошачьих в момент психологического напряжения. Его влечет тот необыкновенный разум, в котором люди зачастую отказывают им, недо­оценивая свойственные им не инстинкты, но чувства, очеловечивающие братьев наших меньших.

Билал признается, что учеба в Дагестанском художественном училище на оформительском отделении многое дала ему не только с точки зрения техники, но и пространственного мышления. Он осваивал акварельную иллюстративную графику, традиционное масло, находя ту особую цветовую палитру, что превращает каждую композицию в авторскую работу, привлекающую внимание особой изысканной манерой.

Художник интересен тем, что берется и за исторические сюжеты – о Кавказской войне, фигуре Шамиля, ставшего предводителем горцев, талантливом воеводе, мудром, мужественном, оставшимся в памяти потомков как личность, обладавшая необыкновенными качествами.

Просто о сложном

Билал Эмирханов занимается и преподавательской деятельностью. Начинал он с Дагестанского института прикладного искусства и дизайна. Ныне охотно приобщает к живописи студентов гуманитарно-педагогического колледжа, обучая живописи и рисунку. Считает, что большое начинается с малого, с размышлений о своем месте в искусстве, жанровых пристрастиях будущих художников. И старается не связывать своих учеников канонами, а учит осмысливать творчество с точки зрения психологии нового века, обращаясь к кавказской этике, традиционному воспитанию воина и земледельца, зодчего и мастера, создающих прекрасные рукотворные изделия. Женщина гор же – хранительница семейного очага, олицетворение доброты и нежности, мудрости и твердости характера.

Он вспоминает, как его, шестилетнего мальчика, мама впервые привезла в родное село к бабушке с дедушкой.

– Я тогда просто влюбился в сельский уклад. Без села и гор не мыслил себя. И рвался сюда каждые каникулы. Мне это было необходимо как воздух. Я и сегодня не могу обходиться без гор, далекого и близкого мне мира, – делится он. Может быть, поэтому Билал не ставит перед собой цель усложнять сюжеты многослойностью, недосказанностью. Скорее, наоборот. Он стремится отражать жизнь в ее простоте, вдыхая ни с чем несравнимый аромат «ручного» хлеба, который ахтынские хозяйки пекли в специальных печках.

Вспоминает времена, когда вместе со своей родней ходил с отарами овец, если выпадала очередь пасти скот, таскал на себе родниковую воду, учился заправски косить траву, нести скирды сена в дом. Наслаждался образом этой жизни, жителями гор, хранителями древних устоев, традиций, обычаев, той первозданностью, что настраивает на философский лад. Все эти воспоминания сложились в необыкновенные представления о людях, о крестьянском быте и нашли отражение в его работах.

Словно живой, выхваченный из жизни образ горца верхом на лошади, каждый мускул которой, выписанный автором с особым старанием, наполнен динамикой. Она единое целое с всадником, уверенно сидящим в седле. А вот наездник спешился, чтобы отдохнуть перед охотой. Жанровая сценка наполнена живой энергетикой, свидетельствующей о мастерстве автора, последовательном соблюдении им законов жанра. Также хорош охотник, экипированный в традициях своего времени, одетый в национальную одежду, он запечатлен с охотничьим ружьем в руках. Напряженный, с ярко выраженной мускулатурой конь – в ожидании команды хозяина, на которого поглядывает с теплотой и преданностью.

Коллекция пернатых

В арсенале художника целая коллекция птиц-хищников. Ястреб-тетеревятник (акварель, белая гуашь) поражает не только искусностью автора, но и цветовой гаммой, яркой, неповторимой. А сокол-чеглок в амуниции (черная паста, цветной карандаш) вызывает интерес импровизированным шлемом, позволяющим ему находиться в покое. Он красив в полете – стремительный, острокрылый, изящный. Поселившись вблизи других пернатых, досаждает своим соседям беспрерывными атаками, привлекая глаз необыкновенной энергетикой, бойцовскими качествами. А вот сокол-сапсан (работа маслом на холсте) сбивает стрепета. Краснокнижная птица, грозное оружие которой сильные и длинные лапы с острыми когтями, на огромной скорости достигающая цели.

Художник не просто изображает птиц-хищников, но знает, как надо с ними обращаться, как помочь, если вдруг птица оказалась раненой. И делится впечатлениями, рассказывая о ее повадках, характере, уверяя, что у птиц он практически такой же, как и у людей. Билал с удовольствием обращается к образам животного и человека, неотделимых для него в изображении, акцентируя внимание на необыкновенной пластике, говорящих глазах птиц и зверей, раз доверившись людям, воспринимающим их как своих «сородичей».

Соколиная охота влечет художника необыкновенной силовой сноровкой, тактикой воина, настигающего жертву. Билал вспоминает, что он, увлекшись орнитологией и соколиной охотой, стал наклеивать в альбомы необходимый материал. Штудировал статьи специалистов, описывающих методики обучения хищных птиц. В последующем увлекся видеоматериалами.

Разнообразная тематика произведений художника привлекает взор различными техниками. Тот же учебный натюрморт в маленьком размере (акварель) столь лаконичен, но выразителен своим минимализмом, цветовым решением. Графические упражнения автора (акварель, черная паста) достигают достоверности решением, углубленной метафизикой чувств, желанием в простом изобразить сложное.

Билалу Эмирханову, может быть, недостает уверенности в своих амбициях. И он предпочитает оставаться в тени, не желая навязывать свое мировоззрение. Но при этом он дает своему зрителю возможность получить удовольствие от его не всегда популярной сюжетной тематики, привлекая к своим работам трогательной любовью к людям и животным, желанием творить о них, не разделяя, а объединяя всех созданных Всевышним.

Художник наполняет душу животворным импульсом, отображая свой отдельный мир, в котором ему комфортно. И этим хорош, передавая по кругу свое настроение. А что же выставки? Самобытный мастер замечает, что для него важен не выставочный антураж, а желание быть понятым.

Тэги:
художник,

Похожие

В ожидании снега

40
Новогодние праздники всё ближе, зима уже вступила в свои права. Самое время обратиться к...

Послевкусие эпох

33
Школу дагестанского изобразительного искусства можно считать одной из сильнейших на...

Исследователь души и вдохновитель сердец

413
Героями картин известного дагестанского...

Одушевлённые сердцем

190
В мистической реальности персонажи мастера хоть и существуют в параллельном пространстве,...

Семейные ценности через искусство

111
Справедливо замечено, что именно в детстве...

…Без тебя бедна я

284
Ее Дагестан особенный, не похожий ни на чей другой. Это вселенная, это гора-образ, где многое...

Возрождённый мир

68
Замысловатые линии, образуя канву сюжетных образов, словно послание из прошлого,...

Законы живописи

37
Художник при должности – это не художник: слишком много административной работы, считает...

Он мечтал увидеть мир…

90
Очарованный землей, ее звуками и красками, еще мальчишкой выцарапывал на камнях-валунах то,...

Статьи из «Культура»

Срез времени

2
На своем телеграм-канале t.me/dagpravdakultura мы ранее сообщали, что в Национальном музее РД им. А....

Сила, покоряющая вершины

190
Традиции народного танца, стихийное проявление чувств, ритмы и самобытные костюмы, которые...

Реалистичность фантазии художника

6
В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С....

Шагане ты моя, Шагане!

63
Долгое время о прототипе знаменитого стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» ничего не было...

Груша у родного дома

6
Московская Ассоциация союзов писателей и издателей выпустила в свет книгу прозы народного писателя Дагестана Шахвеледа Шахмарданова «Под крылом весны». Тираж...

Cыграла саму себя

22
В конце прошлого года талантливую артистку Даргинского театра Зарину Азизову (на снимке)...

Дагестан по буквам

219
Программа Агентства стратегических инициатив «Классная страна» работает уже не первый год....

Горе от любви Александра Грибоедова

21
Одним из самых известных людей своего времени был...

Искусство творить

26
Серебряная вязь, образуя замысловатые узоры, переливаясь, превращая привычный мир в...

История ярких событий

82
В последние дни уходящего года Союз театральных деятелей Дагестана отметил своё 85-летие. За...

С национальным колоритом

18
На один день Дагестанский некоммерческий фонд «Моя страна – моя история» превратился в...