Лекарство от сна
Всем нам знакомо ощущение, когда жизнь становится однообразной, обыденность засасывает как болото. И, кажется, что ничего яркого, увлекательного уже не произойдет, а сами себя мы чувствуем постаревшими. В этот момент все, что нужно человеку – оглядеться вокруг и увидеть, что на самом деле жизнь прекрасна и все не так плохо, как кажется. В минувшие выходные Русский драматический театр им. М. Горького представил дагестанскому зрителю премьеру – музыкальную комедию «Проснись и пой» по пьесе венгерского драматурга Миклоша Дярфаша.
В одном из обыкновенных домов Будапешта живут пара Пишта и Эржи Орбок со взрослым сыном Дьюлой и веселая старушка Антония Кралашовская. Монотонность жизни делает раздражительным Пишту – его задевает даже привычная заботливость любящей жены и легкомысленность сына. Вяло текущую жизнь семьи нарушает молодая энергичная девушка – племянница тети Тони Карола Иштванфи, которая вдохнула в дом молодость, бодрость и радость. Пишта начал сочинять стихи, петь песни, жена его вдруг почувствовала, что она может еще нравиться, увлекать и увлекаться.
Режиссером этой постановки в Русском театре выступила Марина Карпачева. Поколение «отцов» исполнили народные артисты РД Алексей Тимохин, Любовь Данилова, Ирина Давидьянц, а «молодежь» сыграли артисты театра Юлия Майорова, Александр Степанов, Светлана Чиликина.
Этот знаменитый спектакль Московского академического театра сатиры был поставлен Марком Захаровым и Александром Ширвиндтом еще в 1970 году. Спектакль шёл на сцене театра на протяжении многих лет, пользуясь неизменным зрительским успехом, а в 1974 году был записан для телевидения.
«Некоторые родители стараются сделать своих ребят такими же старыми, как они сами, вместо того, чтобы попытаться стать молодыми, как их дети», – так звучит главная мысль спектакля. Проблема отцов, не понимающих своих детей, как и молодого поколения, считающего «предков» безнадежно устаревшими, актуальна и сегодня. И сколько бы поколений ни проходило, едва людей засасывает рутина и скука, как все начинают ворчать и наступают на одни и те же грабли. Рецепт излечения от подобной хандры такой же, как и полвека назад. Состарившийся Пишта должен оглянуться вокруг себя и увидеть, что сын не разбойник, а славный парень, что жена не скучная и глупая женщина, а милая и дорогая подруга, да и сам он, надоедающий всем своими нравоучениями и обидами, вовсе не так уж стар и плох.
Еще спектакль запоминается хорошими песнями на прекрасную музыку Геннадия Гладкова. Да и может ли быть иначе, если вспомнить, что композитор – автор таких известных шлягеров, как «Ничего на свете лучше нету», «Луч солнца золотого», «Расскажи, Снегурочка, где была», «Уно, уно, уно, уно моменто». Музыка Геннадия Гладкова известна многим поколениям. Молодежи, никогда не видевшей спектакль, будет интересно узнать, что известная песня «Проснись и пой», исполненная в фильме «Джентльмены удачи» Ларисой Мондрус, впервые прозвучала в спектакле Театра сатиры.
«Проснись и пой» – не только о том, что отцы и дети не понимают друг друга. Этот спектакль относится к разряду, как модно сейчас говорить, «мотивирующих». Посмотрев его, зритель должен получить не только заряд хорошего настроения, но и выйти из зрительного зала преображенным, «проснувшимся». У него должно возникнуть желание взглянуть на свою жизнь по-новому, так как смотрит на все молодой человек, только приходящий в нее.
Хотя режиссер-постановщик Марина Карпачева признается, что при работе над спектаклем не оглядывалась на знаменитую постановку Театра сатиры, сравнение неизбежно. И оно, конечно, будет не в пользу дагестанского спектакля. Особенно для старшего поколения зрителей, которые помнят и телепостановку, а некоторые и спектакль в самом театре. Но, может быть, здесь подсказку дает сама пьеса: на привычное нужно смотреть молодыми глазами, непредвзято, словно в первый раз, и тогда окажется, что «то, что сейчас невероятно, завтра наверняка произойдёт».