X
10:53 28.02.2025

Литературная республика

Совсем скоро в Москве пройдет внеочередной съезд Союза писателей России. Событие это может стать переломным для общественных писательских объединений. О том, чего ждать творческой организации и ее региональным отделениям и как живётся сегодня литераторам Дагестана, мы говорим с председателем Союза писателей республики Мариной Ахмедовой-Колюбакиной (на снимке).

– Марина Анатольевна, мы встречаемся с вами накануне Всемирного дня писателя (3 марта). В нашей республике этот праздник актуален?

– Дагестан – один из тех регионов России, где традиционно поддерживают литературу. Во многом для нас это значимый праздник благодаря рожденной прошлым веком плеяде великих писателей и поэтов, среди которых такие личности, как Сулейман Стальский, Расул Гамзатов, Фазу Алиева, Ахмедхан Абу-Бакар, Рашид Рашидов, Юсуп Хаппалаев, Нуратдин Юсупов, Аткай Аджаматов, Анвар Аджиев, Муталиб Митаров и многие другие писатели разных национальностей и различных литературных направлений.

Все они были авторами всесоюзного значения и звучания, скажем так, удостаивались крупных литературных премий. Их книги выходили большими тиражами. Тираж детских книг с великолепными иллюстрациями доходил до 100 тысяч. Так сложился настоящий золотой фонд дагестанской литературы, включая детскую, для которого эта когорта классиков стала фундаментом. Поэтому мы стараемся поддерживать у современного читателя интерес к истокам. В журналах «Литературный Дагестан» и «Соколенок» публикуются произведения выдающихся дагестанских писателей. А еще я мечтаю издать антологию их детских произведений.

Нам повезло, что у нас есть такие громкие имена. Мало в каком регионе страны три года подряд официальными указами Главы республики были посвящены литературе. Год Фазу Алиевой, Год Расула Гамзатова, Год Сулеймана Стальского привлекли к себе внимание любителей литературы со всей России! То, что Президент страны Владимир Путин открыл в Кремлевском Дворце съездов торжественный вечер, посвященный 100-летию Расула Гамзатова, вновь подняло дагестанскую литературу на небывалую в наше время высоту. Без серьезной и систематической поддержки республиканской власти этого бы не случилось, и прежде всего Главы Дагестана, нашего Министерства культуры. Недаром в конце прошлого года Союз писателей России присвоил Сергею Меликову почетное звание «Губернатор литературной России», которое есть всего у нескольких глав регионов.

– А сейчас дагестанские авторы пользуются читательским спросом?

– На сайтах Стихи.ру и Проза.ру (я их называю литературной кладовкой) легко отследить, чем сегодня интересуются люди. Дагестанскую литературу читают много, и, как правило, интересны самые разные темы. Сужу по своей странице, потому что творчество многих авторов прошлых лет, к примеру Магомеда Гамидова, Сулеймана Рабаданова, Омаргаджи Шахтаманова, Шамиля Казиева, до сих пор не оцифровано, найти их произведения можно порой только у меня на странице, да и то лишь в том случае, если есть мой перевод на русский язык. Почему-то проблема оцифровки дагестанских авторов, а значит, и популяризации богатейшего их наследия всё еще не решена.

Раньше была система, социально поддерживавшая писателей. Понятно, что творчество индивидуально, но в то же время именно благодаря всесторонней поддержке власти как раз-таки и была мощная талантливая литература

С сожалением говорю: литературу системно уничтожало время переформатирования государства, затянувшееся на десятилетия. И сейчас трудно представить себе меры поддержки, которые смогли бы вернуть всё на прежний уровень. Раньше была система, социально поддерживавшая писателей. Понятно, что творчество индивидуально, но в то же время именно благодаря всесторонней поддержке власти как раз-таки и была мощная талантливая литература. Единое писательское сообщество страны на каком-то этапе развалилось, образовалось много маленьких писательских союзов и союзиков.

– Как это влияет на качество литературы?

– На первый взгляд будто бы прямой связи нет, но она есть, пусть и невидимая. Все эти многочисленные писательские объединения порой превращают свою работу в гонку за количеством членов новоиспеченных союзов. К тому же за деньги можно стать лауреатом какой-либо премии, купить публикации, издать бездарные книги. Стать писателем года по версии какого-нибудь самозванного союза легче легкого. Я философски отношусь к бизнесу на литературе, но важно, кто им занимается. Если делать всё со вкусом, с благими намерениями и искренней любовью к книге, это может быть и благом, но есть опасность расплодить графоманию в промышленных масштабах, да так, что она подомнет под себя всех, отодвигая истинные таланты на второй и третий план.

В нашем Союзе тоже не всё кристально чисто в плане качества писателей. Появилась отдельная каста – писатели-пенсионеры. Редкий случай в мировой литературе, когда талант расцветает не в юности, а в преклонном возрасте. К сожалению, сегодня таких «писателей» пруд пруди. Но главная и самая тревожная наша проблема – это то, что исчезает национальная литература.

Новое поколение литераторов пишет на русском. Мы, конечно, советуем молодым авторам писать на родном языке, если они им владеют. И поддерживаем прежде всего именно их.

Сегодня беда многих русскоязычных молодых литераторов, особенно поэтов, в том, что они, даже если и обладают талантом, не владеют в должной мере языком, а что ещё хуже – не хотят и углубляться в серьёзную работу над словом.

Когда я еще училась в Литературном институте, мы, семинаристы Евгения Долматовского, друг друга, что называется, «били до крови» на наших поэтических семинарах, а после усердно работали над ошибками. Но сейчас у многих молодых почти совсем нет самокритики, не хватает работоспособности и системности в литературной работе. Увы, типичный портрет современного молодого автора – огромная любовь к славословиям в свой адрес, самохвальство, литературный эгоизм и нарциссизм, неприятие критики. Поэтому им чаще надо вспоминать любимое изречение великого Расула Гамзатова о святом чувстве недовольства собой!

– Можно исправить ситуацию?

– Да. В первую очередь необходима системная работа. И над словом, и над организацией литературного процесса. Дагестан выделяется среди других регионов страны тем, что здесь еще сильна литературная традиция в нашем писательском союзе, 90-летие которого мы отметили в конце минувшего года. И добрая традиция сотрудничества творческого Союза с республиканской властью тоже никуда не исчезла. В Дагестане есть три государственные литературные премии, в то время как в стране только пытаются создать государственную национальную премию, которая будет называться «Русское слово». У нас сохранились и государственное издательство, чего нет во многих субъектах, и государственные литературные журналы. И эта система до сих пор четко работает и держит на плаву нашу литературу.

Система важна и в индивидуальном творчестве каждого писателя. Нельзя отрываться от времени, в котором живешь, и при этом необходимо высоко держать планку профессионализма. Надо, чтобы все шестерёнки литературного механизма работали. Если лениться, то всё заржавеет. Это я к вопросу о качестве творчества.

Проблем тоже немало. Статус профессионального писателя до сих пор не определен. Творческие союзы выживают только благодаря дотациям и поддержке региональной власти, которая не везде однозначна.

Существующая грантовая поддержка писательских объединений не решает их задачи. Во-первых, грант надо еще выиграть, во-вторых, это финансирование лишь одного мероприятия в год. А как быть с другими неизбежными расходами? Особенно у нас, где только в одном Союзе писателей Дагестана десять национальных секций, а по сути еще десять союзов. Огромная благодарность Главе республики, который обеспечил нас транспортом, помог с приобретением необходимой оргтехники и новой мебели, не стыдно и международных гостей принять. Скоро открываем у себя книжный магазин, чтобы иметь возможность оплачивать коммунальные услуги.

Если бы не личная поддержка Сергея Алимовича и министра культуры Заремы Ажуевны, нам было бы намного труднее.

– На днях в Москве пройдет внеочередной съезд Союза писателей России. Расскажите об этом.

– Съезд курирует Администрация Президента России, по сути она его и инициировала. От Дагестана едут на съезд два делегата, хотя по количеству писателей организации нам положено целых пять, но и здесь всё упирается в средства. Предполагается, что будет наконец покончено с некой вакханалией создания различных союзов, которые переставляют в аббревиатурах буквы, на деле же обладают сомнительным потенциалом. А зачастую и вообще существуют только на бумаге. Ожидается, что в стране будет только одно писательское объединение с господдержкой, выстроенной системой организации, ориентированной на социальную помощь писателям, долгие годы лишенным профессионального статуса. Также планируется восстановление работы государственных издательств, литературных журналов и домов творчества.

Думаю, что запланирована перезагрузка системы и чистка рядов. Давно пора избавиться от графоманов. А еще нужна хорошая критика – сегодня ее подменили литературные сплетни и интриги. Одним словом, съезд обозначит ближайшую судьбу писательского сообщества России.

– А каковы первостепенные задачи Союза писателей Дагестана?

– Как я уже говорила, мы хотим добиться стабильного финансирования, которое сейчас ничтожно мало. Союз писателей с такой славной историей не может существовать на одни только гранты, ведь мы выполняем государственную задачу по идеологическому и патриотическому воспитанию будущего поколения, являясь по большому счету литературным спецотделом Министерства культуры. Сегодня литература оказалась в роли падчерицы рыночной экономики, отсюда многие проблемы.

Еще одно важное направление – восстановление нашего государственного Литературного музея. Прежде в республике был такой замечательный музей, основанный по инициативе Расула Гамзатова. Мы мечтаем и надеемся возродить его в нашем здании, хотя для этого придется надстроить третий этаж. На сегодняшний день в Махачкале есть лишь два музея литературы – это Дом-музей Анвара Аджиева и мемориальный кабинет Расула Гамзатова. Но мы – уникальная литературная республика. И наша бесценная сокровищница не должна затеряться во времени. Думаю, что когда-нибудь в нашем здании откроются музейные залы всех литератур народов Дагестана. Такой литературный музей мог бы стать живым, активным местом для презентаций, творческих дискуссий и встреч с читателями. А главное – он стал бы настоящим достоянием республики, где будет представлена вся наша литература.

Похожие

Строки из жизни

9
В этом году народы нашей страны отмечают 80-летие Победы над фашистской Германией и...

Поэт и воин

4
Помню, 15 лет назад Муталиб Митаров (на снимке), известный табасаранский поэт и общественный...

Статьи из «Культура»

Визуальные тренды Магомеда Моллакаева

5
Дизайнера, графика, художника-постановщика...

Ботишал – это вам не утка

78
Прочитала я сообщение в одной из групп: «Нашу Аиду пригласили на «Битву шефов». «Какую Аиду?»,...

Дом, где жил поэт

8
На одной из картин известного дагестанского художника Юсуфа Моллаева можно увидеть дом...

Добрая традиция

4
Народный хореографический ансамбль «Имамат» при представительстве Республики Дагестан в...

Легенда мирового цирка

6
Ларита Магомедова (на снимке)мечтала о карьере певицы. А стала знаменитой цирковой...

Главная роль Владимира Зельдина

5
Недавно исполнилось 110 лет со дня рождения Владимира...

Актриса сказала: «Фашизм не пройдет!»

18
К 25 годам Ольга Будина (на снимке) стала одной из...

По типовому проекту

0
В культурно-выставочном центре Национального музея РД в декабре прошлого года открылась...

Книга по-прежнему лучший подарок

11
Мы идем за книгой в библиотеку, в книжный магазин, к...

Два корифея, два мира

24
Сочные и ароматные дагестанские персики. Ценность их не только в неповторимом вкусе, но и в...

Сохраняя традиции предков

149
Долго думала, об истории какого села рассказать вам в своем новом материале. Душа просила...