Люблю жизнь в ее многообразии


Ее детская мечта – подойти близко к лошадям - осуществилась лишь во взрослой жизни, когда она была студенткой Махачкалинского художественного училища им. М.Джемала. Это непреодолимое желание было необъяснимо. Да она и не пыталась анализировать: что да откуда. Завораживали Аню эти огромные животные своей осанкой, силой, грацией бега, а еще красотой. Пошла она как-то на бега на Махачкалинский ипподром. Среди азартного крика отчаянно «болевших» зрителей было как бы неуместным ее спокойное созерцание, вернее, любование тем, как лошади напрягали свое совершенное тело, раздували могучие ноздри, наполняя с каждым вздохом мышцы силой и желанием опередить рядом бегущих коней.
Бега для нее закончились посещением конюшни. Аня была счастлива. Ее не испугали ни «быт» лошадей, ни запах навоза и крепкого пота, ни предложение убрать в стойлах и почистить лошадь.
По выходным она ходила в конюшни, а через месяц впервые села на коня.
— Что вы испытали, когда впервые почувствовали лошадь не рядом, а под собою?
— Когда я ухаживала за этими красавцами, меня наполняла какая-то уверенность. Чистишь и чувствуешь мощь мускулатуры, под кожей дрожь, большие суставы – и мое тело наливается силой. Это непередаваемо. А уж, когда села на лошадь, нахлынула первобытная, еще большая уверенность: я все могу, когда мы – единое целое. Рассказать трудно.
Надо почувствовать и прочувствовать эту мощь и напор, которые заполняют все тело седока. Это случилось давно, много лет назад, но я и сейчас навещаю ипподром всей своей семьей. Встречаюсь со старыми друзьями, прежними своими любимцами — лошадьми, знакомлюсь с новичками. Для меня это особое место. Ведь здесь я встретила своего тогда еще будущего мужа. Теперь ездим туда с двумя сыновьями.
На конюшне она тогда давала волю и другой своей страсти – рисованию. Аня делала эскизы, зарисовки, дома свои первые наброски и впечатления переносила на полотно.
Теперь Анна Самарская (на снимке) – художник. И сейчас в Выставочном зале Союза художников демонстрируется ее первая персональная выставка, где представлена и серия «Ветер в гривах», которая берет свое начало с того близкого далека, когда студентка Аня делала свои первые наброски с живой натуры – коней Махачкалинского ипподрома. 26 пастельных, акварельных картин занимают особое место в экспозиции и удивляют своей натурностью, правдивостью, реальностью. Смотришь и чувствуешь порыв, свист в ушах, топот копыт, от которых вздымаются комья земли. А еще стеснительное ржанье, слабость в ногах новорожденного жеребенка, игривость тех, кто чуть подрос, и сдержанная снисходительность старших – все здесь, рядом, вокруг, будто ты переступил раму полотна, в табуне, как в большом человеческом роду, со всем многообразием жизни.
Закончив оформительское отделение художественного училища, Анна работала в кукольном театре, Махачкалинском художественном комбинате, вот уже 15 лет – она сотрудник Дагестанского объединенного музея.
— Аня, помните свою первую выставку?
— Конечно. Третий курс. 30-летие училища. Отбор работ на выставку, посвященную этой дате. Робела ужасно. И вдруг отобрали мой «Автопортрет». А через пять лет я выставила уже цикл работ о шамилевских временах – Кавказской войне.
Объединенный музей сделал закупку кое-чего из этого цикла и предложил работу оформителем залов. Работа с особой спецификой. Пришлось тогда многому учиться.
Оформление музейных экспозиций требует знаний по истории, этнографии и многое другое. Залов много, все тематические. Год назад Анна приняла «хранение резного камня и скульптуры».
— Работа очень интересная, живая, — говорит Анна.
— Какая уж живая ? Столетние, а то и старше камни, да и скульптура тоже? — недоумеваю я.
— Нет. Сидеть не приходится. Надо сделать научное описание экспонатов, систематизировать по группам, перевести на соответствующую степень хранения… Не стану перечислять, но поверьте – работы много. Одна подготовка помещений к выставкам чего стоит. Это все так увлекательно.
Музей обогащает ее дополнительными знаниями, которыми она делится со многими посредством своих картин. Серия графических работ «Булат» — как раз тот случай.
— Воин-хранитель оружия, которое различается по эпохам, сословным возможностям своего хозяина. Оно поражает своим богатством, иногда простотой: удобно, функционально, навечно. На формирование сословий наличие оружия очень влияло. Чем совершеннее оружие, тем больше у человека богатства, которое добывалось с помощью оружия.
Покупали дорогого породистого коня. Хороший конь – это то же, что боевая машина, он мог выполнять боевые задачи, — увлеченно и очень интересно рассказывает Анна.
Некоторые типажи людей дают повод художнику позиционировать их во времени, считает Анна. Наших дагестанцев не составляет труда мысленно одеть в боевые доспехи. Она видит, какой доспех, сделанный местным мастером, или трофейный, добытый в бою, надеть на знакомого ей человека. Одному подойдет парадный с богато украшенным золотой насечкой и камнями кинжалом или мечом в руках, другому — боевой костюм будет впору к его осанке, посадке головы, зоркому взгляду, к его крупным рукам. Подобрать орудие во время написания портрета воина – половина успеха.
— Созданию образа помогают и собственные ощущения, — говорит художник. – Возьмешь в руки двуручный меч, ощутишь его костяную ручку, его тяжесть и сразу поймешь, каким должен быть воин на портрете, во что его одеть. Это может быть не обязательно металлическая кольчуга. Могут быть и кожаные доспехи.
И стала делиться своими знаниями по изготовлению прочных, могущих выдержать удар меча кожаных доспехов воинов. На их основе во Франции появилась такая одежда, как колет, позже она трансформировалась в камзол, добавила Анна.
109 работ, представленных на выставке Анны Самарской, это далеко не полный результат за 10 последних лет. Если прибегнуть к простейшей арифметике, то это выходит по одному полотну в месяц.
— Такого количества не было бы, если бы я не ездила по Дагестану, — комментирует Анна. – Городскому художнику в квартирно-блочных условиях трудно сформировать свой правильный взгляд на различные явления. А когда выедешь в горы, понюхаешь запахи, которые плавятся на солнце, походишь босиком по земле, увидишь свежую пахоту – такие сильные ощущения, без них невозможно передать на холсте цветущее дерево, журчащую речку…
Может, потому ее пейзажные работы и серия «Горные сны» имеют свой запах, множество оттенков и светотени. «Березы на Гунибе», «Кородахское ущелье», «Радуга над Гонода», «Водопад на Верхнем Гунибе», «Цельмез» по-особому притягательны и чисты.
Удаются Анне Самарской и портреты. Удивительна ее серия «Сокровища нации» — 23 портрета ее сослуживцев из музея.
— Люди с холста так близки мне и дороги, что даже не стояло вопроса: как их писать? Просто брала кисть и делала… Все смысловые моменты передала через специфику их работы. А работу — через фон портрета. Я их хорошо знаю, вижу, как они вросли в свой предмет, которым они занимаются профессионально. Вот и приходит свое видение.
— Кто ваши учителя?
— Нина Сивкова, позже — Хайруллах Курбанов, Абдулзагир Мусаев, Альберт Ходжаев – народные художники Дагестана, заслуженные художники России, Николай Черемушкин,. Педагоги менялись в зависимости от курса. Это давало более широкий взгляд, разнообразило способ письма. Всем им я очень благодарна.
— Выставка такая красивая. Жаль, что из-за отпусков многие ее не увидят, — сожалел на открытии заведующий кафедрой прикладного искусства ДГПУ М.Омаров. – Анна выработала свой стиль, имеет свою направленность, хотя она все еще пробует свои силы разными методами, стилями. Продолжающийся поиск приветствуется.
— В ее творчестве – разнообразие. Она любит природу, своих сотрудников, лошадей. Ее творчество будет представлено на выставке «Юг России», — пообещал председатель Союза художников, заслуженный художник Дагестана К.Магомедов и добавил: «Цените творцов, говорите им добрые слова и друг другу тоже».
Статьи из «Культура»
Линия плюс форма

Наш ответ «Османам»

Победный месяц

История Дагестана и музей

Она считала себя гусаром

Поющее сердце Таиры

За каждой картиной – история

Прошлое в настоящем

О войне, любви и верности

Надень башлык, а то кирдык
