Мать создаёт народ
В последние десятилетия стремительно ухудшается здоровье подрастающего поколения. Наблюдения показывают, что абитуриенты, поступающие в вуз, в большинстве своем сегодня и по росту, и по внешнему облику выглядят как учащиеся 7–8-х классов ХХ века.
Такое положение, вероятно, связано с глобальными изменениями в природе и обществе. Более того, ширпотребом стала некачественная еда в непонятных обертках и пластмассовых емкостях. Особое значение в этой связи приобретает вопрос о скорейших мерах по изменению образовательной и санитарно-гигиенической политики государства.
Разностороннее изучение и объективная оценка происходящего позволяют выдвигать на первый план восстановление в жизни людей народных воспитательных идей, национальных культурных ценностей.
Основным, исторически сложившимся и веками укреплявшимся социальным институтом становления и развития человека и непосредственной средой формирования его физического и морально-этического облика является семья, главным образом материнская школа воспитания детей. Совершенно не претендуя на исключительность и категоричность наших взглядов, попытаемся выявить и систематизировать некоторые народные средства, формы и методы дагестанской материнской школы воспитания, направленные на формирование здорового образа жизни детей раннего возраста.
Не случайно в народе говорят: «Отец создает род, а мать – весь народ». Поэтому закономерно то, что многие самобытные созидательные традиции, обычаи и обряды народов мира нашли свое «рождение», первичное применение и стабильную апробацию именно в семье, прежде всего в опыте матерей.
В педагогическом наследии дагестанской семьи сконцентрирован целый комплекс укрепившихся в сознании и поведении людей высоконравственных межличностных отношений, общечеловеческих и национально специфических обычаев и обрядов. В семейно-бытовой обрядности сосредоточен накопленный веками самобытный опыт соблюдения гигиены и охраны здоровья ребенка, который может быть успешно использован в воспитании и оздоровлении детей в современных экологически неустойчивых условиях.
Следует заметить, что в семейной педагогике почти всех народов, в том числе и народов многонационального Дагестана, известны здоровьесберегающие обычаи и традиции, связанные с созданием семьи, материнством, рождением ребенка и его воспитанием буквально с колыбельного возраста, подготовкой детей к межличностным отношениям, трудовым навыкам и многое другое.
Обряды и обычаи, связанные с рождением ребенка, подразделяются на три цикла: дородовые, непосредственно связанные с родами, послеродовые.
Выбор невесты
К дородовым здоровьесберегающим традициям и обычаям прямое отношение имеет ответственное отношение к выбору невесты и жениха. Как свидетельствуют этнографические материалы и результаты опроса старожилов, невесту у народов Дагестана стремились взять физически и психически здоровую, из состоятельной, материально и морально благополучной семьи. Ни в коем случае не выбирали девушек из близких родственных семей. Если же женились на девушке из своего аула, то она должна была быть из другого рода (тухума). Браки между родственниками допускались лишь в очень редких случаях и при условии, если интервал между брачными парами был не меньше семи поколений. Категорически запрещалась женитьба дяди на племяннице. С позиций современной медицинской науки такой подход к вопросам брака вполне логичен и является одной из ведущих мер профилактики наследственно-генетических заболеваний.
При женитьбе обе стороны интересовались наличием в роду невесты или жениха умственно отсталых, эпилептиков, туберкулезных больных. При установлении такого факта от брака воздерживались. Согласно народно-гигиеническим взглядам дагестанцев, перечисленные патологические состояния могут быть унаследованы или же отразятся на здоровье детей.
Когда речь идет о дефектах воспитания человека, которые он упорно не устраняет, дагестанцы говорят: «То, что не привилось с материнским молоком, с коровьим не привьется».
Поскольку в семьях дагестанцев ведущим лицом в воспитании ребенка являлась женщина-мать, то при выборе невесты учитывали ее ум, деловитость, способность воспитывать детей. При выявлении этих качеств у невесты обычно ориентировались по ее матери, считая, что умная, деловитая мать воспитает подобную себе дочь.
По мнению народа, чтобы ребенок появился на свет и рос духовно и физически здоровым, нужно «проектировать» его природные задатки. А они прежде всего являются продуктом физических и психических данных родителей. Дагестанцы говорят: «Каков корень – таковы и побеги», «Каков он сам – таково и дитя» (дарг.), «Плодовый червь выходит из плода» (лезг.), «Посмотрев на мать, – дочь замуж бери, посмотрев на отца, – о сыне суди, посмотрев на кобылицу, – жеребенка покупай» (лак.). Это определяет начало складывающейся системы заботы о здоровом поколении.
Радость рождения ребенка
Известие о предстоящем появлении ребенка всегда принималось с радостью. С этого момента для будущей матери существовал ряд привилегий и запретов. Все гигиенические советы женщина получала от умудренных жизнью родственниц, бабушек или же от опытных женщин родного аула. Беременной рекомендовался душевный покой, чтобы психические травмы, отрицательные эмоции не отразились на развивающемся плоде. Обращались внимание на полноценность питания, категорически запрещалось употребление алкоголя. (Впрочем, нужно отметить, что для дагестанских народов употребление алкоголя или же курение женщиной во все времена было чуждо.) Для предупреждения явлений токсикоза беременности, а также рождения детей с патологиями советовали исполнять любую женскую прихоть в питании.
В культуре питания народов Дагестана известен перечень блюд, специально предусмотренных для женщин предродового и послеродового периода. Мудрые главы дагестанских семей, сидя за обеденным столом, всегда выделяли матерям предродового и послеродового состояния лучшую пищу. По дагестанской традиции, соседи в первую очередь угощали молодых матерей свежей, только что приготовленной пищей. Эти народные традиции направлены на заботу о матери, о физическом и моральном благополучии будущих младенцев.
Беременной запрещалось поднимать тяжести, подвергать себя большой физической нагрузке. В последние месяцы рекомендовалось воздерживаться от половой жизни. Подобный опыт не является исключением для какого-либо одного народа. Он имеет распространение у многих народов мира.
Всё для здоровья малыша
Кормление новорожденного грудью начиналось через один-два часа после родов. Перед прикладыванием к груди младенцу на счастье и достаток в будущей жизни давали с ложечки немного меда и топленого или сливочного масла.
Злейшим врагом для новорожденного является переохлаждение. Поэтому в это время женщина особое внимание обращает на одежду; жилище, в котором появился малыш, усиленно отапливалось. Требование температурного режима было особенно жестким, когда рождались недоношенные дети.
Для нормального роста и формирования правильного телосложения грудных детей туго пеленали. Полагали, что это предупреждает искривление нижних конечностей, а также снимает возможность переохлаждения. Настоящая дагестанская колыбель прошла историческую апробацию. В недавние советские времена отдельные исследователи пытались приписать колыбели причины всяких человеческих недугов. Между тем многовековой опыт народа показывает, что именно колыбель обеспечивает ребенку абсолютную чистоту, нормальный сон, здоровый микроклимат. В ней предусмотрены мочеприемник и калоприемник, ребенок в такой колыбели всегда сухой, сон его – а до трех месяцев младенец должен спать по 18–20 часов в сутки – ничто не нарушает. Поэтому многие заботливые семьи не только в Дагестане, на Кавказе, но и во многих странах Средней Азии для физического и духовного блага ребенка и в наши дни укладывают его в колыбель.
Прогрессивный опыт традиционной педагогики народов многонационального Дагестана, да и многих народов Кавказа и Средней Азии учит, что: здоровьесберегающие идеи материнской школы воспитания – это установки, имеющие непосредственное отношение к понятиям «здоровье» и «здоровый образ жизни»; в формировании здорового образа жизни важнейшую роль играет прогрессивный опыт народной педагогики здоровья; эффективность его зависит от использования физических, психических и социально-нравственных средств и способов народной материнской школы воспитания.