Молодой, но зрелый


Нынешний год для Табасаранского государственного драматического театра юбилейный: ему исполняется десять лет. Он был образован в сложное кризисное время, когда в стране о культуре вспоминали в последнюю очередь. Примечательно, однако, что в то же время были образованы Азербайджанский и Ногайский госдрамтеатры, что свидетельствует о том, что судьбы и культуры малых и разделенных народов Дагестана для руководства республики небезразличны.
За сравнительно короткий период Табасаранский театр прошел трудный путь становления — от народного театра до профессионального государственного драматического. Сложился прекрасный коллектив, которому по плечу сложные творческие решения.
Первое время приходилось очень трудно. Театр размещался в двух маленьких кабинетах Дома культуры г.Дербента. Первые полтора года не было поставлено ни одного спектакля — не было соответствующей материально-технической базы, не хватало финансовых средств. А сегодня в репертуаре театра 36 спектаклей. Ему передано приспособленное помещение, где располагался некогда Лезгинский театр.
Творческий коллектив работает с желанием, осмысленно. Актеры со своими спектаклями ездят в отдаленные села, даже где отсутствуют клубные помещения: приходится на улице ставить сцену-палатку и показывать спектакли. Они осознают свой долг и гордятся тем, что театр стал подлинным хранилищем табасаранской национальной культуры, языка, обычаев и традиций народа. Все эти изменения в лучшую сторону произошли после назначения на должность директора заслуженного работника культуры РД Гудраддина Ашурова.
Сегодня Табасаранский госдрамтеатр действует как единый живой организм, внутренние механизмы которого налажены его руководителем Г.Ашуровым. Приятно отметить, что здесь нет групповщины, раздоров, разрушительных конфликтов. Чем не пример для подражания?
— Мы признательны руководству республики, министру культуры РД за понимание проблем и помощь в их решении, — говорит Гудраддин Ашуров. – От имени всего коллектива театра за большую спонсорскую помощь благодарю глав г.Дагогни Галима Галимова, Табасаранского района Нурмагомеда Шихмагомедова, директора «Дербентстроя» Юсуфа Юсуфова, директора НИИ «Волна» Велибека Гаджиагаева. Без их поддержки театр не был бы таким, каким стал сегодня.
Долгое время театр работал без своего режиссера, но сотрудничество с приглашенными режиссерами выработало у актеров способность к самодисциплине, отточило разные грани их таланта, научило многому в овладении актерским мастерством. Руководитель Лакского театра Валерий Эфендиев, осуществивший здесь первые постановки на высоком профессиональном уровне, главный режиссер Даргинского театра Мустафа Ибрагимов, режиссер-постановщик Лезгинского театра Мирзабег Мирзабегов внесли весомый вклад в творческое становление труппы Табасаранского театра. Спектакли в их постановке и сегодня собирают большое количество зрителей, а «Мою тещу» пять раз показали в Махачкале. И каждый раз – аншлаг.
Актеры с энтузиазмом работали с приглашенными режиссерами и тихо грустили о таком, который работал бы с ними постоянно, каждый день. И такой режиссер пришел – заслуженный деятель искусств РД Осман Ибрагимов, режиссер-постановщик Кумыкского театра. Он известен дагестанскому зрителю как постановщик и автор либретто оперы Наби Дагирова «Йрчы Казак», спектакля «Коварство и любовь» Шиллера и др.
— Такое ощущение, что Османа Магомедовича мы знаем давно, как близкого родственника, — говорит актер театра Магомедзакир Рамазанов. – Так легко работать с ним, и мы многому учимся у него. Осман Магомедович очень энергичен. Он в постоянном творческом движении. В результате у нас получился прекрасный спектакль «Чорбар», в котором задействован весь коллектив, включая и техперсонал.
Спектакль построен на песнях и танцах, в чем большая заслуга балетмейстера Тарият Капиевой. Казалось бы, простая детская сказка. Но сколько вынесено на сцену человеческой боли и страданий. Конфликт спектакля выстроен на парадоксе: на зло отвечают добром. В Дербенте каждый спектакль собирает переполненный зрителями зал.
— В Табасаранском театре очень талантливые актеры, — говорит О.Ибрагимов. – Чтобы проявился этот талант, на сцене надо выстроить такие мизансцены, когда актер не может не верить в то, что происходит на сцене. Есть вещи глубже текста: внутренний мир героя, его переживания. Если ты не чувствуешь его боль и страдания, то никогда не сможешь показать их на сцене. Нам это удалось показать.
В ближайших планах театра постановка табасаранской героико-патриотической пьесы «Кала» («Крепость»), «Звездочет» туркменского драматурга Джоры Хударбердиева. Есть задумка у главного режиссера О.Ибрагимова поставить бессмертную пьесу «Ромео и Джульетта» в адаптированной версии. Тема очень актуальная в многонациональном Дагестане.
Статьи из «Культура»
Поэтические старожилы

От костров до зелёных ростков

Прекрасное далёко…

«Песни сами ко мне приходят»

Петр I и Дагестан
