Музыка страстная, глубокая, колоритная

Композитор Ширвани Чалаев. Этот сын Дагестана необычайно творчески плодовит. В его композиторском портфеле девять опер, три симфонии, около тридцати концертов для солирующих инструментов с оркестром, песни для солистов и хора, камерные сочинения, крупное произведение о жизни Христа и апостолов, духовная музыка…
Но, увы, парадокс: дагестанцы плохо знают творчество Ш.Чалаева, а если говорить честно, то не знают вообще. Справедливости ради надо сказать, что руководитель камерного оркестра Дагфилармонии Зарифа Абдуллаева время от времени показывает его музыку, знакомя нас с некоторыми его произведениями небольшого формата, а большие, новаторские музыкальные полотна Ш.Чалаева нам, его землякам, неведомы. Его музыка звучит в крупных театрах Сибири, Волгограда, Москвы, Белоруссии, Парижа… Он лауреат многих российских и международных конкурсов, Государственных премий России и Дагестана, а на его родине, в нашей республике, ее не знают даже музыканты.
Потому особые «реверансы» заслуживает Министерство культуры РД, организовавшее гастроли Московского академического детского музыкального театра им. Н.Сац в Махачкалу. Здесь этот прославленный коллектив, известный и авторитетный в мире, показал оперу «Маугли», написанную около 40 лет назад молодым тогда дагестанцем Ширвани Чалаевым по заказу создателя театра Наталии Сац.
Это она, великая Сац, человек легендарной судьбы, фантастических свершений, режиссер, писатель, актриса, родоначальник детских театров страны и мира, своим фантастическим чутьем положила начало оперному успеху композитора «Маугли». «Вы должны написать для нас эту оперу. Это ваша тема, я уверена».
Случайно в Доме композиторов в Москве Наталия Ильинична, проходя по фойе, вдруг услышала, как из концертного зала доносятся поразившие ее музыка, голос, манера пения, яркие самобытные мелодии, которые завораживали. Это пел Ш.Чалаев. Они познакомились. Н.Сац сразу предложила написать «Маугли», произведение, которое на многие годы стало одним из значительных спектаклей в репертуаре театра, по-особому полюбившимся и детям, и взрослым.
Опера стала праздником всей оперной культуры, потому что композитор своей музыкой сообщил наивысший импульс энергии, творчества и музыкантам, и вокалистам, и постановщикам. С огромным увлечением работала над «Маугли» вся труппа. Чтобы изучить повадки волков, пластику черной пантеры, ужимки обезьян, всем творческим составом отправлялись в зоопарк и подолгу простаивали у клеток «своих персонажей», стараясь постичь поведение и суть характеров зверей.
Музыка увлекла и тех, кто работал над художественно-постановочным решением спектакля, сделала его сверхудачным. За «Маугли» композитор получил первую для себя международную премию и право показать оперу на международном фестивале в прославленной Дрезденской опере (Германия). «Строгость, благородство, некий аскетизм стиля музыки совершенно не исключают экспрессивности и глубины ее воздействия. С первых тактов опера захватывает яркой образностью звучания», — писала зарубежная пресса.
Спектакль претерпел две постановочные редакции. Заслуженный артист России, режиссер Александр Федоров отошел от романтической направленности спектакля к более жесткой, даже трагической трактовке.
Есть вещи, считает он, важнее выживания, и они делают человека человеком. Весь спектакль Маугли задается вопросом – кто я? Своим поступком он подтверждает: я – человек.
«Я обещал Наталии Ильиничне, человеку чистому, светлому, правильно справедливому, ставшему впоследствии моим другом, написать оперу жестко, требовательно по отношению к молодому современному поколению, — говорил перед премьерой Ширвани Рамазанович. – Киплинг написал абсолютную правду, которая будет жить всегда».
«Дети хорошо отличают настоящее от ненастоящего. Поэтому мы сделали правдивыми взаимоотношения Маугли с миром джунглей, лишив их романтики. Человек остался человеком и в диких джунглях», — дополняет автор либретто Роксана Сац.
Театр Н.Сац не заигрывает со своим зрителем, не пытается учить, как это делают другие театры для детей и подростков. Он показывает правду жизни, ведет разговор на «полном серьезе» и является «единственным островком, оплотом детской направленности в искусстве». В стране нет спектаклей для детей с их бесконечными современными вопросами. Дефицит огромный. Театры заполнены западными пьесами, а нам нужны свои авторы, знающие нашу действительность. Дети тоже нуждаются в ответах для себя по современной проблематике. «А в «Маугли» живой разговор о насущном, потому что музыка там живая», — комментировал А.Федоров.
«Есть музыка, которая не трогает ни актера, ни слушателя. А ребенку необходимо сострадание, он чувствует время. В «Маугли» как раз то, что трогает и актера – он переживает страдания героя и детей, потому что музыка понятна своей страстью, борьбой, накалом, чувствами, — поясняет ведущий солист театра Н.Сац заслуженный артист России Николай Петренко. – Музыка все время меняется, меняется бесконечно. Она кричит, кричит неприятно, но ведь это дикие джунгли. Опера «Маугли», созданная Чалаевым, — загадочная штука».
«Музыка в этой опере – почва для творческого роста. Она страстная, глубокая, колоритная, показывает характер как бы животных, а на самом деле характер человека, — говорит солистка театра заслуженная артистка России Ольга Толоконникова.
Музыка понятна всем – и детям, и взрослым, в ней прожитая боль, музыкальная ткань достоверна. Композитор знает, как человек страдает, он очень искренен, — так говорили и музыканты, и вокалисты, занятые в опере. «На сегодняшний день аналогов Ширвани Рамазановичу нет, — категорично сказал Николай Петренко. – Недавно я пел арию Лира из его оперы «Король Лир» — это такая мощь, мы все ошалели. Композитор нас потряс, такая обостренность человеческой борьбы. В его музыке все – от хохота до слез, от сложности до необыкновенной простоты». Может, поэтому музыку нашего земляка восторженно воспринимают во Франции, Италии, Японии, Бельгии, Венгрии, Австрии, Канаде, где гастролировал театр Н.Сац, в чьем репертуаре 6 балетов и 23 оперы, среди которых ведущее место отведено «Маугли» Ш.Чалаева.
Статьи из «Культура»
Политик трудного времени

Сказка без границ

Порталы в прошлое

Талызина и Дагестан

Краски Ингушетии в Стране гор

Следы на земле

Книги о героях-победителях

Храм памяти военной
