На вершине пути

«В танце душа народа, его корни, культура», – говорит лауреат премии Правительства РД «Душа Дагестана» в сфере традиционной культуры и народного творчества Хирасулмагомед Хирамагомедов.
По названию села Дагбаш в 1963 году был создан народный фольклорный ансамбль, первым руководителем которого является заслуженный работник культуры РФ и РД Расул Гусейнович Магомедов. Репертуар ансамбля составляли народные танцы и песни, раскрывающие традиционную культуру Дагестана. «Дагбаш» означает «вершина горы», и, чтобы достичь ее, нужно приложить немало усилий.
К успеху ансамбль шел тернистым творческим путем. В начале это был небольшой самодеятельный коллектив с участием жителей сел Шамильского района. В 1972 году, с приходом руководителем коллектива Гаджи Магомедова — хореографа, выпускника Краснодарского государственного института культуры, ансамбль получил звание «народный». Изменился и сам подход к постановке танца. Гаджи Магомедович ездил по району, бывал на свадьбах, расспрашивал жителей сел, как танцевали их предки, и затем воссоздавал танцы «Гидатлинский», «Тлянубский девичий», «Ласточки», «Кахибский», «Ругельдинский», «Дандираб», «Лесная сапа» и др. Каждый танец имеет стиль и характерный костюм, присущий конкретному селу. У тлянубского много серебряных изделий, украшающих национальные платья, а «Чолаб» схож с лакским. «Гоорский свадебный танец» сделан массовым, в основе которого обряд, а по сложности элементов приближен к «Картули».
Танцы, памятники истории и культуры отражают контакты местных жителей с грузинами.
Говоря о становлении ансамбля «Дагбаш», нельзя не вспомнить Абдулгапура Абдулмагомедова. После окончания культпросветучилища в 1980 году молодым специалистом пришел он в райцентр и внес свой вклад в музыкальную составляющую номеров, работая аккомпаниатором. Ныне он начальник отдела культуры, спорта, молодежи и туризма Шамильского района.
— Я был в 1-м классе, когда победил в районном танцевальном конкурсе, – продолжает Хирасулмагомед Магомедович. – Выступали мы в паре с двоюродной сестрой, а сам номер поставил Гаджи Магомедов. Танцевал на пальцах, превозмогая боль. Специально для этого номера мама сшила мне ичиги. Отец играл на зурне, выступал вместе с канатоходцами по Дагестану. Как-то к нам в школу приехали преподаватели музучилища, чтобы проверить музыкальный слух и дать кое-какие рекомендации участникам ансамбля. Наше село издавна привлекало внимание специалистов, оно славилось творческими самородками – Магомедом Абасовым, Муслимат Гаджиевой. Я оказался среди прошедших отбор и был рекомендован для учебы в Махачкалинском музыкальном училище. Годы пролетели как один день. После 8-го класса школы поступил на музыкальное отделение Избербашского училища. По окончании его вернулся в село. Начал с аккомпаниатора в народном ансамбле, играл на баяне. Со временем почувствовал, что мой творческий потенциал задействован только наполовину. Продолжил учебу в Краснодарском институте культуры на хоровом отделении, — вспоминает Хирасулмагомед.
Накопленный опыт и знания пригодились ему в работе директором Дома культуры селения Хебда и руководителем ансамбля «Дагбаш».
— Культура определяет быт, образ жизни, духовные ценности, передаваемые народом из поколения в поколение, – уверен известный деятель. – Например, «Гоорский» танец – наша визитная карточка и наша история. Сегодня его танцуют все народы, но так, как гоорцы, – не танцует никто. На том простом основании, что любовь к своему народу передаётся на генетическом уровне. Самому старшему участнику ансамбля Хизри Курбановичу 66 лет. Но танцует он так, что фору даст любому молодому. На выступлении в Нальчике он так лихо продемонстрировал свое мастерство, что заставил местное телевидение говорить о нем весь вечер.
Шамильский район богат яркими, разновременными памятниками истории и культуры. Найденные керамические предметы быта показывают уровень социально-экономического развития населения горного Дагестана, его культурно-исторические связи.
— Ансамбль много гастролировал по стране: Москва, Вологда, Нальчик, Троицк. Побывал за границей – в Бельгии и Азербайджане. «Ваш фольклор берет за душу», – отзывались восхищенные зрители. Им было интересно узнать про Дагестан, окунуться в народное искусство страны легенд и преданий.
Кузница творческих кадров – базовая школа искусств в районном центре. При школе функционирует детский фольклорный ансамбль «Юность гор», работают кружки: хореографический, музыкальный, резьбы по камню, по дереву.
Режиссер-хореограф из Москвы Юрий Николаев, посмотрев среди прочих выступление дагестанского коллектива, высоко о нем отозвался. «В вашем танце все народное, без сценического штампа. Один и тот же элемент сделан по-разному, но как гармонично вплетен в танец. В этой произвольности и заключена красота народного искусства», – подчеркнул гость.
Однажды ансамбль пригласили на юбилей Российского дома народного творчества. Много коллективов из регионов страны тогда выступали. Фишка по задумке режиссера заключалась в том, чтобы показать номер экспромтом. На репетицию отвели 3 минуты и определили тему: «Мы вместе – дружная семья России». Умение импровизировать – важная черта нашего ансамбля «Дагбаш», которая и выручила. Зазвучала зурна, и танцевальный экспромт по-дагестански подхватили все участники. Получилось очень интересно, а главное, удалось передать замысел режиссера. – Сохранить народную культуру – это значит сохранить себя. Мы все и каждый из нас – часть чего-то большего, что было до нас и будет после. Традиции народа учат понимать свою историю, культуру, искусство. Будущее и судьба новых поколений зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатое наследие народной культуры, — уверен Хирасулмагомед Хирамагомедов.
Статьи из «Культура»
История на кончиках пальцев

Великому подвигу посвящается!

Очередная премьера

Гений танца

Он живёт балетом

Мечтал устроить рай на земле

Покорили сердца петербуржцев

Мы пишем летопись Победы!

Линия плюс форма

Наш ответ «Османам»
