На вершине пути
«В танце душа народа, его корни, культура», – говорит лауреат премии Правительства РД «Душа Дагестана» в сфере традиционной культуры и народного творчества Хирасулмагомед Хирамагомедов.
По названию села Дагбаш в 1963 году был создан народный фольклорный ансамбль, первым руководителем которого является заслуженный работник культуры РФ и РД Расул Гусейнович Магомедов. Репертуар ансамбля составляли народные танцы и песни, раскрывающие традиционную культуру Дагестана. «Дагбаш» означает «вершина горы», и, чтобы достичь ее, нужно приложить немало усилий.
К успеху ансамбль шел тернистым творческим путем. В начале это был небольшой самодеятельный коллектив с участием жителей сел Шамильского района. В 1972 году, с приходом руководителем коллектива Гаджи Магомедова — хореографа, выпускника Краснодарского государственного института культуры, ансамбль получил звание «народный». Изменился и сам подход к постановке танца. Гаджи Магомедович ездил по району, бывал на свадьбах, расспрашивал жителей сел, как танцевали их предки, и затем воссоздавал танцы «Гидатлинский», «Тлянубский девичий», «Ласточки», «Кахибский», «Ругельдинский», «Дандираб», «Лесная сапа» и др. Каждый танец имеет стиль и характерный костюм, присущий конкретному селу. У тлянубского много серебряных изделий, украшающих национальные платья, а «Чолаб» схож с лакским. «Гоорский свадебный танец» сделан массовым, в основе которого обряд, а по сложности элементов приближен к «Картули».
Танцы, памятники истории и культуры отражают контакты местных жителей с грузинами.
Говоря о становлении ансамбля «Дагбаш», нельзя не вспомнить Абдулгапура Абдулмагомедова. После окончания культпросветучилища в 1980 году молодым специалистом пришел он в райцентр и внес свой вклад в музыкальную составляющую номеров, работая аккомпаниатором. Ныне он начальник отдела культуры, спорта, молодежи и туризма Шамильского района.
— Я был в 1-м классе, когда победил в районном танцевальном конкурсе, – продолжает Хирасулмагомед Магомедович. – Выступали мы в паре с двоюродной сестрой, а сам номер поставил Гаджи Магомедов. Танцевал на пальцах, превозмогая боль. Специально для этого номера мама сшила мне ичиги. Отец играл на зурне, выступал вместе с канатоходцами по Дагестану. Как-то к нам в школу приехали преподаватели музучилища, чтобы проверить музыкальный слух и дать кое-какие рекомендации участникам ансамбля. Наше село издавна привлекало внимание специалистов, оно славилось творческими самородками – Магомедом Абасовым, Муслимат Гаджиевой. Я оказался среди прошедших отбор и был рекомендован для учебы в Махачкалинском музыкальном училище. Годы пролетели как один день. После 8-го класса школы поступил на музыкальное отделение Избербашского училища. По окончании его вернулся в село. Начал с аккомпаниатора в народном ансамбле, играл на баяне. Со временем почувствовал, что мой творческий потенциал задействован только наполовину. Продолжил учебу в Краснодарском институте культуры на хоровом отделении, — вспоминает Хирасулмагомед.
Накопленный опыт и знания пригодились ему в работе директором Дома культуры селения Хебда и руководителем ансамбля «Дагбаш».
— Культура определяет быт, образ жизни, духовные ценности, передаваемые народом из поколения в поколение, – уверен известный деятель. – Например, «Гоорский» танец – наша визитная карточка и наша история. Сегодня его танцуют все народы, но так, как гоорцы, – не танцует никто. На том простом основании, что любовь к своему народу передаётся на генетическом уровне. Самому старшему участнику ансамбля Хизри Курбановичу 66 лет. Но танцует он так, что фору даст любому молодому. На выступлении в Нальчике он так лихо продемонстрировал свое мастерство, что заставил местное телевидение говорить о нем весь вечер.
Шамильский район богат яркими, разновременными памятниками истории и культуры. Найденные керамические предметы быта показывают уровень социально-экономического развития населения горного Дагестана, его культурно-исторические связи.
— Ансамбль много гастролировал по стране: Москва, Вологда, Нальчик, Троицк. Побывал за границей – в Бельгии и Азербайджане. «Ваш фольклор берет за душу», – отзывались восхищенные зрители. Им было интересно узнать про Дагестан, окунуться в народное искусство страны легенд и преданий.
Кузница творческих кадров – базовая школа искусств в районном центре. При школе функционирует детский фольклорный ансамбль «Юность гор», работают кружки: хореографический, музыкальный, резьбы по камню, по дереву.
Режиссер-хореограф из Москвы Юрий Николаев, посмотрев среди прочих выступление дагестанского коллектива, высоко о нем отозвался. «В вашем танце все народное, без сценического штампа. Один и тот же элемент сделан по-разному, но как гармонично вплетен в танец. В этой произвольности и заключена красота народного искусства», – подчеркнул гость.
Однажды ансамбль пригласили на юбилей Российского дома народного творчества. Много коллективов из регионов страны тогда выступали. Фишка по задумке режиссера заключалась в том, чтобы показать номер экспромтом. На репетицию отвели 3 минуты и определили тему: «Мы вместе – дружная семья России». Умение импровизировать – важная черта нашего ансамбля «Дагбаш», которая и выручила. Зазвучала зурна, и танцевальный экспромт по-дагестански подхватили все участники. Получилось очень интересно, а главное, удалось передать замысел режиссера. – Сохранить народную культуру – это значит сохранить себя. Мы все и каждый из нас – часть чего-то большего, что было до нас и будет после. Традиции народа учат понимать свою историю, культуру, искусство. Будущее и судьба новых поколений зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатое наследие народной культуры, — уверен Хирасулмагомед Хирамагомедов.