Научиться беречь друг друга


Спектакль «Али с гор» полноправно является классическим спектаклем репертуара Аварского музыкально-драматического театра по одноименной драме З.Алиханова. В свое время он основательно взволновал зрителя. И вот театр снова обратился к этой замечательной пьесе.
Однако, надо сказать, что нынешний спектакль отнюдь не относится к категории «восстановленных» — он совершенно новый. Театр серьезно, по новым творческим принципам осмыслил драматургический текст, внес в него существенные коррективы без ущерба для художественного пласта и идейной формулы. Спектакль фундаментально осовременен.
События драмы имеют прямое отношение к сегодняшней действительности – они остро созвучны нашему лихому постсоциалистическому времени, когда предельный эгоизм беспощадно сотрясает наше общество. Режиссер убрал то, что не нужно сегодня на его взгляд. И не ошибся. Многопластовая прозрачность спектакля дает возможность зрителю погружаться в русло сюжета ровно на ту глубину, на которую ему хватит сил. Х.Абдулгапуров не возводит своих героев в ранг ангелов – не затушевывает присущие им человеческие слабости: он просто показывает их внутреннюю борьбу. Этим и интересна техника актерской игры. Болевой нерв сюжета – это трагедия несбывшейся любви: она великолепно сыграна артистами Ш.Исмаиловым, Мадиной Магомедрасуловой. Публика долго находилась в оцепенении, став свидетелем кровавого итога отношений горячо любящих супругов. Али в ярости убивает жену Заду. А потом, убедившись в своей ошибке, закалывает и себя кинжалом. Это впечатлительный, но печальный пример того, как в две-три бешеные реплики можно вложить целые судьбы людей. Али и Зада настолько узнаваемы, что берет оторопь, когда следишь за ними в этот роковой час.
Трагедия, казалось, произошла случайно. Однако режиссерская концепция исключает категорию случайности. В спектакле пронзительно звучит вопрос: «почему произошла трагедия?». По Х.Абдулгапурову, виновато общество, несчастлив человек – несчастливо общество. Али убивает Заду, легко поверив в ядовитые сплетни Шамай (артистка П.Гаджиева) и Исы (заслуженный артист России М.Нурмагомедов).
Всем своим ходом спектакль мудро повествует о том, что любовь есть не только мир чувств, но и категория нравственной ответственности: любовь без прочной и чистой морали лишена положительного смысла.
Достойную лепту в высокое качество спектакля внесли И.Миронова (художник) и М. Гусейнов (композитор). Они придали спектаклю красочность и звучность.
В спектакле занят весь актерский состав. Зрелищны массовые сцены – они органично вписываются в сюжетное русло. Актеры играют правдиво и в нужном темпе.
Новости от партнеров
Статьи из «Культура»
Для детей и о детях

Матрица древнего искусства

История на холсте

Нежное женское сердце

Папаха о многом расскажет

Бессмертная песня Расула

Состязания в этнокультуре

Со спицами и пряжей

Театральное путешествие

Союз учителей и учеников
