Купить PDF-версию
21:16 | 28 марта, Чт
Махачкала
X
05:15 22.05.2013

Научиться беречь друг друга

Спектакль «Али с гор» полноправно является классическим спектаклем репертуара Аварского музыкально-драматического театра по одноименной драме З.Алиханова. В свое время он основательно взволновал зрителя. И вот театр снова обратился к этой замечательной пьесе.

Однако, надо сказать, что нынешний спектакль отнюдь не относится к категории «восстановленных» — он совершенно новый. Театр серьезно, по новым творческим принципам осмыслил драматургический текст, внес в него существенные коррективы без ущерба для художественного пласта и идейной формулы. Спектакль фундаментально осовременен.

События драмы имеют прямое отношение к сегодняшней действительности – они остро созвучны нашему лихому постсоциалистическому времени, когда предельный эгоизм беспощадно сотрясает наше общество. Режиссер убрал то, что не нужно сегодня на его взгляд. И не ошибся. Многопластовая прозрачность спектакля дает возможность зрителю погружаться в русло сюжета ровно на ту глубину, на которую ему хватит сил. Х.Абдулгапуров не возводит своих героев в ранг ангелов – не затушевывает присущие им человеческие слабости: он просто показывает их внутреннюю борьбу. Этим и интересна техника актерской игры. Болевой нерв сюжета – это трагедия несбывшейся любви: она великолепно сыграна артистами Ш.Исмаиловым, Мадиной Магомедрасуловой. Публика долго находилась в оцепенении, став свидетелем кровавого итога отношений горячо любящих супругов. Али в ярости убивает жену Заду. А потом, убедившись в своей ошибке, закалывает и себя кинжалом. Это впечатлительный, но печальный пример того, как в две-три бешеные реплики можно вложить целые судьбы людей. Али и Зада настолько узнаваемы, что берет оторопь, когда следишь за ними в этот роковой час. 

Трагедия, казалось, произошла случайно. Однако режиссерская концепция исключает категорию случайности. В спектакле пронзительно звучит вопрос: «почему произошла трагедия?». По Х.Абдулгапурову, виновато общество,  несчастлив человек – несчастливо общество. Али убивает Заду, легко поверив в ядовитые сплетни Шамай (артистка П.Гаджиева) и Исы (заслуженный артист России М.Нурмагомедов). 

Всем своим ходом спектакль мудро повествует о том, что любовь есть не только мир чувств, но и категория нравственной ответственности: любовь без прочной и чистой морали лишена положительного смысла.

Достойную лепту в высокое качество спектакля внесли И.Миронова (художник) и М. Гусейнов (композитор). Они придали спектаклю красочность и звучность.

В спектакле занят весь актерский состав. Зрелищны массовые сцены – они органично вписываются в сюжетное русло. Актеры играют правдиво и в нужном темпе.

Статьи из «Культура»

Тебе, поэзия, спасибо!

8
Поэзия всегда была неотъемлемой частью жизни общества. Она развивалась в любой культуре и на...

Герои моего времени

14
Человек, гражданин, журналист, чьё имя не нуждается в комментариях, написал новую, уже пятую...

По стопам отца, не снижая планки

74
Как актер он сыграл порядка 70 драматических, трагических,...

Книги делают нас лучше

4
Самуил Яковлевич Маршак, известный советский поэт, говорил: «Что бы вы ни делали, чем бы вы ни...

На бал Весны из разных «королевств»

7
Конкурс «Маленькая фея-2024» стал знаменательным...

Высокая эстетика мастерства

25
В 1921 году пришел в этот мир человек, внесший весомый вклад в музыкальную сокровищницу, один...

«Пушкинская карта» – это удобно

4
В 2021 году в России презентовали «Пушкинскую карту» –...

Встреча с Натальей Вавиловой

7
На рубеже 80-х годов прошлого века в СССР было много талантливых и красивых актрис, но Наталью...

Адиль Адильханов: «Пишу спектакль светом»

88
– Кем ты хочешь стать? – Художником по свету в...

Непростая судьба поэта

19
Ирчи Казак – один из самых выдающихся дагестанских поэтов, основоположник кумыкской...

Восторг детей – лучшая награда

18
Спектакли, аншлаги, аплодисменты – всё это лишь верхушка...

Махачкала: город поэтов

46
День поэзии в Дагестане дает большой выбор любителям этого вида литературного творчества...