Обращаясь к бессмертной классике
Театр кукол... Какие первые образы возникают у вас в голове? Ширмочка, над которой копошатся забавные зайчики, лисички, ежики и прочие зверюшки? Нет, это давно уже не так.
Конечно, веселые постановки для самых маленьких зрителей с куклами-перчатками никто не отменял – как раз таки им незатейливые ширмовые спектакли с несложными веселыми сюжетами будут весьма интересны. Но сегодня искусство кукольного жанра развивается очень стремительно, оно эволюционирует и синтезирует в себе самые разные техники и направления, создавая поистине шедевры, которыми могут восхищаться даже искушенные театралы, люди самых разных возрастов.
Убедиться в этом могли гости и зрители прошедшего в нашей республике II Международного фестиваля «Волшебный мир театра кукол стран БРИКС». Масштабный театральный форум, собравший лучшие театральные коллективы регионов страны, а также постановки театров Бразилии, Индии, Китая, Южно-Африканской Республики и Белоруссии, продемонстрировал – язык кукольного жанра универсален и многогранен.
Кукла обнаглела
Кукла в наши дни очень и очень смелая, и постановщики кукольных спектаклей берутся за самые сложные произведения мировой и отечественной классики. Как, например, творческая команда Дагестанского театра кукол, представившая в дни фестиваля свою премьеру – спектакль «Маленькие трагедии» по одноименному циклу произведений Александра Сергеевича Пушкина. Сюжет достаточно несценичный, мало кто брал на себя смелость ставить его на своих сценах. А наши кукольники взяли и поставили, показав, что обращение к бессмертной классике, тем более к пушкинской, – правильное, беспроигрышное решение.
Творчество признанных авторов мировой литературы берут за основу при постановке спектаклей и вологодские кукольники. На фестиваль в Махачкалу театр «Теремок» привез спектакль для взрослых «Как вам это понравится». Эту пьесу, написанную более 400 лет назад, называют одной из самых зрелых и совершенных комедий Уильяма Шекспира. Именно в ней встречается одна из самых известных и часто цитируемых его фраз: «Весь мир – театр». В произведениях Шекспира нет столько счастливой безмятежности, как в этой комедии. Она не открывает никаких тайн жизни, не ставит перед зрителями роковых вопросов, но точно укрепляет всех в убеждении: жизнь прекрасна и надо уметь наслаждаться ею.
Обратились к любимым всем произведениям классики и кукольники из Воронежа и Волгограда. Так, Воронежский театр кукол «Шут» показал в Махачкале спектакль «Каштанка» по одноименному произведению Антона Чехова. Это лирическое, временами смешное, временами грустное повествование о приключениях маленькой рыжей собаки по имени Каштанка. Ее впечатления, переживания – основа спектакля, в котором театр говорит со зрителем о верности, любви, таланте и самопожертвовании.
А вот Волгоградский областной театр кукол своим спектаклем «Пиковая дама» показал дагестанскому зрителю, какую злую шутку может сыграть с человеком обращение к потусторонним силам. Красочная сценическая фантазия режиссера Карена Нерсесяна основана на одноименном литературном шедевре великого классика. Благодаря пронзительному взгляду постановщика на произведение, написанное два столетия назад, невероятное современное звучание обрело в спектакле столкновение мечты о счастье с обыденной недоброжелательностью. Мир пушкинских героев, атмосферный Петербург, тайны Старой графини, мечты Германна и Лизы ярко и стильно воплотились в кукольной постановке.
Источник вдохновения – фольклор
Но не только в классике можно черпать идеи для будущих спектаклей. Создать сценический шедевр, который оценит даже самый привередливый зритель, получится и оттолкнувшись от народного фольклора, как это сделал Астраханский театр кукол (спектакль «Тайна белого лотоса»). Его литературная основа – пьеса по былинам, сказаниям и легендам Астраханского края. Лауреат ряда престижных литературных премий Рагим Мусаев бережно переработал весь этот богатый материал. Как итог – на свет появилась постановка, благодаря которой зрители отправились в путешествие за волшебным цветком вместе с главным героем, стремящимся завоевать любовь избранницы. На пути их ожидала встреча с Огненным солнцем, Вольным ветром, Могучей Волгой. В поисках Белого лотоса герою предстоит пройти ряд испытаний и принести в жертву свои силу и молодость.
Насущные проблемы, вечные темы…
Кукольный спектакль и постановка остросоциальных проблем… Если кто-то считает, что эти понятия несовместимы, то умозаключение неверное. Белгородский театр кукол доказал обратное, представив в рамках фестиваля свою знаменитую постановку последних лет «Грешневая каша». Тема «потерянного поколения солдат войны», судьба человека, размолотая жестокой государственной машиной, любовь и одиночество – всё сосредоточилось в едином, завораживающем действе.
А вот творческая команда Мытищинского театра кукол «Огниво» им. С. Железкина показала в Махачкале свою известную постановку «Поминальная молитва». В центре внимания история о простом молочнике из местечковой Анатовки, который день за днем тянет свою жизненную философию на все времена. В постановке поднята тема притеснения еврейского народа. Но сделано это не так буквально, и зритель понимает, что жизнь главных героев – это об умении нести свой крест, о верности и любви, о выборе своего пути и терпимости к инакомыслию. В спектакле с особой симпатией и заботой высвечен элегантный юмор Шолома-Алейхема, с которым он, как правило, рисует образ маленького еврейского человека, наделяя его огромной душевной силой и благоразумием, позволяющими выстоять в любые невзгоды.
Призёр «Золотой маски»
«Пегий пёс, бегущий краем моря» — кукольная повесть по мотивам произведения Чингиза Айтматова, поставленная Рязанским государственным театром кукол, в этом году получила национальную премию «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника». Благодаря большому фестивалю дагестанцы увидели эту известную постановку.
А она о людях, исповедующих веру в то, что человек не царь зверей, а всего лишь часть природы. Герои спектакля заклинают сушу и воду жить в мире и согласии. И сохранить жизнь маленькому мальчику Кириску, в котором заключено будущее целого народа.
Но закон суров: жизнь за жизнь. И уходят в морскую пучину старшие, принося себя в жертву, чтобы юный охотник мог увидеть еще одно утро, прожить еще одну жизнь…
Эффектное сценическое полотно Бориса Константинова с многофигурной пластикой Игоря Григурко напоминает одновременно и голливудские марсианские хроники. Зрители и гости фестиваля, побывавшие на показе, в своих отзывах спешили благодарить коллектив кукольников за блестящее выступление.
«Спектакль оставил море невероятных эмоций. Это было очень красиво, изящно, тонко и, самое главное, сильно по своему содержанию. У спектакля высокая эстетика. Блестящая работа художника, фантастическая сценография, совершенно удивительная музыка, пробуждающая глубинные смыслы. Спасибо Рязанскому театру за этот подарок нам и спасибо нашему Дагестанскому театру кукол, организовавшему замечательный фестиваль, который подарил зрителям наслаждение от знакомства с лучшими постановками», — поделилась своими впечатлениями директор Музея истории города Махачкалы Зарема Дадаева.
«Я осталась в таком восторге, что трудно даже подобрать слова, чтобы описать все те эмоции, которые породил во мне этот совершенно блестящий спектакль. То, что показали рязанские кукольники, — это искусство высокого класса. Спасибо фестивалю театров кукол стран БРИКС. Благодаря этому проекту мы имели возможность соприкоснуться с высокопрофессиональной во всех отношениях постановкой», — отозвалась о спектакле известный дагестанский театровед Гулизар Султанова.
Эксперименты
Современному театру кукол не чужды и эксперименты, и даже некий артхаус. Чтобы в этом убедиться, достаточно было посетить спектакль Кировского театра кукол «Гоголь.СПб» (обладатель премии Правительства РФ за лучшую театральную постановку по произведениям русской классики).
В этом спектакле воплощена концепция современного визуального театра, в котором, кроме кукол, широко задействован предметный мир и объемная геометрия. Сами создатели в аннотации пишут: «Гоголь. СПб» – остроумная, мозаичная фантасмагория типов и характеров на фоне непарадного, почти «кукольного» Петербурга. В спектакле использованы четыре произведения Николая Гоголя: «Портрет», «Нос», «Шинель» и «Невский проспект». Вместо линейного повествования используются метафоричные ассоциации театра объекта и формы. Это дает зрителю возможность увидеть в произведении, хорошо известном по школьной программе, новые смыслы и неожиданные открытия».
В формате видеопоказа
Фестиваль театров кукол стран БРИКС сложно было бы представить без постановок коллективов Бразилии, Индии, Китая и ЮАР. Но всё еще действующие ограничения не дали возможности театрам этих стран приехать в Дагестан. В итоге было принято решение организовать видеопоказы спектаклей зарубежных участников.
Так, от театра «Janni Young Productions» из Кейптауна (Южно-Африканская Республика) вниманию зрителей была представлена постановка «Жар-птица». Спектакль синтезировал в себе кукольное и танцевальное представление, поставленное по оригинальной партитуре музыки Игоря Стравинского.
Театр «Гирамундо» из города Белу-Оризонти (Бразилия) представил постановку «Ориша», в которой переплетаются сюжеты зарождения мира, Земли и человека, а также богатая символика мифологии и космогонии культуры южноамериканских народов. Другой коллектив из Бразилии, «Иллюзорио», принимавший участие со спектаклем «Хрупкий» в I Международном фестивале «Волшебный мир театра стран БРИКС» (2019), в нынешнем форуме участвовал с постановкой «Verbo». Режиссер Игорь Годиньо в новой работе повествует о сотворении человека, хрупкости его жизни и неизъяснимости божественного замысла.
Китай представлял Уханьский театр кукол, показавший спектакль «Молодой Конфуций», в центре идейного замысла которого – взгляд Конфуция на полезность обучения.
Индию представила группа театра кукол «Ишара» со спектаклем «Когда земля становится водой». Это визуально ошеломляющая феерия, основанная на работе Ниты Премчанд о великом потопе в индийской, библейской и месопотамской мифологии. Полные движущихся персонажей, божественной музыки и красивых декораций виртуальные, вневременные истории показали, что независимо от того, какие культурные барьеры разделяют нас, в конце концов, мы все одинаковы в глазах Бога.
Республика Беларусь не является частью альянса БРИКС, но в фестиваль включилась с радостью. Так, театр «Лялька» (Витебск) прислал для участия в программе видеозапись спектакля «Куклы Тима Талера, или Проданный смех» по произведению Джеймса Крюса. Историю своего детства и взросления в постановке рассказывает взрослый Тим Талер и его друзья – коллеги по театру кукол.
… Такой вот насыщенной и многогранной выдалась программа фестиваля театров кукол стран БРИКС. Будем надеяться, что этот большой просветительский проект еще не раз соберет в столице Дагестана ведущих кукольников страны и зарубежья, которые вновь окунут нас всех в волшебный мир кукольного жанра. Ждем с нетерпением!