Купить PDF-версию
11:14 | 22 ноября, Пт
Махачкала
X
08:12 04.06.2021

Обращаясь к бессмертной классике

Театр кукол... Какие первые образы возникают у вас в голове? Ширмочка, над которой копошатся забавные зайчики, лисички, ежики и прочие зверюшки? Нет, это давно уже не так.

Конечно, веселые постановки для самых маленьких зрителей с куклами-перчатками никто не отменял – как раз таки им незатейливые ширмовые спектакли с несложными веселыми сюжетами будут весьма интересны. Но сегодня искусство кукольного жанра развивается очень стремительно, оно эволюционирует и синтезирует в себе самые разные техники и направления, создавая поистине шедевры, которыми могут восхищаться даже искушенные театралы, люди самых разных возрастов.

Убедиться в этом могли гости и зрители прошедшего в нашей республике II Международного фестиваля «Волшебный мир театра кукол стран БРИКС». Масштабный театральный форум, собравший лучшие театральные коллективы регионов страны, а также постановки театров Бразилии, Индии, Китая, Южно-Африканской Республики и Белоруссии, продемонстрировал – язык кукольного жанра универсален и многогранен.

Кукла обнаглела

Кукла в наши дни очень и очень смелая, и постановщики кукольных спектаклей берутся за самые сложные произведения мировой и отечественной классики. Как, например, творческая команда Дагестанского театра кукол, представившая в дни фестиваля свою премьеру – спектакль «Маленькие трагедии» по одноименному циклу произведений Александра Сергеевича Пушкина. Сюжет достаточно несценичный, мало кто брал на себя смелость ставить его на своих сценах. А наши кукольники взяли и поставили, показав, что обращение к бессмертной классике, тем более к пушкинской, – правильное, беспроигрышное решение.

Творчество признанных авторов мировой литературы берут за основу при постановке спектаклей и вологодские кукольники. На фестиваль в Махачкалу театр «Теремок» привез спектакль для взрослых «Как вам это понравится». Эту пьесу, написанную более 400 лет назад, называют одной из самых зрелых и совершенных комедий Уильяма Шекспира. Именно в ней встречается одна из самых известных и часто цитируемых его фраз: «Весь мир – театр». В произведениях Шекспира нет столько счастливой безмятежности, как в этой комедии. Она не открывает никаких тайн жизни, не ставит перед зрителями роковых вопросов, но точно укрепляет всех в убеждении: жизнь прекрасна и надо уметь наслаждаться ею.

Обратились к любимым всем произведениям классики и кукольники из Воронежа и Волгограда. Так, Воронежский театр кукол «Шут» показал в Махачкале спектакль «Каштанка» по одноименному произведению Антона Чехова. Это лирическое, временами смешное, временами грустное повествование о приключениях маленькой рыжей собаки по имени Каштанка. Ее впечатления, переживания – основа спектакля, в котором театр говорит со зрителем о верности, любви, таланте и самопожертвовании.

А вот Волгоградский областной театр кукол своим спектаклем «Пиковая дама» показал дагестанскому зрителю, какую злую шутку может сыграть с человеком обращение к потусторонним силам. Красочная сценическая фантазия режиссера Карена Нерсесяна основана на одноименном литературном шедевре великого классика. Благодаря пронзительному взгляду постановщика на произведение, написанное два столетия назад, невероятное современное звучание обрело в спектакле столкновение мечты о счастье с обыденной недоброжелательностью. Мир пушкинских героев, атмосферный  Петербург, тайны Старой графини, мечты Германна и Лизы ярко и стильно воплотились в кукольной постановке.

Источник вдохновения – фольклор

Но не только в классике можно черпать идеи для будущих спектаклей. Создать сценический шедевр, который оценит даже самый привередливый зритель, получится и оттолкнувшись от народного фольклора, как это сделал Астраханский театр кукол (спектакль «Тайна белого лотоса»). Его литературная основа – пьеса по былинам, сказаниям и легендам Астраханского края. Лауреат ряда престижных литературных премий Рагим Мусаев бережно переработал весь этот богатый материал. Как итог – на свет появилась постановка, благодаря которой зрители отправились в путешествие за волшебным цветком вместе с главным героем, стремящимся завоевать любовь избранницы. На пути их ожидала встреча с Огненным солнцем, Вольным ветром, Могучей Волгой. В поисках Белого лотоса герою предстоит пройти ряд испытаний и принести в жертву свои силу и молодость.

Насущные проблемы, вечные темы…

Кукольный спектакль и постановка остросоциальных проблем… Если кто-то считает, что эти понятия несовместимы, то умозаключение неверное. Белгородский театр кукол доказал обратное, представив в рамках фестиваля свою знаменитую постановку последних лет «Грешневая каша». Тема «потерянного поколения солдат войны», судьба человека, размолотая жестокой государственной машиной, любовь и одиночество – всё сосредоточилось в едином, завораживающем действе.

А вот творческая команда Мытищинского театра кукол «Огниво» им. С. Железкина показала в Махачкале свою известную постановку «Поминальная молитва».  В центре внимания история о простом молочнике из местечковой Анатовки, который день за днем тянет свою жизненную философию на все времена. В постановке поднята тема притеснения еврейского народа. Но сделано это не так буквально, и зритель понимает, что жизнь главных героев – это об умении нести свой крест, о верности и любви, о выборе своего пути и терпимости к инакомыслию. В спектакле с особой симпатией и заботой высвечен элегантный юмор Шолома-Алейхема, с которым он, как правило, рисует образ маленького еврейского человека, наделяя его огромной душевной силой и благоразумием, позволяющими выстоять в любые невзгоды.

Призёр «Золотой маски»

«Пегий пёс, бегущий краем моря» — кукольная повесть по мотивам произведения Чингиза Айтматова, поставленная Рязанским государственным театром кукол, в этом году получила национальную премию «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника».  Благодаря большому фестивалю дагестанцы увидели эту известную постановку.

А она о людях, исповедующих веру в то, что человек не царь зверей, а всего лишь часть природы. Герои спектакля заклинают сушу и воду жить в мире и согласии. И сохранить жизнь маленькому мальчику Кириску, в котором заключено будущее целого народа.

Но закон суров: жизнь за жизнь. И уходят в морскую пучину старшие, принося себя в жертву, чтобы юный охотник мог увидеть еще одно утро, прожить еще одну жизнь…

Эффектное сценическое полотно Бориса Константинова с многофигурной пластикой Игоря Григурко напоминает одновременно и голливудские марсианские хроники. Зрители и гости фестиваля, побывавшие на показе, в своих отзывах спешили благодарить коллектив кукольников за блестящее выступление.

«Спектакль оставил море невероятных эмоций. Это было очень красиво, изящно, тонко и, самое главное, сильно по своему содержанию. У спектакля высокая эстетика. Блестящая работа художника, фантастическая сценография, совершенно удивительная музыка, пробуждающая глубинные смыслы. Спасибо Рязанскому театру за этот подарок нам и спасибо нашему Дагестанскому театру кукол, организовавшему замечательный фестиваль, который подарил зрителям наслаждение от знакомства с лучшими постановками», — поделилась своими впечатлениями директор Музея истории города Махачкалы Зарема Дадаева.

«Я осталась в таком восторге, что трудно даже подобрать слова, чтобы  описать все те эмоции, которые породил во мне этот совершенно блестящий спектакль. То, что показали рязанские кукольники, — это искусство высокого класса. Спасибо фестивалю театров кукол стран БРИКС. Благодаря этому проекту мы имели возможность соприкоснуться с высокопрофессиональной во всех отношениях постановкой», — отозвалась о спектакле известный дагестанский театровед Гулизар Султанова.

Эксперименты

Современному театру кукол не чужды и эксперименты, и даже некий артхаус. Чтобы в этом убедиться, достаточно было посетить спектакль Кировского театра кукол «Гоголь.СПб» (обладатель премии Правительства РФ за лучшую театральную постановку по произведениям русской классики).

В этом спектакле воплощена концепция современного визуального  театра, в котором, кроме кукол, широко задействован предметный   мир и объемная геометрия. Сами создатели в аннотации пишут: «Гоголь. СПб» – остроумная, мозаичная фантасмагория типов и характеров на фоне непарадного, почти «кукольного»  Петербурга. В спектакле использованы  четыре  произведения Николая Гоголя: «Портрет», «Нос», «Шинель» и «Невский проспект». Вместо линейного повествования используются метафоричные ассоциации театра объекта и формы. Это дает зрителю возможность увидеть в произведении, хорошо известном по школьной программе, новые смыслы и неожиданные открытия».

В формате видеопоказа

Фестиваль театров кукол стран БРИКС сложно было бы представить без постановок коллективов Бразилии, Индии, Китая и ЮАР. Но всё еще действующие ограничения не дали возможности театрам этих стран приехать в Дагестан. В итоге было принято решение организовать видеопоказы спектаклей зарубежных участников.

Так, от театра «Janni Young Productions» из Кейптауна (Южно-Африканская Республика) вниманию зрителей была представлена постановка «Жар-птица».  Спектакль синтезировал в себе кукольное и танцевальное представление, поставленное по оригинальной партитуре музыки Игоря Стравинского.

Театр «Гирамундо» из города Белу-Оризонти (Бразилия) представил постановку «Ориша», в которой переплетаются сюжеты зарождения мира, Земли и человека, а также богатая символика мифологии и космогонии культуры южноамериканских народов. Другой коллектив из Бразилии, «Иллюзорио», принимавший участие со спектаклем «Хрупкий» в I Международном фестивале «Волшебный мир театра стран БРИКС» (2019), в нынешнем форуме участвовал с постановкой «Verbo».  Режиссер Игорь Годиньо в новой работе повествует о сотворении человека, хрупкости его жизни и неизъяснимости божественного замысла.

Китай представлял Уханьский театр кукол, показавший спектакль «Молодой Конфуций», в центре идейного замысла которого – взгляд Конфуция на полезность обучения.

Индию представила группа театра кукол «Ишара» со спектаклем «Когда земля становится водой». Это визуально ошеломляющая феерия, основанная на работе Ниты Премчанд о великом потопе в индийской, библейской и месопотамской мифологии. Полные движущихся персонажей, божественной музыки и красивых декораций виртуальные, вневременные истории показали, что независимо от того, какие культурные барьеры разделяют нас, в конце концов, мы все одинаковы в глазах Бога.

Республика Беларусь не является частью альянса БРИКС, но в фестиваль включилась с радостью. Так, театр «Лялька» (Витебск) прислал для участия в программе видеозапись спектакля «Куклы Тима Талера, или Проданный смех» по произведению Джеймса Крюса. Историю своего детства и взросления в постановке рассказывает взрослый Тим Талер и его друзья – коллеги по театру кукол.

… Такой вот насыщенной и многогранной выдалась программа фестиваля театров кукол стран БРИКС. Будем надеяться, что этот большой просветительский проект еще не раз соберет в столице Дагестана ведущих кукольников страны и зарубежья, которые вновь окунут нас всех в волшебный мир кукольного жанра. Ждем с нетерпением!

Статьи из «Театры»

Комедия с ноткой грусти

57
Проникновенные речи, яркость передаваемых образов, артистизм и, самое ценное, глубокий...

Спектакль о самом главном

13
Когда дети растут без отца, без его любви, заботы и поддержки, им приходится идти по жизни,...

Восемь вечеров на Русской сцене

147
До официального открытия сезона в Русском драматическом...

Правда жизни через игру

14
Можно ли так словами описать человеческую боль, чтобы читающий ощутил ее каждой клеточкой...

Когда искусство вне политики

14
Подлинное искусство всегда найдет путь к человеческим сердцам и заявит о себе. Творчество...

Сезон фестивалей

23
С приходом осени начался новый театральный сезон, который традиционно сопровождается...

Гоголь в волшебном мире кукольного жанра

39
«Мертвые души» Гоголя читали все. Целиком ли,...

Она перевернула театральный мир

24
Зинаида Райх появилась на свет 130 лет назад. Она была...

«Больше, чем театр»

17
Под таким девизом на прошлой неделе в Крыму состоялся шестой образовательный заезд сезона...

Подарили детям сказку

19
В репертуаре Даргинского театра есть интересные постановки не только для взрослых, но и для...

Легенда комедийного жанра

27
Театр дарит зрителям самые разные эмоции: может погрузить в меланхолию, заставить бояться,...

Смеха ради

96
Когда на сцене театра создается новая постановка в таком жанре, как фарс, режиссёр и артисты...