Он был мастером на все руки
Первый дагестанский профессиональный фотохудожник Амин Чутуев обладал безукоризненным вкусом в выборе сюжетов и фантазией. Доказательством тому служат его многочисленные работы, в их числе хорошо знакомые нам «Великан Абдурахман из Кикуни», «Художник Джемал за работой», «Фазу Алиева с сыном» и другие. В связи с 110-летием со дня рождения известного фотографа мы беседуем с его сыном Камилем ЧУТУЕВЫМ.
– Камиль Аминович, каким был профессиональный путь вашего отца?
– Отец рассказывал, что увлекся фотографией в 20 лет. Родители видели в нем учителя или инженера, но он никак не мог оставить фотографию. Аппаратура тогда была примитивной, и, чтобы получить готовый снимок, нужно было приложить немало усилий. Первый фотоаппарат – «Фотокор» с деревянным штативом-треногой – появился у него в 20-е годы прошлого века. Уезжая в армию, он повез его с собой снимать армейскую жизнь и сотрудничал с дивизионной газетой. Практиковался у известных в республике фотографов, ездил повышать мастерство в Москву, в «Союзфото». Немало времени и труда у него ушло на то, чтобы стать тем, кем он стал.
В течение многих лет отец был единственным фотожурналистом-дагестанцем. В 1931 году стал работать фотокорреспондентом в газете «Ленин Елу», а в 1932-1940 гг. работал в «Дагестанской правде», куда и вернулся после войны. С 1951 года являлся фотокорреспондентом ТАСС по Дагестану. Также работал в газете «БагIараб байрахъ», в Дагестанском краеведческом музее.
– Амин Чутуев – фотограф от бога. А каким он был отцом?
– Мать с утра до ночи была на колхозной работе, бабушка оставалась с нами. Они делали всё, чтобы старшая сестра, я и младший брат не испытывали трудностей и голода. Отец сначала служил в армии, затем началась война. А когда вернулся с фронта, казался таким чужим… Любовь матери и ее заботу я чувствовал, а к отцу привыкал долго. Помню, он был строг с нами. Очень любил своих друзей, порой даже казалось, больше, чем свою семью.
Дружил он с поэтами Р. Гамзатовым, Ю. Хаппалаевым, А. Аджаматовым, артисткой Б. Мурадовой, драматургом и актером Кумыкского театра А. Курбановым, художником М. Джемалом, редактором газеты «БагIараб байрахъ» М. Шамхаловым, поляком, офицером Советской Армии, участником ВОВ Ю. Гутевичем, азербайджанским композитором Б. Кулиевым. Крепкая дружба связывала его с Ильясом Шурпаевым.
Самого отца и его фотоработы до сих пор вспоминают те, кто встречался с ним. Каждый отзывается о нем как о незаурядной личности, интеллигентном, всесторонне развитом, с тонким вкусом человеке.
– Благодаря вам фотографическое наследие Амина Чутуева не исчезло бесследно. Расскажите о его выставках.
– На выставке, пока единственной, посвященной 100-летию отца, в Музее истории г. Махачкалы было представлено более 150 фотографий, сделанных в 20-60-е гг. XX века. Большинство фотоматериалов не только никогда не демонстрировалось широкой публике, но даже не было отпечатано. Больше двух лет ушло на их восстановление и перевод в цифровой формат. По инициативе директора музея Заремы Дадаевой были выставлены также фотокамеры и фотоувеличитель, которыми пользовался отец. Зрители на фото 40-50-х гг. узнавали себя. Выставка продлилась около 4 месяцев.
В 2018 году состоялась презентация альбома в двух томах «Портрет эпохи. XX век Амина Чутуева», инициированная директором Издательского дома «Дагестан» Умаросманом Гаджиевым.
– Был ли снимок, который ваш отец считал наиболее удачным?
– Не могу припомнить. Он был самокритичным, ревностно относился к своей работе. Об одном из живописных районов – Кахибском (ныне Шамильский) – отзывался с особой любовью, ездил туда многократно. Его впечатляли старинные замки, аулы, к большому сожалению, заброшенные их жителями. Часто бывал в Чохе, в Мегебе, гостил у своего друга Героя Советского Союза Магомеда Гамзатова, с которым учился в Таганроге.
– Чем Амин Галимович любил заниматься в свободное время?
– Отец был мастером на все руки, мог изготовить предметы мебели, в Кумухе они до сих пор сохранились, хорошо разбирался в электричестве, искусно делал ювелирные изделия и даже кладку. Играл на таре, мандолине, кларнете, свирели, барабане. Но особенно любил тар и в любой свободный момент играл на нём, пел народные песни. Ни одна встреча друзей не обходилась без музыки. Старожилы-кумухцы вспоминают, как Амин Чутуев с друзьями (З. Дибировым, А. Алиевым, А. Лугуевым, Б. Билаловым и др.) в сумерках, когда люди приходили после трудового дня, устраивали импровизированные концерты над Кумухом на КIурунна. Музыка лилась над всем селом, доставляя односельчанам огромное удовольствие, ведь в то время не было ни радио, ни телевизоров… Когда в Кумухе в 30-х годах был организован Лакский театр, Амин принимал активное участие, первым для него перевел азербайджанскую пьесу «Мешедии бат». Всю свою жизнь он любил лошадей и с интересом рассказывал о них, о том, как их приручал, тренировал. Отец очень любил цветы, разбил цветник с незнакомыми для кумухцев видами цветов. Был большим юмористом – о проделках Чутуева до сих пор помнят в народе.
– Планируете ли организовать новую выставку?
– Проведение выставки требует организационных усилий и финансов. Первую я организовал на свои средства, но, увы, сейчас нет такой возможности. Думал и о том, чтобы открыть постоянную экспозицию в Кумухе или в Махачкале, однако и для этого нужна площадка.