Песни Барият помогают людям жить
«Здравствуйте, многоуважаемая и всеми любимая Барият Солтанмеджидовна! Пишет Вам один из многочисленных Ваших зрителей, который восхищается Вашим изумительным голосом. Ваши песни помогают жить. Я некоторое время жил у родственников в Махачкале, там-то и услышал Ваш волшебный голос, там же впервые и увидел на сцене. Удивительный у Вас театр, и Вы, конечно же, – его украшение…».
Это небольшой фрагмент письма легенде дагестанского театрального искусства, народной артистке СССР Барият Мурадовой от поклонника ее творчества. Оно и многие другие подобные послания, подписанные просто «С уважением, Ваш зритель», многие годы хранились в семейном архиве актрисы. Но благодаря выпущенной в 2014 году в Дагестанском книжном издательстве книге «Барият Мурадова» эти и многие другие интересные факты из жизни прославленной актрисы стали достоянием Дагестана. И это замечательно!
Составитель издания — заслуженный учитель Дагестана, ныне заведующая Дагестанским музеем истории театров Лилия Джамалутдинова говорит, что работа над книгой стала для нее очень важным этапом в жизни.
— Было нелегко, конечно, собирать буквально по крупицам материал для книги, — рассказывает она. – Но это ни в коем случае не могло меня остановить, ведь речь шла о выдающейся актрисе. Чем больше погружаешься в историю жизни и творчества этой поистине удивительной личности, тем больше осознаешь, какой величиной была Барият Мурадова в мире театра не только Дагестана, но и страны в целом.
Кропотливый труд позволил выпустить издание, в котором героиня раскрыта с самых разных ракурсов. Воспоминания из детства, важные этапы творчества, любимые театральные образы, время, в котором жила актриса… Каждый фрагмент, каждый монолог, вырванный будто бы из личного ее дневника, раскрывает нам яркие страницы удивительной жизни удивительной женщины.
«Еще на заре моей творческой деятельности у меня произошла знаменательная встреча, запавшая в сердце. Едва я успела закончить техникум, как вдруг узнала, что меня включили в число артистов, которые будут представлять молодое дагестанское искусство в Москве. Трудно передать то счастье, которое я испытала. Москва для всех нас была символом Страны Советов, и побывать в ней мечтал каждый. Я замирала от восторга, когда представляла себе, как буду ходить по московским улицам, выступать на столичной сцене. И вот моя мечта сбылась. Я пою кумыкские песни в самом сердце нашей страны, в огромном зале, заполненном до отказа… Во время антракта ко мне за кулисами подошла немолодая, скромно одетая женщина. Пожимая мне руку, она сказала: «Молодец, девочка, очень хорошо спела. Заходи ко мне завтра, побеседуем». Это была Надежда Константиновна Крупская.
На следующий день вместе с подругой я поехала в Наркомпрос. Надо сказать, что одета я была не по сезону – выехала из Махачкалы в легких туфельках и летнем платьице, а в Москве стояла настоящая зима. Надежда Константиновна угостила нас чаем, долго беседовала с нами, расспрашивала о жизни, учебе. Помню ее слова о том, что одних способностей мало, надо обязательно всю жизнь учиться. Когда мы собирались уходить, Надежда Константиновна протянула мне деньги и сказала: «Тебе надо потеплее одеться, а то простудишься». Ее ласковые слова, материнская забота согрели меня больше, чем теплая одежда, придали мне силы и вдохновения на многие долгие годы».
В другом монологе Барият Мурадова рассуждает о времени, в котором она жила и трудилась: «Мое счастье – это совпадение моих личных устремлений и нового общественного строя. Я с удовольствием играла в спектаклях, направленных против социального неравенства, власти денег, законов шариата, бездушия, расчета, подлости. Мне было по душе все радостное, оптимистическое, светлое. Говорят, у меня нет ни одной «злой» роли, что даже драму и трагедию я делаю не безысходными. Я люблю жизнь и верю в нее, тысячи таких, как я, при советской власти получили право на достойную жизнь, возможность раскрыть свои природные дарования».
О нелегком труде артиста и кропотливой, каждодневной работе актера рассказывает следующий отрывок из воспоминаний:
«Недавно мне пришло письмо от незнакомой девушки. Она пишет: «Я хочу петь, танцевать, люблю слушать музыку, но мои родители говорят, что артисты – бездельники. Как мне поступить? У меня нет большей цели, кроме искусства…» К сожалению, до сих пор встречаются люди, которые считают профессию артиста несерьёзной, легкой. Представление это неправильное. Так могут говорить только те, кто ищет в театре развлечения. Актеры, по мнению этих людей, — нечто вроде марионеток: дернул за ниточку – они и спляшут, и споют, а следовательно, артистическое дело – легкое. На самом деле театр – это одна из форм воспитания чувства прекрасного. Вот, например, показываем в одном селении спектакль «Без вины виноватые». Если игра талантлива, если мы живем жизнью героев, то и зрители до глубины души переживают все, что происходит на сцене, — любовь, материнскую нежность, ненависть к подлости, мещанству, несправедливости. Это очень важно – научить людей глубоко и красиво чувствовать. Легко ли актеру вызвать все эти переживания? Нет. После спектакля актер устает так, как будто выполнял тяжелую умственную и физическую работу. За какие-то два часа прожита жизнь во всем ее многообразии. Нет, не легкий это труд. Он такой же напряженный, как и все остальные виды человеческой деятельности. Он так же важен и нужен, как труд рабочего, колхозника, ученого. Актер обогащает духовную часть нашей жизни лучшими чувствами, стремлениями, мыслями. И это прекрасно!»
А вот кусочек рассказа актрисы о самой себе, прочитав который, поймешь, почему дагестанцы в один голос неустанно повторяли: «Наша Барият».
«После спектакля часто выхожу на площадку, где меня ждут люди, и там, под открытым небом, под аккомпанемент гармошки или агач-кумуза пою народные песни, а затем мы беседуем о насущных сельских проблемах и о заботах театральных. И снова льются песни. Нет для меня в жизни более прекрасных мгновений, чем эти минуты полного слияния, единения со своим народом. И это постоянное общение с людьми необычайно обогащает не только мой жизненный, но и профессиональный опыт».
Помимо ярких, удивительных монологов самой актрисы, в книге содержится немало отзывов профессиональных критиков разных эпох о ее театральных работах. Воспоминаний, наполненных восторгом, написанных коллегами по творчеству, современниками. Читая все это, понимаешь, почему по сей день в поколениях сильна любовь к замечательной, искренне любившей свое дело актрисе. Актрисе от Бога Барият Мурадовой.