Под знаком абстракционизма
Это какие-то знаки, оставленные людям инопланетянами, загадочные коды, которые нам, землянам, неведомы. Но сумеем ли мы их расшифровать, понять правильно, и возможно ли это вообще? Именно такие мысли посещают тебя, когда смотришь на работы известного дагестанского художника-абстракциониста Ибрагимхалила Супьянова (на снимке).
Особое видение происходящего вокруг, стремление понять суть привычных вещей и сотворить что-то новое — всё это сопровождало его с детства. Именно тогда и появилось желание быть художником. Благо, родители отнеслись спокойно к ещё не до конца понятному тогда увлечению сына. И вот, окончив школу в Верхнем Каранае, юный Ибрагимхалил поступил в Дагестанское художественное училище им. М. Джемала.
Здесь он созревал как живописец и, самое главное, приобрел настоящего друга и учителя, который и помог ему найти себя, – Эдуарда Путерброта. Мастер, можно сказать, предопределил путь молодого художника, который Супьянову интересен и по сей день. Часто повторяемая Путербротом фраза: «Как бы ты ни рисовал, всегда получится хорошо», – помогает ему преодолевать страх перед чистым холстом, побороть сомнения. Возможно, благодаря этой безграничной вере в учителя имя Супьянова и загорелось так ярко.
Сегодня его работы хранятся во многих музеях искусств Дагестана, в собраниях Министерства культуры России, в частных коллекциях в Германии, Чехии, Словакии, США, Испании, Франции, Израиле…
Но не только в изобразительном искусстве проявился талант мастера – он еще и замечательный сценограф. Путь в мир театра ему так же открыл Эдуард Путерброт. Благодаря ему в 1975 году Ибрагимхалил впервые принимает участие в оформлении постановки Аварского театра к юбилею поэта Махмуда. Дебют оказался удачным. Невероятная магия сцены захватила молодого художника. Театры республики всё чаще приглашают его оформлять спектакли. «Ханума», «Бабушка Удрида», «Авиценна», «Камалил Башир», «Хочбар», «Легенда о любви» – далеко не весь список постановок, над которыми работал И. Супьянов. С каждой новой работой мастерство оттачивалось. С 1990 года он активно сотрудничает с Дагестанским театром оперы и балета, где и сегодня является главным художником.
В театральных работах мастера прослеживается влияние абстракционизма. Он ищет новые формы, неожиданные решения. И конечный результат ещё никогда не разочаровывал постановщиков. Декорации и созданные по его эскизам костюмы героев завораживают зрителя.
«Видение того, как всё должно выглядеть на сцене, приходит, можно сказать, на
интуитивном уровне, в голове зреет нечто, чему трудно дать какое-либо объяснение. Изображение как бы становится независимым и творит само себя. Приступая к созданию эскизов, я понимаю, что надо делать именно так, а не иначе. В этот момент меня ничто не останавливает, ничто не пугает», – делится Супьянов.
Среди ярких премьер художника и оформление балетных спектаклей М. Оздоева «Поэт и муза», и «Гамлет» по мотивам произведений У. Шекспира. Первая, наполненная богатой палитрой чувств, с точки зрения оформления запомнилась зрителю простором на сцене. По этому поводу художник говорит: «Желанием постановщика было сконцентрировать внимание на главном герое действия. Поэтому сцену решили не перегружать, а, напротив, оставить на ней как можно больше пространства, чтобы поэт мог в танце передать все те чувства, которыми он обуреваем. В оформлении костюма главного героя также должен был доминировать воздух – ничто не должно стеснять его тело и мятущуюся душу».
Балет «Гамлет», напротив, богаче с точки зрения декораций и костюмов героев. Здесь появляется величественный предмет – трон, а актёры одеты в красивые костюмы – эскизы также создал Ибрагимхалил. «Моим желанием было, сохранив старинное английское шекспировское звучание, внести что-то новое, неповторимое в наряд актёров, чтобы зритель с интересом их разглядывал».
Последняя громкая премьера, в которой Супьянов проявил свой недюжинный талант, – балет «Горянка». Режиссёр-постановщик Олег Виноградов предложил монохромную иллюстрированность. Он пожелал, чтобы внимание зрителя больше концентрировалось на танцующих. В декорациях художник использовал письмена, знаки, символы, и это стало оправданным сюжетом.
За долгие годы работы в театре Ибрагимхалил Супьянов сотрудничал со многими режиссерами. У каждого свой характер, свои идеи, свое видение постановки. И у всех художник зарекомендовал себя как настоящий профессионал, ищущий нетривиальные оформительские решения. Поэтому ему доверяют и с удовольствием сотрудничают. Как признается он сам: «Радует, что в большинстве случаев режиссеры меня понимают и не ограничивают творческой свободы. Для меня это очень важно – творить так, как велит ищущая душа. Тогда это честно и приносит счастье не только мне».
Театр и изобразительное искусство в его творчестве дополняют друг друга. Благодаря этому симбиозу рождаются талантливые образцы живописи, графики, интересных инсталляций и не менее завораживающих сценических декораций.
Сегодня И. Супьянов продолжает творческие поиски. Во что это выльется, не ведает никто. Даже он сам. Но есть уверенность, что это будет, как всегда, неповторимо, неожиданно и гипнотически прекрасно, «по-супьяновски».