Порталы в прошлое

Хотите ощутить дух Дагестана почти двухвековой давности, увидеть его улицы, базары, селения? Тогда смело отправляйтесь на выставку «Дагестан в почтовой открытке», представленную в Музее Махачкалы. Каждая карточка – окно в ушедший мир, а почерк на обороте – голос минувших столетий. История края, судьбы людей, развитие и видоизменение городов – выставка даст возможность погрузиться в иные эпохи и ненадолго окунуться в прошлое нашего края.
Экспозиция проекта – увлекательное путешествие в Дагестан дореволюционный через почтовые открытки, рассказывающие о повседневной жизни конца XIX – начала XX века, природных красотах, культурных особенностях и исторических памятниках.
Вниманию посетителей представлено более 140 открытых писем и почтовых карточек из фондов музея и частных коллекций. Они отражают виды городов Дербента, Темир-Хан-Шуры (Буйнакск), Порт-Петровска (Махачкала), Кизляра (вошел в состав Дагестана позже) и аулов Дагестанской области. В дополнение к визуальным материалам выставка включает архивные документы, обзоры региона, выдержки из газет «Кавказ» и книг.
Изменились или исчезли
Сегодня, когда Дагестан развивается как туристический регион и привлекает гостей со всей России и зарубежья, особенно интересно сравнивать, как выглядели населенные пункты в прошлом, что привлекало внимание фотографов, и проводить параллели с настоящим. Особую ценность представляют почтовые штемпели на открытках: по ним можно определить дату отправки и установить географию отправителей и получателей. Эти штемпели служат важными историческими свидетельствами маршрутов, связей между населенными пунктами и развития почтовой сети.

Петровск. Нагорная улица / Фото из архива музея
«Иллюстрации и текстовые надписи делают каждую открытку уникальным документом, позволяющим детально рассмотреть виды городов и аулов Дагестана и глубже понять прошлое республики», – отмечают кураторы выставки Наида Дибирова и Кавсарат Джакаева во вступительной статье к проекту.
Почтовая карточка (или открытое письмо) была одним из самых популярных и доступных средств коммуникации своего времени. Сейчас у нас есть социальные сети и мессенджеры, обеспечивающие мгновенную доставку информации. Однако был период, когда именно открытки считались самым быстрым средством общения. Это совместное австрийско-германское изобретение активно использовалось с 60-х годов XIX века. Благодаря дешевизне, скорости доставки и удобству, почтовая открытка быстро завоевала популярность и стала революционным средством связи.
Сегодня открытки отправляют редко. Но у потомков есть возможность узнать немало интересного о жизни людей минувших эпох, оставивших нам своеобразный портал в прошлое.
Собирать открытки в Музее Махачкалы начали практически с момента его основания. Большая заслуга в этом принадлежит бывшему директору Зареме Дадаевой.
«Зарема Гаджиевна вела переписку с коллекционерами, закупала редкие и уникальные экземпляры для нашего фонда, что-то находила на специализированных сайтах. Многое было подарено музею горожанами, людьми, желавшими сохранить для потомков историю родных мест. Первоначально собралась внушительная коллекция по Порт-Петровску и Махачкале. К 155-летию города в 2012 году мы представили это богатство на первой выставке открыток. Со временем коллекция пополнилась открытками с видами аулов Дагестана, других городов, с изображением людей, памятников архитектуры и природных достопримечательностей. Постепенно набралось такое количество материала, что мы решили организовать новую выставку, посвященную уже всему Дагестану», – рассказывает директор музея Наида Дибирова.
Многие здания и памятники, изображенные на открытках, не сохранились до наших дней или изменились до неузнаваемости. На выставке можно увидеть соборы в Кизляре, Темир-Хан-Шуре, Дербенте, Порт-Петровске, вид Верхнего Гуниба, памятники апшеронцам в Гунибе и Темир-Хан-Шуре.
Представлены изображения утраченных объектов, таких как Московские ворота в Кизляре или Ермоловские ворота в Дербенте. По открыткам мы можем понять, как они выглядели и где находились, жители Махачкалы могут представить, как выглядел храм Александра Невского. Центральные улицы столицы в прошлом – Барятинская, Соборная – ныне неузнаваемы, но их исторический облик сохранился на открытках. Для историков, этнографов, исследователей, краеведов и всех, кто интересуется историей родного края, эти изображения представляют огромную ценность.
Из исторических источников
Кураторы выставки погружают посетителей в атмосферу дореволюционного Дагестана не только через открытки, но и через исторические тексты: газетные вырезки, книжные фрагменты и путевые заметки. Эти документы дополняют визуальный ряд, позволяя глубже понять жизнь того периода, провести параллели с современностью и увидеть различия.

Порт-Петровск. Вид с бухты / Петровская мужская гимназия / Фото из архива музея
Особый интерес представляют выдержки из «Обзора Дагестанской области за 1891 год». Они рисуют картину экономики и уклада жизни в трех ключевых городах: Темир-Хан-Шуре, Порт-Петровске и Дербенте.
Вот например:
«…Особенно выдающихся промыслов в городах области не существует. Число ремесленников незначительное и состоит главным образом из пришлых горцев и евреев, и изделия их не отличаются ни качеством выделки, ни количеством и идут на удовлетворение лишь местных потребностей. Население Темир-Хан-Шуры и Петровска – преимущественно русские, занимаются извозом, который дает некоторый заработок в летний период навигации по Каспийскому морю. Горские евреи Дербента ведут ревностный торг в окрестных селениях».
А в следующем тексте рассказывается о том, какую роль в экономике дореволюционного Дагестана занимал Каспий:
«Рыболовством занимаются жители приморских городов Петровска и Дербента. Дербентские рыболовные воды сдаются городом ежегодно в аренду, и в отчетном году эта оброчная статья дала городской казне всего 650 р. доходу. Промысел этот незначительный, так как вылавливаемая в дербентских водах рыба, преимущественно сельдь и судак, не составляет предмета вывоза, а распродается на месте горожанам и жителям окрестных селений за низкую цену. Рыболовство в г. Петровске дает жителям значительно больше выгод, чем в Дербенте…».
Много внимание уделено в тексте развитию садоводства:
«…С падением мореневодства вся производительная деятельность городского населения Дербента обратилась к садоводству, и в особенности к культуре виноградных лоз, и в настоящее время на садоводстве зиждется всё экономическое благосостояние Дербента. Возделыванием виноградных садов и виноделен в особенности успешно занимаются армяне, евреи и несколько русских садовладельцев. Выделываемые ими дербентские вина приобрели известность далеко за пределами области и сбываются в большом количестве в Москве, Нижнем Новгороде и Царицыне…».
Фрагменты из путеводителя Г. Москвича 1906 года показывают динамичное развитие к началу XX века, особенно в Петровске:
«Главные предметы торговли – рыбные промыслы и нефтяные продукты. На протяжении 150 верст от Петровска тянутся обширные рыбные промыслы, которые дают красную рыбу и сельдь, в огромном количестве отправляемые во все концы России. Рыбопромышленник К. Воробьев, построивший громадный завод, обставил промыслы довольно прочно. В данное время живая рыба искусственно замораживается в паровом охладительном аппарате. Товар отправляется на столичные рынки по железной дороге. Кроме того, устроен консервный завод, производительность которого увеличивается. Ввиду того, что громадное количество грозненской нефти идет через Петровск, в нем в настоящее время московским товариществом построено 5 железных цистерн-резервуаров. Ссуществуют также нефтепроводы Ахвердова, товарищества Русаковского и других. В 1900 г. открыта первая в крае бумагопрядильная и ткацкая фабрика Решетникова».
Вот такой емкий, содержательный, интересный выставочный проект подготовила команда Музея Махачкалы. Каждая открытка, документ – это зафиксированные отрезки истории Дагестана. Выставка позволяет не только увидеть, как изменились города и села республики, но и почувствовать связь времен, понять быт и дух наших предков. Жителей и гостей республики приглашают совершить уникальное путешествие в прошлое Дагестана и по-новому взглянуть на его настоящее.
Статьи из «Выставки»
Краски Ингушетии в Стране гор

Краски нашей Родины

На языке красоты

Свет сквозь печаль

Великому подвигу посвящается!

За каждой картиной – история

Художник смыслов

Агитплакаты военного времени
